В коллекции Веломузея существует довольно значительное собрание горных велосипедов 1980-2000-х годов. Каждый из них чем-то интересен и необычен - конструкцией, дизайном или историей, или всем вместе. ;-) Я приобрел свой первый MTB в 1992 году, так что большая часть эволюции этого типа велотранспорта прошла, что называется, перед моими глазами, и потому я питаю стойкую любовь к этим аппаратам! ;-)
Представляю вам один из таких велосипедов из коллекции Веломузея - американский GT LTS 1997 года. Эта модель недаром имеет культовый статус в истории горного велосипеда – её необычная задняя подвеска признана одной из самых удачных для своего времени. Предыдущая модель «двухподвеса» GT RTS, появившаяся в 1993 году, считалась весьма успешной, несмотря на скромный ход задней подвески всего в 65 мм. Специфика конструкции RTS практически исключала увеличение рабочего хода без появления негативных последствий в виде ухудшения управляемости байка.
Здесь можно посмотреть обзор велосипеда GT RTS-2 и прочитать об истории бренда GT Bicycles:
Руководство GT Bicycles понимало необходимость разработки более длинноходной подвески и инженер Джим Басби (Jim Busby Jr.) придумал совершенно новую систему, получившую название LTS (Linkage Tuned Suspension), обладающую ходом до100 мм. По своей конструкции она относится к четырехрычажным подвескам (Horst-link), хотя реализована весьма своеобразно. Серийные образцы GT LTS появились в 1995-м. На таком велосипеде гонщик Нико Вулье (Nico Vouilloz) выиграл этап Кубка Мира DH в Cap d'Ail (Франция), а в следующем году стал уже Чемпионом Мира! Также на GT LTS (и его карбоновой версии STS) гоняли такие мировые звезды, как Стив Пит (Steve Peat), Майк Кинг (Mike King) и Ханс Рэй (Hans "No Way" Rey). В России эти байки также пришлись «ко двору» - на них выступали, насколько я помню, Артем Грек и Григорий Травин.
В 1997-м модель была модернизирована: появилась возможность изменять ход подвески: 3,7 или 4,7 дюйма. В такой конфигурации LTS производилась до конца 1999-го, а в 2000-м её сменила новая, столь же революционная модель I-Drive.
Слабым местом подвески LTS оказались подшипники скольжения, расположенные во всех 8 точках вращения рычагов подвески. Из-за попадания в воды и грязи втулки начинали скрипеть и быстро изнашивались. Проблема решалась установкой закрытых игольчатых подшипников.
Экземпляр GT LTS, хранящийся в коллекции Веломузея, изготовлен в 1997 году. Прежний владелец мне сообщил, что велосипед изготовлен по заказу спортивной команды AC; вот только никакой достоверной информации об этой команде мне найти не удалось. Велосипед радует интересной комплектацией - фрезерованная система Kooka, двухкоронная вилка Manitou с тюнинговыми фрезерованными траверсами, ободные гидравлические тормоза Magura, оборудование Shimano Deore XT и SRAM. Гидравлические ободные тормоза во второй половине 90-х считались одними из самых эффективных и хорошо контролируемых, но уже к началу 2000-х их вытеснили с рынка дисковые системы.
Посмотрите обзоры горных велосипедов различных конструкций из коллекции Веломузея: