«Методы менеджмента качества», март 2024.
Рубрика: Надежность и безопасность.
Авторы: Санина А.А., Рыбалкина А.А., Георгиева А.А.
С 5 по 9 февраля в рамках Недели «Техэксперт» прошла практическая конференция «Изменения в законодательстве — 2024», вместившая в себя шесть тематических секций, посвященных изменениям в сферах аккредитации и метрологии, производственной безопасности, пищевой промышленности, санитарных норм и правил, проектирования и строительства. Генеральным информационным партнером конференции выступило РИА «Стандарты и качество». В статье кратко изложены тезисы секции «Важные изменения в области охраны труда 2023—2024 гг.». Полные материалы секции, а также письменные ответы на вопросы слушателей будут доступны пользователям профессиональной справочной системы «Техэксперт: Охрана труда» уже в начале марта.
Общий обзор изменений
Краткое резюме изменений в области охраны труда за 2023–2024 гг. прозвучало в выступлении вице-президента ассоциации «Эталон» В.В. Савинова. Спикер оценил возросшее количество обязанностей работодателя в свете изменяющегося законодательства.
Докладчик акцентировал внимание на том, что требования охраны труда устанавливаются не только и не столько внешними нормативными правовыми актами (НПА), но и локальными нормативными актами (ЛНА), в которых должны отражаться результаты специальной оценки условий труда (СОУТ), а также оценки профессиональных рисков (ОПР). В.В. Савинов подчеркнул, что все процессы и процедуры, описанные в документах системы управления охраной труда (СУОТ), должны быть составлены не «под копирку», а по результатам задокументированных СОУТ и ОПР.
Среди изменений, вступающих в силу в 2024 г., спикер обратил внимание на новую редакцию ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которая вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и посвящена оказанию первой помощи и составу медицинских аптечек. Кроме того, он отметил, что параллельно обсуждается проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам», который предположительно вступит в силу с 1 марта 2025 г. В нем регламентируются обязанности работодателя, такие как дополнительное обеспечение работников отдельных отраслей аптечками; разработка локального нормативного акта, устанавливающего порядок размещения, хранения и использования у работодателя аптечки и назначение ответственного лица; разметка мест хранения аптечек специальными сигнальными цветами; систематический контроль комплектации и регистрация использования аптечек.
В.В. Савинов обратил внимание слушателей на проекты, которые еще не приняты, но уже разработаны. Среди них — новые правила по охране труда для ряда специальных условий труда и профессий, два новых профессиональных стандарта, новый Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, а также изменения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер и Правила противопожарного режима в РФ.
Спикер поделился своим мнением о том, как эффективно организовать работу в условиях новых требований: привел список процедур, которые необходимо провести для своевременной имплементации законодательных изменений в бизнес-процессы (рис. 1), посоветовал обратить внимание на Реестр обязательных требований по охране труда, размещенный на сайте ot.gov.ru, напомнил о необходимости регулярно обновлять ЛНА, инструкции по охране труда, учитывать результаты проверки профессиональных рисков и не забывать о стандартах, проверочных листах и индикаторах риска нарушения обязательных требований. Была дана краткая инструкция по проведению повторной или внеплановой СОУТ.
Проекты Порядка проведения медицинских осмотров и Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях
Р.И. Бикметов, главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области, член Правительственной комиссии по охране труда Свердловской области, эксперт в области охраны труда, в своем докладе осветил одну из затронутых В.В. Савиновым тем — изменения в Порядке медицинских осмотров.
Планируется отмена действующего Порядка медицинских осмотров, введенного Приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н. Вынесен на публичное обсуждение новый проект «Порядка проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, их периодичности, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
Докладчик отметил, что существенных изменений новый проект не содержит: основания для медосмотров и их периодичность не изменились. Однако проект устраняет главную проблему — название приказа теперь не содержит ссылки на конкретные статьи Трудового кодекса РФ. Текст документа конкретизирует, что организация проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров за счет собственных средств возлагается на работодателя. Спикер неоднократно подчеркнул, что не только направлять работников на медосмотр, но и отслеживать результаты этих осмотров — обязанность и задача работодателя. Кроме того, некоторые категории работников не вправе исполнять свои трудовые обязанности без прохождения обследований в медицинском учреждении.
Нарушение правил организации и проведения медосмотра, даже не повлекшее за собой каких-либо последствий, грозит работодателю юридической ответственностью по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Размер штрафа:
• для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.;
• для индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
• для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.
А.И. Мухачёва, эксперт в области охраны труда, автор книги «Охрана труда — 2022: не для профи», преподаватель учебных центров в Москве и Казани, выступила с докладом о проекте приказа Минтруда РФ об утверждении Правил по охране труда при работах в особых температурных условиях, воздействии климата и микроклимата. Приказ должен был вступить в силу еще с 1 сентября 2023 г., но получил много замечаний (в том числе связанных с дублированием уже существующих нормативных требований) и был отправлен на доработку. В нынешней редакции документ устанавливает обязанности работодателя при организации проведения работ в условиях гидрометеорологических неблагоприятных и опасных природных явлений, а также низких и высоких показателей температуры окружающей среды, влажности, скорости движения воздуха по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Отдельно описаны обязанности при работе в условиях повышенных и пониженных температур (включая порядок сокращения рабочего дня); при гололедно-изморозевых отложениях; сильных атмосферных осадках; сильном и ураганном ветре, смерче, шквале, во время грозы; при управлении наземными транспортными средствами при ряде погодных условий. Кроме того, проект содержит требования по защите рабочих мест от вредного воздействия оборудования, которое является источником пониженных и повышенных температур (в том числе из-за инфракрасного излучения), повышенной и пониженной влажности, повышенной скорости движения воздуха. Вероятнее всего, в 2024 г. документ будет доработан и утвержден, поэтому работодателям стоит держать его в уме и принять активное участие в обсуждении нового проекта.
Цифровые инструменты для выполнения требований охраны труда
А.А. Санина, руководитель проекта «Техэксперт» по направлению производственной безопасности, в своем выступлении рассказала о динамике изменений законодательства в области охраны труда последних лет: специалисты по охране труда не успевают внедрить в свои бизнес-процессы одни новые требования, а в силу уже вступают следующие. Докладчик акцентировала внимание специалистов на цифровых сервисах и услугах системы «Техэксперт: Охрана труда», которые помогут в этом непростом деле. Среди них — сервис для подготовки к изменениям законодательства «Главные изменения для специалиста», большой массив справочной информации с такими прикладными инструментами, как планировщики, чек-листы, авторские консультации и готовые шаблоны документов по охране труда.
Кроме того, спикер отметила обновленную и улучшенную поддержку пользователей в системе «Техэксперт: Охрана труда». Каждый пользователь может задать неограниченное количество вопросов эксперту и получить ответ в течение 24 часов, запросить разработку необходимого образца документа, стать участником ежемесячных вебинаров, пройти обучение охране труда, а также с помощью специалистов службы поддержки отправить грамотно составленное обращение в Минтруда.
Программа секции включала практическую кейс-конференцию «Автоматизация в сфере охраны труда: опыт предприятий». Ее модератором была А.А. Рыбалкина, бренд-менеджер Интегрированной системы управления производственной безопасностью (ИСУПБ) на платформе «Техэксперт». В рамках кейс-конференции спикеры поделились своим опытом организации охраны труда на предприятии с помощью средств автоматизации.
Т.Е. Сокоева, начальник отдела экологической безопасности ООО «ПО «Металлист», в своем докладе «Практический опыт автоматизации ОТ и ПБ» отметила, что автоматизация процессов позволила упростить работу и обеспечила ощутимую экономию времени. Был улучшен контроль за соблюдением требований охраны труда, сокращено время на подготовку отчетности и анализ данных, увеличена прозрачность и доступность информации для всех заинтересованных сторон, а также снижены риски и повышена безопасность на рабочих местах. Докладчик отметила, что благодаря внедрению ИСУПБ «Техэксперт» стало легче отслеживать выполнение требований, контролировать сроки, планировать мероприятия, а также генерировать отчеты для анализа и принятия решений (рис. 2).
Ю.А. Афанасьева, руководитель группы промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды филиала АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в г. Тосно, представила доклад «Внедрение интегрированной системы управления производственной безопасностью в филиале АО “Газпром газораспределение Ленинградская область”». Она отметила, что система обеспечила надежный контроль исполнения мероприятий по производственной безопасности со стороны профильной службы и руководства организации. Благодаря автоматизации значительно увеличена оперативность передачи данных по направлениям обеспечения охраны труда работников филиала (обучение и аттестация, медосмотры, обеспечение СИЗ и СиОС и т. д.) между профильной службой и вовлеченными производственными подразделениями. Также с помощью ИСУПБ унифицированы форматы хранения и передачи данных в области охраны труда и пожарной безопасности.
В.Н. Коптелов, руководитель службы охраны труда АО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС», в своем докладе «Автоматизация бизнес-процессов для повышения эффективности работы специалиста по охране труда» упомянул такую существенную выгоду от внедрения ИСУПБ «Техэксперт», как экономия на фонде оплаты труда. Администрация предприятия имеет доступ к аналитике состояния охраны труда и в экстренном случае может оценить масштаб бедствия и найти время для решения данных вопросов. А служба охраны труда благодаря автоматизации процессов получает кадровые данные быстро и точно, без участия отдела кадров, генерирует нужные документы за 3—5 секунд, выполняет все задачи и мероприятия в срок. Таким образом, существенно снизилась нагрузка на специалистов службы охраны труда, улучшилось планирование их работы. Каждый специалист теперь имеет возможность заглянуть в будущее: выбрать дату в органайзере системы, увидеть автоматически сгенерированный список дел к выбранному времени и спокойно к ним подготовиться.
Правила выдачи СИЗ и проведения СОУТ
Руководитель рабочих групп Ассоциации СИЗ В.Н. Саркисов рассмотрел новые типовые формы и правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами. Сами изменения вступили в силу еще 1 сентября 2023 г., но далеко не все предприятия успели их внедрить.
Докладчик сделал акцент на обязанности работодателя за счет собственных средств обеспечить работников СИЗ и смывающим средствами, включая их приобретение, выдачу, хранение, уход, вывод из эксплуатации, утилизацию. Еще одна обязанность работодателя — разработка Единых типовых норм выдачи СИЗ с учетом результатов СОУТ и ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии). Кроме того, работодатель обязан обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за каждый этап обеспечения.
Работник в свою очередь обязан использовать СИЗ по назначению, соблюдать правила эксплуатации, проводить перед началом работы осмотр и оценку исправности СИЗ, возвращать их в случае порчи, истечения срока эксплуатации, а также увольнения.
Нарушение правил организации обеспечения и выдачи СИЗ грозит работодателю юридической ответственностью по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
Канд. техн. наук, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, генеральный директор Центра инжиниринга безопасных условий труда А.А. Любимов рассказал о новой методике проведения СОУТ, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.11.2023 № 817н и вступающей в силу с 1 сентября 2024 г.
В частности, в рамках методики актуализированы:
• классификатор вредных и опасных производственных факторов;
• форма отчета о проведении СОУТ;
• инструкция по заполнению отчета.
В новой методике установлено, что в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (их перечень утвержден Правительством РФ), СОУТ проводится с учетом особенностей, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для нарушителей порядка проведения СОУТ на рабочих местах существует разветвленная система предупреждений и штрафов (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП):
• для должностных лиц — в размере от 5000 до 10000 руб.;
• для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 руб.;
• для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
• штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — для должностных лиц;
• штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для предпринимателей;
• штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток — для организаций.
Административная ответственность за нарушение порядка проведения СУОТ предусмотрена и для организаций, которые ее осуществляют (ст. 14.54 КоАП):
• для должностных лиц — в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
• для юридических лиц — от 70 000 до 100 000 руб.
За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:
• штрафа для должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
• штрафа для юридических лиц — в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Эксперт организации, проводивший специальную оценку условий труда и совершивший при этом административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.
В рамках мастер-класса для широкой аудитории, организованного учебным центром «МАЭБ», канд. мед. наук Е.А. Харитонова, преподаватель первой помощи, член Российского общества первой помощи, провела обучение базовым навыкам, необходимым в случае возникновения экстренных ситуаций. Она рассказала о том, как правильно оценить ситуацию, определить, какие меры необходимо предпринять, и провести необходимые действия. Она также подробно объяснила, как оказать помощь при различных видах травм и повреждений, а также при острых заболеваниях. Мастер-класс состоял из теоретической и практической частей. В ходе теоретической части Е.А. Харитонова рассказала о правилах и алгоритмах оказания первой помощи, а затем слушатели перешли к практической части, в ходе которой было проведено обучение по четырехступенчатому методу (рис. 3).
Резюме
В работе секции приняли участие более 2300 человек, которые задали 312 вопросов. На 96 из них спикеры ответили в прямом эфире. Часть вопросов были освещены экспертами Консорциума «Кодекс» в аффилированном телеграм-канале «Техэксперт: Охрана труда и безопасность».
ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ
Как оптимизировать внедрение законодательных изменений по охране труда в бизнесс-процессы
1. Охрана труда — уже несколько лет самая динамично развивающаяся предметная область в законодательстве. Существенно обновленные требования вступают в силу каждые полгода, их имеет смысл активно отслеживать и сразу имплементировать в свои бизнес-процессы.
2. Механизм имплементации законодательных изменений должен быть разработан и зафиксирован в локальных нормативных актах организации. В противном случае каждое изменение будет становиться неприятной неожиданностью.
3. Поскольку даже при разработанных механизмах имплементация занимает время, следует готовиться к ней заранее. Нормы, вступающие в силу с 1 сентября 2024 г., нужно начинать внедрять уже сегодня.
4. Как для отслеживания изменений, так и для автоматизации самих рабочих процессов по охране труда можно и нужно использовать современные цифровые инструменты. С их помощью можно автоматизировать даже те процессы, которые, на первый взгляд, целиком зависят от человека.
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество