Предыдущая часть:
Что ж, уважаемые читатели, с катпосом, заснятом дятловцами, мы разобрались. И кто из мансюков оставил на этом катпосе свои знаки тамги после охоты годом ранее, в 1958 году, мы выяснили - двое участников той охоты 1958 года (Константин Шешкин и Андрей Анямов-младший) вышли на охоту из Суеватпауля и в конце января 1959 года и приняли участие в нападении на дятловцев. А заодно мы прояснили и множество других деталей в этой истории, а также проследили судьбу некоторых мансюков, принимавших участие в убийстве дятловцев, и "судьбу" того самого идола, из-за которого мансюки совершили свое нападение на дятловцев (см. Фото 1 ниже).
На Фото 1 я также добавил Анямова Валерия Николаевича и Анямова Николая Павловича. Про Валерия Анямова я писал ранее (см. ссылку ниже), а вот про Николая Анямова нужно сказать пару слов.
Николай Павлович Анямов был племянником Андрея Анямова-старшего и Алексея Анямова, 1936 года рождения (то есть на момент гибели дятловцев ему было 23 года), и он также проживал в Суеватпауле. И, как мы знаем, он также был в группе мансей-охотников, вышедших в конце января 1959 года на охоту из Суеватпауля. А следовательно, он также принимал участие в нападении на дятловцев. Протокол его допроса есть в материалах "уголовного дела" (см. ссылку ниже).
Кроме того, в конце февраля-начале марта 1959 года он принимал участие в "поисковых работах": он прибыл к перевалу 26 февраля из Суеватпауля на оленьих упряжках вместе со Степаном Куриковым и радистом Неволиным, и потом некоторое время находился в "лагере поисковиков" (см. Фото 2 ниже).
Находясь в лагере поисковиков, Николай Анямов, напившись, лез драться и начинал по сути хвастаться тем, что это они, мансюки, убили дятловцев, рассказывая, что "мы же их (дятловцев) предупреждали, чтобы они не ходили на Отортен". Об этом в одном интервью рассказал Химза Сюникаев - он в то время служил вертухаем в Ивдельлаге и также принимал участие в "поисковых работах", и проживал в той же палатке в лагере поисковиков (см. ссылку ниже).
Как и другие участники нападения на дятловцев, Николай Анямов, конечно, не понес никакого наказания. Но о дальнейшей его судьбе известно немного. Известно только, что он и далее проживал в Суеватпауле и даже вступил в комсомол и стал секретарем "первичной организации ВЛКСМ" пос. Суеватпауля (видимо, по рекомендации Степана Курикова).
Второй рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой"
И теперь мы снова возвращаемся к анализу рисунков в "дневнике Зины Колмогоровой". Я напомню, что уже при анализе первого рисунка у нас возникли вопросы: знаки тамги на этом рисунке идентичны знакам на катпосе, заснятом дятловцами, но вместо четырех знаков тамги Зина почему-то зарисовала только три (см. Фото 3 и ссылку ниже). Почему - понять довольно сложно.
Но еще более странным является второй рисунок из "дневника Зины" (см. Фото 4 ниже).
Как вы думаете, уважаемые читатели, что это такое? Может быть, это какой-то мансийский идол? Чекистские прохвосты, которые продвигают "техногенную версию", уверяют, что это ракета - якобы Зина где-то увидела какую-то ракету и решила зарисовать ее в свой дневник.
Нет, уважаемые читатели, это не мансийский идол и не ракета - это лось. Да-да, представьте себе - это лось!
Обозначение лося на мансийских охотничьих катпосах
Дело в том, что мансюки на своих охотничьих катпосах не только ставили свои тамги и обозначали количество охотников и собак (с помощью горизонтальных и косых засечек), но обозначали также зверя, которого они убили на охоте: лося, медведя, росомаху, соболя.
Так вот, лося они обозначали именно таким образом: они делали на дереве центральный затес, и на нем ставили свои тамги и засечки по количеству охотников и собак, принимавших участие в этой охоте - на рисунке из "дневника Зины" на катпосе стоит тамга Самбиндаловых (в виде "крестика"), снизу засечка, которая означает, что охотник был один, а две засечки ниже - что у него было две собаки. А слева и справа от центрального затеса они делали еще два затеса поменьше. Кроме того, внизу такого катпоса они делали еще небольшие затесы-засечки - так что катпос был похож на оленью ногу с копытом (см. Фото 5 ниже).
Вот пример катпоса, означающего лося - в этой охоте принимали участие четыре охотника из Куриковых (сверху стоит их тамга) с семью собаками (см. Фото 6 ниже).
Катпос, заснятый дятловцами, кстати сказать, также означает лося: на нем, помимо центрального затеса, есть два затеса поменьше слева и справа, а снизу стоят дополнительные засечки (см. Фото 7 ниже).
Обозначение других зверей на мансийских катпосах
О том, как мансюки с помощью различных затесов и засечек обозначали различных зверей на своих охотничьих катпосах, в частности, есть информация в отчете группы Карелина (см. ссылку и Фото 8 ниже).
Но не только - о том, как мансюки (и ханты) обозначали зверей на своих охотничьих катпосах, есть информация и в некоторых научных работах различных исследователей, занимавшихся изучением обычаев мансюков: например, в работе А.К. Матюкова "Знаки на охотничьих затесах", в книге Ю.Б. Симченко "Тамги народов Сибири" и других. Есть эта информация и в статье Михаила Заплатина - того самого режиссера-документалиста, о котором я упомянул ранее (см. ссылку и Фото 9 ниже).
Естественно, кое-где эти обозначения различались в деталях (многое зависело от толщины ствола дерева, от его коры и жесткости древесины), и со временем они несколько менялись (упрощались), но в целом их значение известно. Вот, например, как выглядит катпос с обозначением медведя - этот охотничий катпос сделали два охотника из Самбиндаловых (см. Фото 10 ниже).
Почему же этот рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой" мне представляется очень странным? Об этом - далее.
Продолжение: