«Двухподвес» Cannondale Super V 2000 1994 года является, наверное, моим самым любимым горным велосипедом в коллекции Веломузея. Оставив с стороне личные предпочтения, связанные с невыполнимыми мечтами начала 90-х и реализованными проектами конца того же десятилетия, ;-) отмечу, что эта модель без сомнения является одним из самых футуристических велосипедов своего времени и обладает при этом феноменальными техническими характеристиками и ездовыми качествами. Ну а сама американская компания Cannondale имеет устойчивую репутацию одного из самых инновационных брендов в велосипедной технике.
Впервые модель Super V представили в 1993 году – тогда в продажу поступил только «топовый» вариант на оборудовании Shimano XTR. В следующем, 1994 году, в каталоге фирмы была представлена линейка из трех модификаций в разных комплектациях и разных ценовых категорий. Журнал Business Week в 1994-м включил модель Cannondale Super V в список лучших товаров года, а журнал Popular Mechanics присудил ей награду за дизайн и инженерное мастерство.
В дальнейшем, модель Super V пережила несколько достаточно серьезных модернизаций. В 1995 году был появился маятник задней подвески, изготовленный из углеродного волокна и это был первый продукт фирмы из этого материала. В 1996-м начался выпуск модели Super V Active, у которой была переработана рама – ось вращения маятника сместилась ближе к каретке с целью уменьшить эффект «удара в педали» при срабатывании подвески. На этой модели изменились расположение амортизатора и конструкция маятника, который опять стал алюминиевым сварным.
Появилась также даунхильная версия Super V DH Active – у неё был увеличен ход подвески, добавилась верхняя труба рамы, делающая конструкцию еще более жесткой, маятник отличался конструкцией и наличием уловителя цепи. Велосипеды комплектовались двухкоронной вилкой Headshok Moto.
Велосипеды Super V с карбоновым маятником и Super V Active с алюминиевым в 96-м выпускались параллельно. В 2000-2001 годах производили еще версию Super V Active со штампованным маятником. Выпуск модели Super V прекратился в 2003 году.
В 97-м была представлена модель Super V Raven, являвшаяся версией Super V с карбоново-алюминиевой композитной рамой. Литая алюминиевая деталь передней части рамы, играющая роль арматуры, находилась между двумя карбоновыми оболочками. Алюминиевый маятник был такой же, как на моделях Super V Active. В 2000-м раму Super V Raven модернизировали, но неудачно – из-за поломок узла шарнира все рамы Super V Raven II были отозваны, что нанесло урон репутации фирмы и привело к финансовым потерям. В 2002 году модель Super V Raven была снята с производства.
Хотелось бы рассказать и о фирменной «кеннондайловской» амортизационной вилке HeadShok. С развитием индустрии горного велосипеда в начале 90-х появились первые «мягкие» вилки. То есть, сама-то передняя велоподвеска новостью не была уже лет 120, но требования, которые предъявил к ней маунтинбайк, оказались действительно новыми – жесткость на скручивание, большой ход, энергоемкость, надежность работы в условиях большого загрязнения, минимальный вес. Большинство производителей пошли путем, указанном мотоиндустрией – телескопическая конструкция, спиральные пружины, гидравлическое, воздушное или механическое демпфирование. И, соответственно, столкнулись с одними и теми же проблемами – недостаточная жесткость, избыточный вес и т.п. Некоторые изобретатели и производители выбрали свою дорогу – знаменитый Боб Гирвин создал параллелограммную вилку имени себя самого (Girvin), фирма AMP также представила вариант параллелограммной вилки, но с очень коротким ходом; существовали и другие необычные конструкции…
В 1992 году Cannondale представил воздушно-масляную амортизационную вилку, которая на тот момент знаменовала решительный прорыв в велосипедных технологиях – в отличие от других производителей, инженеры компании Cannondale поместили демпфирующее устройство внутри рулевого стакана увеличенного диаметра, что позволило минимизировать вес, обеспечить непревзойденную жесткость в сочетании с достаточно большим для того времени ходом в 50 мм. Отличительной особенностью вилки является наличие четырех направляющих с роликами (иглами) между внешней и внутренней трубами. От загрязнения механизм защищен гофрированным резиновым чехлом.
Увеличенный рулевой стакан Cannondale Si был запатентован и со временем стал новым стандартом, конструкция вилки получила наименование HeadShok, а вилка стала называться Fatty, т.е. «толстушка». По мере серийного выпуска вилка модернизировалась, появилась возможность изменять демпфирование или блокировать вилку на ходу.
По мере развития дисциплин скоростного спуска и фрирайда возникла потребность в вилке с большим ходом и в 1996 году Cannondale представил HeadShok Moto – двухкоронную вилку, где демпфирующие устройства были размещены в перьях. «Двухкоронка» Moto выпускалась в нескольких вариантах с ходами 100-120 мм, что для тех лет было великолепным результатом.
Следующим этапом эволюции технологии HeadShok было появление в 1999-м знаменитой «одноногой» Lefty, совершившей очередную «кэннондайловскую» революцию в индустрии маунтинбайка. Но о ней – в последующих публикациях. ;-)
В коллекции Веломузея имеется более десятка велосипедов Cannandale разных моделей и годов выпуска, среди которых 4 разновидности Super V. В этом обзоре представляю Cannondale Super V 2000, построенный в 1994 году. 94-й был первым годом массового выпуска этой модели, когда на рынке представили 3 варианта комплектации: V3000 –на компонентах Shimano XTR и XT со сверхлегкими титановыми комплектующими, V2000 – на группах XTR и XT и V1000 – на группах XT и LX, но с более простыми вилками и без некоторых опций. Обе подвески имели воздушно-масляные амортизаторы. У V3000 и V2000 вилка HeadShok RDC имела дистанционную регулировку демпфирования посредством отдельной манетки на руле – кстати, впервые в велоиндустрии. Также эти модели комплектовались сверхлегким рулем Coda XYZ Superlight необычной формы. Компоненты Coda разрабатывались и изготовлялись небольшой инновационной американской компанией Magic Motorcycles Company, владельцем которой и разработчиком продукции был Alex Pong. Позднее компанию купил Cannondale и Coda Magic стали штатными компонентами многих моделей фирмы. Между прочим, именно Alex Pong придумал и первым начал производство сверхлегких полых велосипедных шатунов. Обращают на себя внимание необычные эксцентрики, через которые тросики проведены к кантилеверным тормозам. Эти устройства «Force 40 Plus» запатентованы Cannondale и делают эффективнее кантилеверные тормоза на 40%.
Колеса собраны на французских ободах Mavic, швейцарских спицах DT м первоклассных втулках – сзади Shimano XT, спереди Coda. В штатной комплектации на велосипеде ставились контактные педали Shimano, но предыдущий владелец установил массивные «топталки». Можно вернуть оригинальные педали, благо они у меня имеются, но я тоже предпочитаю для обычной езды «платформы». Паспортный вес аппарата 11,6 кг. В целом велосипед очень сбалансированный и ездить на нем – одно удовольствие! ;-)
Посмотрите обзоры горных велосипедов разных конструкций и производителей из коллекции Веломузея: