Найти в Дзене

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 20

Оглавление

Предыдущая часть:

Что ж, уважаемые читатели, с катпосом, заснятом дятловцами, мы разобрались. И кто из мансюков оставил на этом катпосе свои знаки тамги после охоты годом ранее, в 1958 году, мы выяснили - двое участников той охоты 1958 года (Константин Шешкин и Андрей Анямов-младший) вышли на охоту из Суеватпауля и в конце января 1959 года и приняли участие в нападении на дятловцев. А заодно мы прояснили и множество других деталей в этой истории, а также проследили судьбу некоторых мансюков, принимавших участие в убийстве дятловцев, и "судьбу" того самого идола, из-за которого мансюки совершили свое нападение на дятловцев (см. Фото 1 ниже).

Фото 1. Мансюки, поставившие свою тамгу на катпосе, заснятом дятловцев, а также мансюки, принимавшие  участие в нападении на дятловцев.
Фото 1. Мансюки, поставившие свою тамгу на катпосе, заснятом дятловцев, а также мансюки, принимавшие участие в нападении на дятловцев.

На Фото 1 я также добавил Анямова Валерия Николаевича и Анямова Николая Павловича. Про Валерия Анямова я писал ранее (см. ссылку ниже), а вот про Николая Анямова нужно сказать пару слов.

Николай Павлович Анямов был племянником Андрея Анямова-старшего и Алексея Анямова, 1936 года рождения (то есть на момент гибели дятловцев ему было 23 года), и он также проживал в Суеватпауле. И, как мы знаем, он также был в группе мансей-охотников, вышедших в конце января 1959 года на охоту из Суеватпауля. А следовательно, он также принимал участие в нападении на дятловцев. Протокол его допроса есть в материалах "уголовного дела" (см. ссылку ниже).

Кроме того, в конце февраля-начале марта 1959 года он принимал участие в "поисковых работах": он прибыл к перевалу 26 февраля из Суеватпауля на оленьих упряжках вместе со Степаном Куриковым и радистом Неволиным, и потом некоторое время находился в "лагере поисковиков" (см. Фото 2 ниже).

Фото 2. Поисковики в лагере поисковиков в начале марта. Крайний слева - манси Степан Куриков, второй слева - Николай Павлович Анямов.
Фото 2. Поисковики в лагере поисковиков в начале марта. Крайний слева - манси Степан Куриков, второй слева - Николай Павлович Анямов.

Находясь в лагере поисковиков, Николай Анямов, напившись, лез драться и начинал по сути хвастаться тем, что это они, мансюки, убили дятловцев, рассказывая, что "мы же их (дятловцев) предупреждали, чтобы они не ходили на Отортен". Об этом в одном интервью рассказал Химза Сюникаев - он в то время служил вертухаем в Ивдельлаге и также принимал участие в "поисковых работах", и проживал в той же палатке в лагере поисковиков (см. ссылку ниже).

Как и другие участники нападения на дятловцев, Николай Анямов, конечно, не понес никакого наказания. Но о дальнейшей его судьбе известно немного. Известно только, что он и далее проживал в Суеватпауле и даже вступил в комсомол и стал секретарем "первичной организации ВЛКСМ" пос. Суеватпауля (видимо, по рекомендации Степана Курикова).

Второй рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой"

И теперь мы снова возвращаемся к анализу рисунков в "дневнике Зины Колмогоровой". Я напомню, что уже при анализе первого рисунка у нас возникли вопросы: знаки тамги на этом рисунке идентичны знакам на катпосе, заснятом дятловцами, но вместо четырех знаков тамги Зина почему-то зарисовала только три (см. Фото 3 и ссылку ниже). Почему - понять довольно сложно.

Фото 3. На рисунке из "дневника Зины Колмогоровой" (справа) три знака тамги идентичны, вплоть до деталей, знакам тамги на катпосе, заснятом дятловцев. Но почему-то Зина зарисовала только три тамги вместо четырех.
Фото 3. На рисунке из "дневника Зины Колмогоровой" (справа) три знака тамги идентичны, вплоть до деталей, знакам тамги на катпосе, заснятом дятловцев. Но почему-то Зина зарисовала только три тамги вместо четырех.

Но еще более странным является второй рисунок из "дневника Зины" (см. Фото 4 ниже).

Фото 4. Еще один рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой".
Фото 4. Еще один рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой".

Как вы думаете, уважаемые читатели, что это такое? Может быть, это какой-то мансийский идол? Чекистские прохвосты, которые продвигают "техногенную версию", уверяют, что это ракета - якобы Зина где-то увидела какую-то ракету и решила зарисовать ее в свой дневник.

Нет, уважаемые читатели, это не мансийский идол и не ракета - это лось. Да-да, представьте себе - это лось!

Обозначение лося на мансийских охотничьих катпосах

Дело в том, что мансюки на своих охотничьих катпосах не только ставили свои тамги и обозначали количество охотников и собак (с помощью горизонтальных и косых засечек), но обозначали также зверя, которого они убили на охоте: лося, медведя, росомаху, соболя.

Так вот, лося они обозначали именно таким образом: они делали на дереве центральный затес, и на нем ставили свои тамги и засечки по количеству охотников и собак, принимавших участие в этой охоте - на рисунке из "дневника Зины" на катпосе стоит тамга Самбиндаловых (в виде "крестика"), снизу засечка, которая означает, что охотник был один, а две засечки ниже - что у него было две собаки. А слева и справа от центрального затеса они делали еще два затеса поменьше. Кроме того, внизу такого катпоса они делали еще небольшие затесы-засечки - так что катпос был похож на оленью ногу с копытом (см. Фото 5 ниже).

Фото 5. Затесы и засечки катпоса, обозначающего лося. Рисунок из "дневника Зины Колмогоровой".
Фото 5. Затесы и засечки катпоса, обозначающего лося. Рисунок из "дневника Зины Колмогоровой".

Вот пример катпоса, означающего лося - в этой охоте принимали участие четыре охотника из Куриковых (сверху стоит их тамга) с семью собаками (см. Фото 6 ниже).

Фото 6. Охотничий катпос, обозначающий лося,
Фото 6. Охотничий катпос, обозначающий лося,

Катпос, заснятый дятловцами, кстати сказать, также означает лося: на нем, помимо центрального затеса, есть два затеса поменьше слева и справа, а снизу стоят дополнительные засечки (см. Фото 7 ниже).

Фото 7. Катпос, заснятый дятловцами, также означает лося.
Фото 7. Катпос, заснятый дятловцами, также означает лося.

Обозначение других зверей на мансийских катпосах

О том, как мансюки с помощью различных затесов и засечек обозначали различных зверей на своих охотничьих катпосах, в частности, есть информация в отчете группы Карелина (см. ссылку и Фото 8 ниже).

Парунин Алексей. Отчет о зимнем походе Iii категории трудности по Северному Уралу сборной группы в феврале 1959 г. (Карелин В.Г.)
Фото 8. Рисунки с обозначением зверей на мансийских охотничьих катпосах из отчета Карелина.
Фото 8. Рисунки с обозначением зверей на мансийских охотничьих катпосах из отчета Карелина.

Но не только - о том, как мансюки (и ханты) обозначали зверей на своих охотничьих катпосах, есть информация и в некоторых научных работах различных исследователей, занимавшихся изучением обычаев мансюков: например, в работе А.К. Матюкова "Знаки на охотничьих затесах", в книге Ю.Б. Симченко "Тамги народов Сибири" и других. Есть эта информация и в статье Михаила Заплатина - того самого режиссера-документалиста, о котором я упомянул ранее (см. ссылку и Фото 9 ниже).

Фото 9. Обозначение зверей на катпосах мансей. Из статьи М. Заплатина.
Фото 9. Обозначение зверей на катпосах мансей. Из статьи М. Заплатина.

Естественно, кое-где эти обозначения различались в деталях (многое зависело от толщины ствола дерева, от его коры и жесткости древесины), и со временем они несколько менялись (упрощались), но в целом их значение известно. Вот, например, как выглядит катпос с обозначением медведя - этот охотничий катпос сделали два охотника из Самбиндаловых (см. Фото 10 ниже).

Фото 10. Мансийский охотничий катпос, сделанный двумя Самбиндаловыми, с обозначением медведя.
Фото 10. Мансийский охотничий катпос, сделанный двумя Самбиндаловыми, с обозначением медведя.

Почему же этот рисунок в "дневнике Зины Колмогоровой" мне представляется очень странным? Об этом - далее.

Продолжение: