Предыдущая часть:
Таким образом, Константин Шешкин в 1959 году проживал в мансийском поселке Лямьяпауле. И лишь в 1960-е годы он переселился в Бурмантово, поближе к месту своей "работы" в качестве вертухая Ивдельлага. И при этом Шешкин и позднее продолжал ходить на охоту примерно в те же места.
Загадочная фотография с катпосом
Однажды, в ходе моего расследования, мне на глаза попалась очень любопытная фотография - с еще одним катпосом на дереве, с изображением мансийской тамги (см. Фото 1 ниже).
И когда я сравнил тамгу на этой фотографии с верхней тамгой на катпосе, заснятом дятловцами, я к своему изумлению понял, что это та же самая тамга (см. Фото 2 ниже).
Естественно, после этого я попытался выяснить, где и когда было сделано Фото 1, найти первоисточник этой фотографии. Но долгое время мне это не удавалось: все, что мне удалось выяснить - это то, что Фото 1 было сделано не ранее середины 1970-х годов.
Советский документальный фильм "В краю легенд"
Однако несколько позже, в ходе моего дальнейшего расследования, я наткнулся на советский документальный фильм "В краю легенд". Фильм был снят в 1986 году на киностудии "Пермь-Фильм" советским режиссером-документалистом Михаилом Заплатиным (см. Фото 3 ниже).
Михаил Заплатин - фигура в советском документальном кино довольно известная: он снял около 100 фильмов, посвященных в основном Северному Уралу, написал несколько книг, был дружен с известным советским актером Смоктуновским. Имел множество званий и регалий. То есть человеком в Совдепии был непростым.
Фильм "В краю легенд" - довольно занудный и тоскливый, как и все советские фильмы (особенно поздней Совдепии). Начинается фильм с пересказа какого-то мансийского мифа о потопе. Но уже первые кадры меня заинтересовали - на них показаны останцы. И хотя в фильме не говорится, что это за останцы, я сразу понял, что это Маньпупунер ("Болваны", "Каменные идолы", как их называют манси), которые расположены недалеко от Отортена и перевала Дятлова (см. Фото 4-6 ниже).
"Ага, - подумал я, просматривая фильм. - Это где-то близко. Ну, посмотрим, что там дальше".
Дальше в фильме рассказывается о прекрасном народе манси - этих "детях природы" (см. первый комментарий к этой статье). О том, какой древний и мудрый это народ. Ну, это было весьма характерно для Совдепии: коммунисты и чекисты несколько десятилетий опускали население России в страшную дикость, и поэтому любого дикаря они пытались представить как хранителя какой-то "древней мудрости", у которого советским людям предлагалось многому поучиться.
Дальше показывается какое-то озеро и рассказывается о гусях. И хотя название этого озера опять же не называется - понятно, что это "Гусиное озеро"("Лунтхусаптур"), из которого берет свое начало река Лозьва. Дальше показывается река - очевидно, Лозьва.
А затем показывается какое-то небольшое мансийское поселение - с парочкой юрт (домов) и с лабазами (см. Фото 7).
После чего следует небольшой рассказ о катпосах, которые делали манси. И ВДРУГ. И вдруг я увидел то самое дерево с тем самым катпосом, что и на Фото 1 (см. Фото 8-9 ниже)!
В том, что это то же самое дерево, с тем же катпосом и той же тамгой, что и на Фото 1 выше - нет никаких сомнений. Дерево было снято с того же ракурса, все детали совпадают, даже березка справа та же самая (см. Фото 10 ниже).
И, очевидно, Фото 1 и было сделано во время съемки этого фильма, кем-то из съемочной группы. Собственно, там чуть ранее в фильме даже показан член съемочной группы с фотоаппаратом "Зенит", который снимает это дерево с катпосом (см Фото 11 ниже).
И, таким образом, мне удалось установить, когда и кем было сделано Фото 1. При этом катпос на дереве на Фото 1 явно не совсем свежий, но и не совсем уж старый. Ему лет 5-6, вряд ли больше. И поскольку фильм "В краю легенд" вышел в 1986 году, а снимался он либо летом того же года, либо годом ранее, из этого следует, что катпос на дереве был сделан в конце 1970-х-начале 1980-х годов.
И сделан он был тем же мансюком, который оставил свою тамгу в 1958 году на катпосе, заснятом дятловцами. То есть этот мансюк еще и в конце 1970-х-начале 1980-х годов регулярно ходил на охоту в эти места. И это, конечно же, был Константин Шешкин. И ходил он не один, а с кем-то из Анямовых (похоже, все с тем же Николаем Васильевичем Анямовым) - на этом катпосе сверху, похоже, стоит еще одна тамга (Анямовых), а две зарубки снизу показывают, что охотников было двое (см. Фото 12).
К этому фильму Заплатина "В краю легенд" мы еще обратимся чуть далее - там есть еще один момент, связанный с историей с дятловцами. А пока констатируем, что Шешкин еще и в эти годы, в свободное от "службы" время, регулярно ходил на охоту. В те же места, с теми же Анямовыми. И оставил свою тамгу на еще одном катпосе.
Продолжение: