Найти тему

Главные изменения в законодательстве по охране труда: экспертный анализ

Оглавление

«Методы менеджмента качества», март 2024.
Рубрика: Надежность и безопасность.
Авторы: Санина А.А., Рыбалкина А.А., Георгиева А.А.

С 5 по 9 февраля в рамках Недели «Техэксперт» прошла практическая конференция «Изменения в законодательстве — 2024», вместившая в себя шесть тематических секций, посвященных изменениям в сферах аккредитации и метрологии, производственной безопасности, пищевой промышленности, санитарных норм и правил, проектирования и строительства. Генеральным информационным партнером конференции выступило РИА «Стандарты и качество». В статье кратко изложены тезисы секции «Важные изменения в области охраны труда 2023—2024 гг.». Полные материалы секции, а также письменные ответы на вопросы слушателей будут доступны пользователям профессиональной справочной системы «Техэксперт: Охрана труда» уже в начале марта.

Общий обзор изменений

Краткое резюме изменений в области охраны труда за 2023–2024 гг. прозвучало в выступлении вице-президента ассоциации «Эталон» В.В. Савинова. Спикер оценил возросшее количество обязанностей работодателя в свете изменяющегося законодательства.

Докладчик акцентировал внимание на том, что требования охраны труда устанавливаются не только и не столько внешними нормативными правовыми актами (НПА), но и локальными нормативными актами (ЛНА), в которых должны отражаться результаты специальной оценки условий труда (СОУТ), а также оценки профессиональных рисков (ОПР). В.В. Савинов подчеркнул, что все процессы и процедуры, описанные в документах системы управления охраной труда (СУОТ), должны быть составлены не «под копирку», а по результатам задокументированных СОУТ и ОПР.

Среди изменений, вступающих в силу в 2024 г., спикер обратил внимание на новую редакцию ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которая вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и посвящена оказанию первой помощи и составу медицинских аптечек. Кроме того, он отметил, что параллельно обсуждается проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам», который предположительно вступит в силу с 1 марта 2025 г. В нем регламентируются обязанности работодателя, такие как дополнительное обеспечение работников отдельных отраслей аптечками; разработка локального нормативного акта, устанавливающего порядок размещения, хранения и использования у работодателя аптечки и назначение ответственного лица; разметка мест хранения аптечек специальными сигнальными цветами; систематический контроль комплектации и регистрация использования аптечек.

В.В. Савинов обратил внимание слушателей на проекты, которые еще не приняты, но уже разработаны. Среди них — новые правила по охране труда для ряда специальных условий труда и профессий, два новых профессиональных стандарта, новый Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, а также изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер и Правила противопожарного режима в РФ.

Спикер поделился своим мнением о том, как эффективно организовать работу в условиях новых требований: привел список процедур, которые необходимо провести для своевременной имплементации законодательных изменений в бизнес-процессы (рис. 1), посоветовал обратить внимание на Реестр обязательных требований по охране труда, размещенный на сайте ot.gov.ru, напомнил о необходимости регулярно обновлять ЛНА, инструкции по охране труда, учитывать результаты проверки профессиональных рисков и не забывать о стандартах, проверочных листах и индикаторах риска нарушения обязательных требований. Была дана краткая инструкция по проведению повторной или внеплановой СОУТ.

Рис. 1. Работа с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, регламентирующими охрану труда на предприятии (по докладу В.В. Савинова)
Рис. 1. Работа с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, регламентирующими охрану труда на предприятии (по докладу В.В. Савинова)

Проекты Порядка проведения медицинских осмотров и Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях

Р.И. Бикметов, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области, член Правительственной комиссии по охране труда Свердловской области, эксперт в области охраны труда, в своем докладе осветил одну из затронутых В.В. Савиновым тем — изменения в Порядке медицинских осмотров.

Планируется отмена действующего Порядка медицинских осмотров, введенного Приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Вынесен на публичное обсуждение новый проект «Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичности, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Докладчик отметил, что существенных изменений новый проект не содержит: основания для медосмотров и их периодичность не изменились. Однако проект устраняет главную проблему — название приказа теперь не содержит ссылки на конкретные статьи Трудового кодекса РФ. Текст документа конкретизирует, что организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров за счет собственных средств возлагается на работодателя. Спикер неоднократно подчеркнул, что не только направлять работников на медосмотр, но и отслеживать результаты этих осмотров — обязанность и задача работодателя. Кроме того, некоторые категории работников не вправе исполнять свои трудовые обязанности без прохождения обследований в медицинском учреждении.

Нарушение правил организации и проведения медосмотра, даже не повлекшее за собой каких-либо последствий, грозит работодателю юридической ответственностью по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Размер штрафа:
• для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.;
• для индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
• для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

А.И. Мухачёва, эксперт в области охраны труда, автор книги «Охрана труда — 2022: не для профи», преподаватель учебных центров в Москве и Казани, выступила с докладом о проекте приказа Минтруда РФ об утверждении Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата. Приказ должен был вступить в силу еще с 1 сентября 2023 г., но получил много замечаний (в том числе связанных с дублированием уже существующих нормативных требований) и был отправлен на доработку. В нынешней редакции документ устанавливает обязанности работодателя при организации проведения работ в условиях гидрометеорологических неблагоприятных и опасных природных явлений, а также низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Отдельно описаны обязанности при работе в условиях повышенных и пониженных температур (включая порядок сокращения рабочего дня); при гололедно-изморозевых отложениях; сильных атмосферных осадках; сильном и ураганном ветре, смерче, шквале, во время грозы; при управлении наземными транспортными средствами при ряде погодных условий. Кроме того, проект содержит требования по защите рабочих мест от вредного воздействия оборудования, которое является источником пониженных и повышенных температур (в том числе из-за инфракрасного излучения), повышенной и пониженной влажности, повышенной скорости движения воздуха. Вероятнее всего, в 2024 г. документ будет доработан и утвержден, поэтому работодателям стоит держать его в уме и принять активное участие в обсуждении нового проекта.

Цифровые инструменты для выполнения требований охраны труда

А.А. Санина, руководитель проекта «Тех­эксперт» по направлению производственной безопасности, в своем выступлении рассказала о динамике изменений законодательства в области охраны труда последних лет: специалисты по охране труда не успевают внедрить в свои бизнес-процессы одни новые требования, а в силу уже вступают следующие. Докладчик акцентировала внимание специалистов на цифровых сервисах и услугах системы «Техэксперт: Охрана труда», которые помогут в этом непростом деле. Среди них — сервис для подготовки к изменениям законодательства «Главные изменения для специалиста», большой массив справочной информации с такими прикладными инструментами, как планировщики, чек-листы, авторские консультации и готовые шаблоны документов по охране труда.

Кроме того, спикер отметила обновленную и улучшенную поддержку пользователей в системе «Техэксперт: Охрана труда». Каждый пользователь может задать неограниченное количество вопросов эксперту и получить ответ в течение 24 часов, запросить разработку необходимого образца документа, стать участником ежемесячных вебинаров, пройти обучение охране труда, а также с помощью специалистов службы поддержки отправить грамотно составленное обращение в Минтруда.

Программа секции включала практическую кейс-конференцию «Автоматизация в сфере охраны труда: опыт предприятий». Ее модератором была А.А. Рыбалкина, бренд-менеджер Интегрированной системы управления производственной безопасностью (ИСУПБ) на платформе «Техэксперт». В рамках кейс-конференции спикеры поделились своим опытом организации охраны труда на предприятии с помощью средств автоматизации.

Т.Е. Сокоева, начальник отдела экологической безопасности ООО «ПО «Металлист», в своем докладе «Практический опыт автоматизации ОТ и ПБ» отметила, что автоматизация процессов позволила упростить работу и обеспечила ощутимую экономию времени. Был улучшен контроль за соблюдением требований охраны труда, сокращено время на подготовку отчетности и анализ данных, увеличена прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон, а также снижены риски и повышена безопасность на рабочих местах. Докладчик отметила, что благодаря внедрению ИСУПБ «Техэксперт» стало легче отслеживать выполнение требований, контролировать сроки, планировать мероприятия, а также генерировать отчеты для анализа и принятия решений (рис. 2).

Рис. 2. Наглядные результаты внедрения инструментов автоматизации процессов охраны на примере ИСУПБ «Техэксперт» (по докладу Т.Е. Сокоевой)
Рис. 2. Наглядные результаты внедрения инструментов автоматизации процессов охраны на примере ИСУПБ «Техэксперт» (по докладу Т.Е. Сокоевой)

Ю.А. Афанасьева, руководитель группы промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды филиала АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в г. Тосно, представила доклад «Внедрение интегрированной системы управления производ­ственной безопасностью в филиале АО “Газпром газораспределение Ленинградская область”». Она отметила, что система обеспечила надежный контроль исполнения мероприятий по производственной безопасности со стороны профильной службы и руководства организации. Благодаря автоматизации значительно увеличена оперативность передачи данных по направлениям обеспечения охраны труда работников филиала (обучение и аттестация, медосмотры, обеспечение СИЗ и СиОС и т. д.) между профильной службой и вовлеченными производственными подразделениями. Также с помощью ИСУПБ унифицированы форматы хранения и передачи данных в области охраны труда и пожарной безопасности.

В.Н. Коптелов, руководитель службы охраны труда АО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС», в своем докладе «Автоматизация бизнес-процессов для повышения эффективности работы специалиста по охране труда» упомянул такую существенную выгоду от внедрения ИСУПБ «Техэксперт», как экономия на фонде оплаты труда. Администрация предприятия имеет доступ к аналитике состояния охраны труда и в экстренном случае может оценить масштаб бедствия и найти время для решения данных вопросов. А служба охраны труда благодаря автоматизации процессов получает кадровые данные быстро и точно, без участия отдела кадров, генерирует нужные документы за 3—5 секунд, выполняет все задачи и мероприятия в срок. Таким образом, существенно снизилась нагрузка на специалистов службы охраны труда, улучшилось планирование их работы. Каждый специалист теперь имеет возможность заглянуть в будущее: выбрать дату в органайзере системы, увидеть автоматически сгенерированный список дел к выбранному времени и спокойно к ним подготовиться.

Правила выдачи СИЗ и проведения СОУТ

Руководитель рабочих групп Ассоциации СИЗ В.Н. Саркисов рассмотрел новые типовые формы и правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Сами изменения вступили в силу еще 1 сентября 2023 г., но далеко не все предприятия успели их внедрить.

Докладчик сделал акцент на обязанности работодателя за счет собственных средств обеспечить работников СИЗ и смывающим средствами, включая их приобретение, выдачу, хранение, уход, вывод из эксплуатации, утилизацию. Еще одна обязанность работодателя — разработка Единых типовых норм выдачи СИЗ с учетом результатов СОУТ и ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии). Кроме того, работодатель обязан обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за каждый этап обеспечения.

Работник в свою очередь обязан использовать СИЗ по назначению, соблюдать правила эксплуатации, проводить перед началом работы осмотр и оценку исправности СИЗ, возвращать их в случае порчи, истечения срока эксплуатации, а также увольнения.

Нарушение правил организации обеспечения и выдачи СИЗ грозит работодателю юридической ответственностью по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

Канд. техн. наук, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, генеральный директор Центра инжиниринга безопасных условий труда А.А. Любимов рассказал о новой методике проведения СОУТ, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.11.2023 № 817н и вступающей в силу с 1 сентября 2024 г.

В частности, в рамках методики актуализированы:
• классификатор вредных и опасных производственных факторов;
• форма отчета о проведении СОУТ;
• инструкция по заполнению отчета.

В новой методике установлено, что в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (их перечень утвержден Правительством РФ), СОУТ проводится с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для нарушителей порядка проведения СОУТ на рабочих местах существует разветвленная система предупреждений и штрафов (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП):
• для должностных лиц — в размере от 5000 до 10000 руб.;
• для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 руб.;
• для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
• штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;
• штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для предпринимателей;
• штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организаций.

Административная ответственность за нарушение порядка проведения СУОТ предусмотрена и для организаций, которые ее осуществляют (ст. 14.54 КоАП):
• для должностных лиц — в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
• для юридических лиц — от 70 000 до 100 000 руб.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
• штрафа для должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
• штрафа для юридических лиц — в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Эксперт организации, проводивший специальную оценку условий труда и совершивший при этом административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.

В рамках мастер-класса для широкой аудитории, организованного учебным центром «МАЭБ», канд. мед. наук Е.А. Харитонова, преподаватель первой помощи, член Российского общества первой помощи, провела обучение базовым навыкам, необходимым в случае возникновения экстренных ситуаций. Она рассказала о том, как правильно оценить ситуацию, определить, какие меры необходимо предпринять, и провести необходимые действия. Она также подробно объяснила, как оказать помощь при различных видах травм и повреждений, а также при острых заболеваниях. Мастер-класс состоял из теоретической и практической частей. В ходе теоретической части Е.А. Харитонова рассказала о правилах и алгоритмах оказания первой помощи, а затем слушатели перешли к практической части, в ходе которой было проведено обучение по четырехступенчатому методу (рис. 3).

Рис. 3. Четырехступенчатый метод обучения (по докладу Е.А. Харитоновой)
Рис. 3. Четырехступенчатый метод обучения (по докладу Е.А. Харитоновой)

Резюме

В работе секции приняли участие более 2300 человек, которые задали 312 вопросов. На 96 из них спикеры ответили в прямом эфире. Часть вопросов были освещены экспертами Консорциума «Кодекс» в аффилированном телеграм-канале «Техэксперт: Охрана труда и безопасность».

ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ

Как оптимизировать внедрение законодательных изменений по охране труда в бизнесс-процессы

1. Охрана труда — уже несколько лет самая динамично развивающаяся предметная область в законодательстве. Существенно обновленные требования вступают в силу каждые полгода, их имеет смысл активно отслеживать и сразу имплементировать в свои бизнес-процессы.
2. Механизм имплементации законода­тель­ных изменений должен быть разработан и зафиксирован в локальных нормативных актах организации. В противном случае каждое изменение будет становиться неприятной неожиданностью.
3. Поскольку даже при разработанных механизмах имплементация занимает время, следует готовиться к ней заранее. Нормы, вступающие в силу с 1 сентября 2024 г., нужно начинать внедрять уже сегодня.
4. Как для отслеживания изменений, так и для автоматизации самих рабочих процессов по охране труда можно и нужно использовать современные цифровые инструменты. С их помощью можно автоматизировать даже те процессы, которые, на первый взгляд, целиком зависят от человека.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество