Найти тему
Андрей Мятиев

Maverick ML7 – один из самых совершенных горных велосипедов начала 2000-х - из коллекции Веломузея.

В коллекции Веломузея хранится культовый американский «двухподвес» - Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Эта модель занимает особое положение в истории маунтинбайка – ведь её создавали не как коммерческий продукт, а как «идеальный велосипед для себя».

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

История создания Maverick началась в 1999 году, когда Пол Тёрнер (Paul Turner), создатель самых успешных велосипедных амортизационных вилок Rock Shox, совершивших переворот в велоиндустрии, устав от корпоративной культуры и мира большого бизнеса, вернулся в свой дом в Колорадо, а образовавшееся свободное время тратил на катание на велосипеде по окрестным горам в компании таких же энтузиастов. Неудовлетворенный имеющимися на рынке велосипедами, Тёрнер пришел к мысли, что неплохо было бы вернутся к конструкторской деятельности, чтобы создать «велосипед мечты» - идеальный двухподвес, отвечающий самым высоким требованиям. Объединившись с Фрэнком Фогелем (Frank Vogel), квалифицированным механиком и опытным создателем прототипов, Тёрнер занялся конструированием. Как единодушно утверждают «отцы-основатели», целью их деятельности была не коммерция, а создание пары велосипедов для личных нужд в соответствии с их собственными воззрениями и требованиями. В результате совместной работы и многих проб и ошибок появилась революционная конструкция «двухподвеса» с уникальной задней подвеской Monolink, главной частью которой был задний амортизатор, интегрированный в раму, а не закрепленный на болтах, как у большинства конструкций. Такая подвеска обеспечивает непревзойденную боковую жесткость и чёткость контроля при прохождении препятствий и сложных траекторий, а также минимально раскачивается при педалировании и остается активной при торможении. Новую модель назвали «ML-5» и построили несколько экземпляров, на которых Тёрнер и Фогель стали регулярно кататься, возбуждая общий интерес. Появление «велосипеда мечты» вызвало массу слухов в среде энтузиастов маунтинбайка, все хотели опробовать новинку и скоро стало понятно, что есть люди, желающие приобрести себе такие же аппараты.

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

По сути, благодаря Тёрнеру и Фогелю возник новый класс «двухподвесов» - легкие универсальные машины, пригодные для динамичной езды по сложным рельефам и фрирайда; сейчас такие велосипеды называют трейловыми. Когда появился рабочий прототип, Пол Тернер основал компанию Maverick American – что-то среднее между конструкторско-производственной фирмой и дизайн-бюро. По результатам длительных тестов в конструкцию внесли изменения и появилась модель, которую мы знаем, как ML7, оснащенная великолепной передней вилкой DUC 32 с четырехдюймовым ходом. К середине 2000-го года было построено две дюжины таких велосипедов для друзей и коллег и возникла очередь из желающих приобрести себе аналогичные. Так родился бизнес, собравший небольшой коллектив механиков, дизайнеров и инженеров, объединенных одной идеей – создавать инновационные продукты, руководствуясь не требованиями массового рынка, а собственным опытом и желаниями. Велосипеды собирались из частей, заказываемых разным производителям. Сварные рамы из специальных труб алюминиевого сплава 6061 изготавливались компанией Klein в штате Вашингтон. Встроенные амортизаторы, которые «по-автомобильному» можно назвать стойками, производились компанией Fox Racing. Внутри стойки – пружина и гидравлический демпфер плюс воздушная камера для точной настройки подвески. Рама весит 2,6 кг; комплектный байк – около 13 кг. Подвеска имеет ход по 4 дюйма спереди и сзади.

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Примечателен факт, что каждый велосипед Maverick имеет собственное имя, выгравированное вручную на шильдике-эмблеме, установленном на головной трубе. Там же указана дата производства. Велосипед, украшающий коллекцию Веломузея, называется Ivy и он изготовлен 8 октября 2001 года. Большинство велосипедов Maverick ML7 первоначально проданы в виде комплектов рама-вилка-подседел, называемых «фюзеляжем» или рам без вилок. Подбор компонентов обычно был уже «на совести» владельцев. «Фюзеляж» в 2001 году стоил 3500 долларов и из-за небольшого тиража рам приходилось подождать очереди на покупку.

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Мой велосипед укомплектован компонентами Shimano групп Deore XT и XTR и другими первоклассными комплектующими. Интересно использование комбо-ручек XT Dual Control, которые в начале 2000-х только появились на рынке. Лично мне этот тип ручек не нравится, но многим они кажутся весьма удобными.

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Интересны тесты велосипедов Maverick ML7, опубликованные в ведущих веложурналах в начале 2000-х. В основном отзывы восторженные, особенно это касается работы подвесок, эффективной передачи мощности от педалей к колесу, жесткости рамы и контролируемости велосипеда при прохождении препятствий. Неизменно отмечается высочайшее качество изготовления всех элементов рамы и вилки, а также красивый дизайн и внимание к деталям, вроде оголовья подседельной трубы. Велосипед называют «драйвовым» даже самые пессимистичные тест-райдеры. Однако, несмотря на положительные отзывы, Maverick ML7 не стал популярным, что связано в первую очередь с небольшим тиражом модели – изготовлено всего около 1000 экземпляров. Без сомнения, эта модель оказалась для своего времени революционной, реализовав в своей конструкции многое из того, что является в наше время признанным стандартом. Пол Тёрнер и Фрэнк Фогель более 20 лет назад сумели заглянуть в будущее, реализовав его собственными руками. ;-)

Интересен факт, что в 2003-2005 несколько модифицированный ML3 серийно выпускался в виде модели Klein Palomino. Бренд Klein тогда уже принадлежал Trek Bicycle Corporation, а для выпуска этой модели у Пола Тёрнера была приобретена лицензия. С освоением производства рамы проблем не возникло, так как завод Klein в штате Вашингтон и так выпускал эти рамы для Maverick ML7.

Посмотрите публикации, посвященные горным велосипедам 1990-2000-х годов из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Американский «двухподвес» Maverick ML7, изготовленный 8 октября 2001 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.