Найти тему

Загадка "фотосессии на Лозьве". Перевал Дятлова. - 12

Оглавление

Предыдущая статья:

Таким образом, Золотарев знал, что какие-то влиятельные люди в Совдепии (из чекистских кругов) готовят провокацию с убийством группы Дятлова. И он знал, что в качестве "орудия убийства" в этой провокации чекистов должны были выступить манси. И поэтому, как только он увидел группу мансей, поднимавшихся по мансийской тропе на эту гору, он тут же полез в свой рюкзак за пистолетом.

Ну, а раз уж он достал свой пистолет, какой смысл было потом его снова прятать? И Золотарев, - когда мансюки прошли по горе мимо дятловцев, - начал во время этой фотосессии на фоне горы размахивать своим пистолетом. Но лицо-то у него злое. И видно, что вся эта его "веселость" была наигранной (см. Фото 1 ниже). И Золотарев, размахивая во время этой фотосессии пистолетом и демонстрируя кобуру, конечно, вовсе не пытался "похвастаться пистолетиком" перед дятловцами - Золотарев понимал, что мансюки, пройдя мимо дятловцев, вполне могли остановиться чуть дальше и продолжить свое наблюдение за ними. И свой пистолет и кобуру он демонстрировал не дятловцам, а этим мансюкам. "Смотрите! У меня есть пистолет! Очень хороший пистолет, с кобурой! И я им прекрасно владею, стреляю и с левой руки, и с правой. И мы все очень дружные ребята! И если вы все-таки сунетесь - я вам за этих ребят голову прострелю!" Вот что хотел передать мансюкам Золотарев, когда он во время этой фотосессии размахивал пистолетом и демонстрировал свою кобуру.

Фото 1. Мой "фотомонтаж наоборот" - с восстановленным пистолетом, который Иванов "убрал" с этих фотографий (на моем фотомонтаже не ТТ, другой пистолет).
Фото 1. Мой "фотомонтаж наоборот" - с восстановленным пистолетом, который Иванов "убрал" с этих фотографий (на моем фотомонтаже не ТТ, другой пистолет).

Ну, а у остальных дятловцев настроение и в самом деле было приподнятым и веселым. У них только что прошел первый день их маршрута, и прошел вполне удачно. Вскоре они поставят свою палатку и в первый раз в этом походе встанут лагерем. А тут еще и эти мансюки так "удачно" прошли по горе - показав дятловцам, где проходит мансийская тропа (найти которую так быстро они даже не надеялись). А у Золотарева, оказывается, есть пистолет, а значит, они в полной безопасности.

В предыдущих походах в группе обычно было какое-то огнестрельное оружие - так, во время похода 1957 году по Северному Уралу во главе с Игорем Дятловым ружье было у Николая Трегубова (см. Фото 2-4 ниже). И Трегубов планировал пойти в этот поход, но по каким-то причинам отказался. А поход все-таки проходил по тайге. Где и волки иногда встречаются. Да и от тех же мансюков неизвестно, что ожидать. Поэтому, конечно, когда дятловцы увидели, что у Золотарева есть пистолет, их это еще более воодушевило.

И только Золотарев понимал, что появление этих мансюков вовсе не было знаком "удачного дня". Напротив, это было первой тучей той смертельной угрозы, которая нависла над дятловцами. И которая показалась на горизонте уже в первый день их похода.

Фото 2. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года. Крайний справа - Николай Трегубов с ружьем.
Фото 2. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года. Крайний справа - Николай Трегубов с ружьем.
Фото 3. Николай Трегубов с ружьем во время похода по Северному Уралу 1957 года.
Фото 3. Николай Трегубов с ружьем во время похода по Северному Уралу 1957 года.
Фото 4. Николай Трегубов во время похода по Северному Уралу 1957 года делает "победный выстрел" после восхождения на гору Молебный камень 18 февраля 1957 года. Слева от него видна Зина Колмогорова (она, как и Николай Тибо, также была в этом походе).
Фото 4. Николай Трегубов во время похода по Северному Уралу 1957 года делает "победный выстрел" после восхождения на гору Молебный камень 18 февраля 1957 года. Слева от него видна Зина Колмогорова (она, как и Николай Тибо, также была в этом походе).

Откуда они пришли?

Откуда пришли эти мансюки? Как они оказались в этом месте, на мансийской тропе, проходившей по горе?

Для ответа на этот вопрос опять же достаточно посмотреть на карту (см. Фото 5 ниже). К югу от этой горы (откуда и появились эти мансюки) мансийская тропа ведет к т.н. "охотничьей избе".

Фото 5. "Охотничья изба" к югу от горы. Именно от этой "охотничьей избы" на север идет мансийская тропа по восточному берегу Лозьвы.
Фото 5. "Охотничья изба" к югу от горы. Именно от этой "охотничьей избы" на север идет мансийская тропа по восточному берегу Лозьвы.

Вот от этой "охотничьей избы", очевидно, эта группа мансюков и пришла. Эта "охотничья изба" находится примерно в 400-500 метрах от берега Лозьвы (с Лозьвы ее не видно), и в ней мансюки дожидались, когда дятловцы пройдут по Лозьве. Нет, конечно, они не сидели все это время на берегу Лозьвы, карауля дятловцев - просто кто-то один из них вышел на Лозьву, увидел по следам, что дятловцы таки прошли, после чего они все и двинулись в путь по этой мансийской тропе к горе - вслед за дятловцами (см. Фото 6 ниже). С ружьями и собаками.

Фото 6. Путь группы манси от "охотничьей избы" к горе, у которой встали дятловцы.
Фото 6. Путь группы манси от "охотничьей избы" к горе, у которой встали дятловцы.

Такие "охотничьи избы" у мансюков по всей тайге понатыканы. Во время охоты - которая может длиться 2-3 недели или больше - мансюки ведь не берут с собой палатку или чум (чум они возят с собой, только когда перегоняют оленей). А где они ночуют во время охоты? Вот в таких "охотничьих избах" и ночуют. Такая "изба" представляет собой небольшой деревянный сруб (см. Фото 7 ниже) или просто небольшую землянку, вырытую в земле. А иногда они и просто в тайге ночуют, разведя небольшой костер: холод и мороз мансюки переносят гораздо лучше, чем европейцы, и даже в их "избах" к утру был такой дубак, что туристы, ночевавшие в этих "избах", замерзали и снова топили печку или разводили костер. И поэтому мансюки в тайге могли в любой момент просто "раствориться в воздухе", или, напротив, вдруг появиться неизвестно откуда, "как из-под земли" возникнуть.

Фото 7. Мансийская "изба" Петра Бахтиярова (вверху) и чум Ульяны Бахтияровой (внизу).
Фото 7. Мансийская "изба" Петра Бахтиярова (вверху) и чум Ульяны Бахтияровой (внизу).

И традиционная пища у мансюков (и других аборигенов Севера) тоже была особенной (см. ссылку ниже). Так, особенно ценной и вкусной у манси считалась живая теплая кровь только что убитого оленя - ее у них пили даже дети.

Была у них и такая "вкуснятина-деликатес", как копальхен - протухшее мясо оленя. Для приготовления этого "деликатеса" манси закапывали оленя (причем не застреленного или зарезанного, а обязательно удушенного - чтобы не оставлять повреждений на шкуре) целиком в каком-нибудь болоте, там он протухал и гнил какое-то время, а потом манси откапывали эту "вкуснятину" и ели. Причем иногда они закапывали таким образом оленя в болоте в глухой тайге, на тот случай, если они (или кто-то другой из манси) окажутся в тайге без еды - они ставили специальные знаки, указывающие, где закопана эта "вкуснятина", и любой манси, оказавшийся в тайге без еды, мог его найти, откопать и съесть (а потом в том же месте закопать другого оленя).

Но для европейцев эта мансийская "вкуснятина" - настоящий яд и отрава. И был случай (см. ссылку ниже), когда вертолет, на котором летела группа топографов, упал в тайге, и группа оказалась на пороге голодной смерти. А в группе был местный проводник - ненец Савелий, и он, добрый такой, решил угостить топографов и летчиков копальхеном - по условным знакам он быстро нашел закопанного в болоте (другими ненцами) протухшего оленя и притащил его в группу. Все, кто отведал этот "деликатес", на следующий день мучительно умерли от отравления, и только Савелий остался жив, сыт и доволен.

Смертельные деликатесы северных народов

Где ночевали манси?

Во время "поисковых работ", как известно, несколько мансей принимали в них участие (для тех, кто руководил этим спектаклем с "поисковыми работами", манси были очень важны - вспомним, что именно манси "нашли" тело Колмогоровой, "лабаз" и "настил"). И в лагере поисковиков на протяжении всего периода "поисковых работ" постоянно тусовалось несколько мансей. А где они жили (ночевали) все это время?

Степан Куриков (шаман и по совместительству депутат Облсовета) с Николаем Анямовым-младшим, видимо, ночевали в палатке начальства - в которой обитали Масленников с чекистом-радистом Неволиным, а позднее - полковник Ортюков (см. Фото 8 и Фото 9 ниже).

Фото 8. Манси Степан Куриков у палатки в лагере поисковиков в верховьях Ауспии в начале марта.
Фото 8. Манси Степан Куриков у палатки в лагере поисковиков в верховьях Ауспии в начале марта.
Фото 9. Манси Степан Куриков (крайний слева) и Николай Анямов (второй слева) у палатки в лагере поисковиков в верховьях Ауспии в начале марта (четвертый слева, в очках - следователь Иванов, третий справа - капитан Чернышев).
Фото 9. Манси Степан Куриков (крайний слева) и Николай Анямов (второй слева) у палатки в лагере поисковиков в верховьях Ауспии в начале марта (четвертый слева, в очках - следователь Иванов, третий справа - капитан Чернышев).

Но известно, что там постоянно тусовались и другие манси. Вот что, например, вспоминал Химза Сюникаев - он тогда служил в Ивдельлаге и, в числе других солдат из Ивдельлага, также принимал участие в "поисковых работах" (см. ссылку ниже):

Сюникаев: Ханты, ханты приходили к нам.

Навиг: Ханты? Куриков?

Сюникаев: Ханты. Они к нам как самолет прилетал, они приходили.

Навиг: А, Куриков?… Фамилия хантов?

Сюникаев: Не знаю кто, но ханты к нам приезжали все время. Вот когда самолет прилетал, они к нам приходили, и они говорили что "говорили мы им, не ходите туда. Туда даже ни олени не ходят, ни соболя, ни куницы, там нет ничего живого. Все вымерло там". Там говорят, стреляют там.

...Сюникаев: Я вам говорю! Потому что ханты-то к нам приходили чего: они к летчикам, и у летчиков все время продукты брали, патроны…

Навиг: На лыжах были?

Сюникаев: Нет, нет, нет, на оленях они были. У летчиков спирт брали они. Они богатели, значит, песок, привозили, соболей привозили… Летчики дадут им литру спирта, напьются тут (ханты, прим.редакт.). А летчики улетают… Они с нами и живут! Дерутся, говорят, между собой. Вот так вот! Хантов, они обобрали прям, летчики, страшно.

Сюникаев интервью 2008

То есть каждый раз, когда прилетал вертолет - тут же, "как из-под земли", появлялись манси, которые обменивали у летчиков мех куниц и соболей и золотой песок на спирт и патроны. А откуда они появлялись? Не из Суеват-пауля же они на оленях приезжали - далековато было. И не от юрт Бахтиярова - тоже далеко, пока они ехали бы на оленях, вертолет уже улетел бы.

Думаю, они там же, в тайге, на берегу Ауспии, недалеко от лагеря поисковиков, и жили все это время. Оленей они на ночь отпускали пастись, а сами ночевали в какой-нибудь "охотничьей избе", которые у них везде по тайге были понатыканы. И как только они видели/слышали, что летит вертолет - быстренько запрягали оленей и ехали к перевалу.

Чистосердечное признание?

Но в воспоминаниях Сюникаева есть еще один очень интересный момент.

Сюникаев: Ханты. Они к нам как самолет прилетал, они приходили.

Навиг: А, Куриков?… Фамилия хантов?

Сюникаев: Не знаю кто, но ханты к нам приезжали все время. Вот когда самолет прилетал, они к нам приходили, и они говорили что "говорили мы им, не ходите туда. Туда даже ни олени не ходят, ни соболя, ни куницы, там нет ничего живого. Все вымерло там". Там говорят, стреляют там.

Навиг: Ханты вам говорили, что стреляют там, да?

Сюникаев: Ну, ну. Они говорят нельзя жить здесь

Навиг: Дятловцы встречались с манси?

Сюникаев: С хантами встречались они. Они сказали им: "Вы не смейте туда заходить! Гору то обойдите".

Навиг: А где они с ними встречались, в каком поселке?

Сюникаев: А я не знаю. Значит, до этого, наверное, где-то.

Навиг: А, до этого…

Сюникаев: Ночевали, видать, у них.

Навиг: Нет таких сведений… Хотя проскакивает в одном месте...

То есть мансюки, обменяв спирт у летчиков и напившись, когда у них "развязывались языки", начинали рассказывать о том, что "они же им (дятловцам) говорили, чтобы они туда (на Отортен) не ходили".

Стоп! Но ведь во всех своих показаниях (тех, что остались в уголовном деле) все до единого мансюки напрочь отрицали, что кто-то из них видел дятловцев. И все они пели одно и то же: "Ничего не знаем, туристов не видели, о том, что они погибли, узнали от других". А здесь вдруг выясняется, что, напившись, мансюки (обнаглев от осознания того, что им за это уже точно "ничего не будет") чуть ли не прямо хвастались, что они дятловцев и убили.

Продолжение: