Найти тему

Загадка "фотосессии на Лозьве". Перевал Дятлова. - 13

Предыдущая статья:

Кто были эти манси, которые вечером 28 января прошли по мансийской тропе от "охотничьей избы" на Лозьве по горе мимо дятловцев? Ответ на этот вопрос, как ни странно, можно найти в материалах уголовного дела.

Из показаний манси Андрея Алексеевича Анямова (см. Фото 1 ниже), которые он дал 23 марта Темпалову в его кабинете, при посредничестве переводчика манси Григория Курикова (Лист 230 - 231):

"По существу заданных вопросов поясняю, что в январе-марте м-це 1959 года я никогда и нигде туристов не видел. А только видел следы туристов – на дороге были следы узких лыж. Сколько человек шло нельзя определить. Следы я видел по р. Лозьва выше речки Ауспии 1,5 – 2 км. Следы шли на р. Ауспию, а далее на Урал-горы. Когда я видел следы точно числа не помню, но около или в конце января или в начале февраля 1959 г. Следы были заметены на чистом месте, а где лес слегка припорошены снегом. Я ходил на лыжах, вместе со мною еще были три человека Анямов Андрей (тоже) Алексеевич, мой племянник, Анямов Николай Павлович – тоже мой племянник, Цескин Константин манси. На охоту мы четверо выехали из пос. Суеват-Пауль и охотились в лесах около р. Ауспии. Русских туристов нигде не видели. Когда мы охотились то была хорошая погода, а также были плохие дни.

Особенно два дня был сильный ветер и снег. Во время сильного ветра мы находились в лесу. Следы туристов мы видели все четверо манси. Следы шли по направлению в горы, но мы не ходили по этим следам. Когда мы охотились в лесах около р. Ауспии, то видели следы лосей, волков и росомах. Следы от костров и каких либо голосов людей во время охоты мы не видели и не слышали..."

Фото 1. Андрей Алексеевич Анямов. На момент убийства дятловцев ему было 58 лет, и он был старшим в роде Анямовых.
Фото 1. Андрей Алексеевич Анямов. На момент убийства дятловцев ему было 58 лет, и он был старшим в роде Анямовых.

Таким образом, Анямов признал, что следы дятловцев ("по р. Лозьва выше речки Ауспии 1,5 – 2 км"- там, где проходила мансийская тропа) они видели в конце января-начале февраля, и охотились они у реки Ауспии. Конечно, сложно поверить в то, что манси, увидев следы дятловцев и охотясь вблизи Ауспии, даже не заинтересовались, кто там прошел - все передвижения туристов по тайге мансюки всегда внимательно отслеживали, и почти все группы, ходившие в этом районе, почти всегда натыкались на мансей.

Есть в уголовном деле и показания второго участника этой "охоты" - Константина Шешкина (см. Фото 2 ниже). При этом даны они были Темпалову (в его кабинете) уже только 5 апреля (спустя 2 недели после дачи показаний Анямовым). Вот что сообщил Шешкин (Лист 263):

"Примерно в десятых числах февраля 1959 года мы, т. я и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы не доходя уральских гор примерно 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва. Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось мне неизвестно. Но во время выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов".

Фото 2. Манси Константин Шешкин.
Фото 2. Манси Константин Шешкин.

Как мы видим, показания Шешкина уже существенно отличаются от показаний Анямова: охотились они теперь, оказывается, уже "в десятых числах февраля" (а не в конце января-начале февраля), и охотились они на Лозьве (а не на Ауспии), и при этом специально подчеркивается, что охотились они, "не доходя Уральских гор 15 км".

Откуда же такое различие в показаниях? Ведь вряд ли манси могли перепутать Ауспию с Лозьвой, и вряд ли они могли так быстро забыть, где именно они охотились. Видимо, Шешкину - который давал свои показания двумя неделями позже Анямова - уже объяснили, что нужно правильно говорить (и чего говорить не нужно). Отсюда и эти расхождения в показаниях.

Более того, я не исключаю, что эти показания Анямов и Шешкин давали повторно, а первые их показания Иванов из уголовного дела изъял и уничтожил. Ведь, как мы знаем по воспоминаниям Коротаева (см. ссылку ниже), Иванов совершенно точно изъял из дела и уничтожил показания нескольких мансей. Что же заставило пойти Иванова на это грубое должностное преступление? Очевидно, "интересы следствия". Точнее сказать, интересы фальсификации всего уголовного дела - и, в первую очередь, сокрытие того факта, что дятловцы были убиты, и того, кем они были убиты.

Наконец, в уголовном деле сохранились показания третьего участника этой "охоты" - Николая Павловича Анямова (Лист 262):

"В начале февраля 1959 г. мы, т.е. я, Анямов Андрей, и еще Анямов тоже Андрей ездили на охоту. Охотились мы 9 дней в лесу на охоте увидели следы узких лыж, которые были занесены снегом см. на 15. а в лесу меньше. Мы подумали что какая то экспедиция пошла в горы. Следы видели по р. Ауспии в 10-х числах февраля 1959 года. Когда пришли домой то сказали об этом, что видели следы лыжников. Самих туристов нигде не видели, и не слышали. Во время охоты была и хорошая погода, но больше плохая, был ветер и холодно".

Николай Анямов давал свои показания 2 апреля - то есть в период между показаниями Андрея Анямова и показаниями Константина Шешкина. И поэтому, как мы видим, они носят "промежуточный" характер: как и Андрей Анямов, он признает, что охотились они все-таки на Ауспии, а не на Лозьве, но уже не в конце января-начале февраля (как показал Андрей Анямов), а в десятых числах февраля (как показал Константин Шешкин).

И я полагаю, что эти четверо и были той группой мансей, которая 28 января прошла по мансийской тропе по горе мимо дятловцев: никаких других мансей, которые бы "охотились" в этом районе, в это время там не было. И шли они, конечно же, с ружьями и собаками - как бы "на охоту". И я полагаю, что эти четверо были среди убийц дятловцев.

Манси во время "поисковых работ"

А кто из мансей, кстати, мог - как это вспоминал Хинза Сюникаев - напившись, лезть драться и хвастаться, что "они же им (дятловцам) говорили, чтобы они туда (на Отортен) не ходили"? Кто из мансюков вообще принимал участие в "поисковых работах"?

Ну, Степан Куриков, шаман и депутат Свердловского Облсовета, понятное дело - он служил "посредником" между советским начальством и мансями, и именно через него партийно-чекистские органы привлекли мансей к этим "поисковым работам". Его родной брат, Григорий Куриков (см. Фото 3 ниже), тоже появлялся на перевале во время "поисковых работ". И в уголовном деле сохранился допрос Григория Курикова. Он был депутатом Ивдельского горсовета, и при допросах других мансей, не владевших русским языком, служил переводчиком.

Фото 3. Группа поисковиков. Слева направо: студент Аскинадзи, манси Григорий Куриков (родной брат Степана Курикова), полковник Ортюков, крайний справа - студент Мохов.
Фото 3. Группа поисковиков. Слева направо: студент Аскинадзи, манси Григорий Куриков (родной брат Степана Курикова), полковник Ортюков, крайний справа - студент Мохов.

Но эти двое вряд ли принимали участие в убийстве дятловцев. Почему? Потому, что шаман Степан Куриков был скорее "партийным агентом", связанным с партийным и советским начальством, а не с чекистами. А убийство дятловцев организовали чекисты - причем организовали именно против Партии, в борьбе за власть (ведь целью этого убийства дятловцев, как я ранее объяснил, было нанести удар по советской и партийной идеологии - убийство дятловцев должно было, по замыслу чекистов, стать "информационной и идеологической бомбой", которая должна была нанести удар по авторитету и власти Партии и Хрущева). И хотя оба Куриковых, конечно, прекрасно знали, что убийство дятловцев совершили их сородичи-манси - вряд ли они были причастны к этому убийству.

Принимал участие в поисковых работах и Николай Анямов - он есть на нескольких групповых фото поисковиков (см. Фото 4 ниже). Из его показаний:

"Числа 23-24.02-59 г. нас послали искать туристов и мы пошли вместе с русскими. При нас нашли 4 туриста замерзшими. Отчего и как получилось с туристами я просто не понимаю как это могло получиться. Палатку нашли при нас на горе, в которой находились вещи туристов. Я принимал в поисках туристов участие 8 суток".

И, скорее всего, именно этот Николай Анямов, напившись, и лез драться, и он же хвастался, что "мы же их, дятловцев, предупреждали туда не ходить": на тот момент ему было 23 года, и он был среди тех манси, кто "охотился" на Ауспии в конце января (и кто, как я полагаю, принимал участие в убийстве дятловцев). Парень молодой, и, напившись, он начинал болтать о том страшном преступлении, в котором он совсем недавно принимал непосредственное участие.

Фото 4. Поисковики в лагере поисковиков в начале марта. Крайний слева - манси Степан Куриков, второй слева - Николай Анямов.
Фото 4. Поисковики в лагере поисковиков в начале марта. Крайний слева - манси Степан Куриков, второй слева - Николай Анямов.

А кто еще? Был там также Алексей Алексеевич Анямов (см. Фото 5 ниже), брат того самого Андрея Алексеевича Анямова, еще одного участника "охоты" (и, как я полагаю, еще одного из убийц дятловцев). Именно Андрей Анямов рассказал о следах дятловцах на Ауспии, и о нем говорится в радиограмме Неволина от 24 февраля:

"След видел пастух Анямов Андрей примерно 8-9 дней назад след узких спортивных лыж, количество человек не установлено, следы направляются от верховьев Ауспии от нее направлении восточного склона увала к северу верховьям Лозьвы нужно искать этом месте верховьях Ауспии лозьвы также на западном склоне хребта поверховьям рек Ванья и Вишера".
Фото 5. Лесник Пашин, манси Алексей Анямов и пожарник Чеглаков. Обратите внимание, что у Чеглакова за спиной торчит приклад автомата.
Фото 5. Лесник Пашин, манси Алексей Анямов и пожарник Чеглаков. Обратите внимание, что у Чеглакова за спиной торчит приклад автомата.

При этом важно не путать Андрея Алексеевича Анямова-старшего с его братом Алексеем Алексеевичем Анямовым (см. Фото 6 ниже) - второй принимал участие в "поисковых работах", но в убийстве дятловцев, судя по всему, не участвовал. Они были родными братьями (Алексей Алексеевич был младшим), немного похожи, и их часто путают. А вот его сын - Андрей Алексеевич Анямов (полный тезка своего дяди) - также был "на охоте" вместе со своим дядей (и, как я полагаю, был среди убийц дятловцев).

Фото 6. Алексей Алексеевич Анямов, младший брат Андрея Алексеевича Анямова. Справа - Степан Куриков. "Нашли лабаз".
Фото 6. Алексей Алексеевич Анямов, младший брат Андрея Алексеевича Анямова. Справа - Степан Куриков. "Нашли лабаз".

Кто еще? И вот здесь - для установления того, кто еще из мансей участвовал в "поисковых работах" - нам поможет обычная для советской власти жадность и подлость. Как известно, мансюкам за участие в поисковых работах обещали заплатить огромные деньги. Из радиограммы от 23 февраля: "Сульману. Манси согласны ехать в поиски. Плата за сутки 4 человека 500 рублей. Cледы обнаружили манси в 90 км от Cуеват-Пауля к Уральскому хребту. Дайте ваше согласие на поиски. Баранов".

Надо заметить, что средняя зарплата учителя в Совдепии в 1959 году составляла около 400 рублей, а средняя зарплата по стране, если верить советской статистике, около 770 рублей. После денежной реформы Хрущева 1961 года (по деноминации рубля в 10 раз) эти зарплаты уменьшились в 10 раз. То есть страна была нищая. А четырем манси ЗА СУТКИ "поисковых работ" советская власть обещала заплатить 500 рублей. Огромные деньги.

Однако советская власть даже своих любимых мансюков в итоге "кинула", и Степану Курикову потом пришлось писать жалобы, что им за участие в "поисковых работах" ничего не заплатили. Но благодаря этой жадности и подлости советской власти мы зато теперь точно знаем, кто из мансюков официально принимал участие в "поисковых работах", и кому (и сколько) советская власть в итоге за это заплатила (см. ссылку и Фото 7-8 ниже).

Фото 7. Просьба Ивдельского горсовета от 18 июня 1959 года директору УПИ оплатить манси их участие в поисковых работах.
Фото 7. Просьба Ивдельского горсовета от 18 июня 1959 года директору УПИ оплатить манси их участие в поисковых работах.
Фото 8. Просьба Ивдельского горсовета от 18 июня 1959 года директору УПИ оплатить манси их участие в поисковых работах.
Фото 8. Просьба Ивдельского горсовета от 18 июня 1959 года директору УПИ оплатить манси их участие в поисковых работах.

Из этого документа видно, что "официально" в "поисковых работах", помимо Степана и Григория Куриковых, принимали участие также Анямов Алексей Алексеевич, Бахтияров Тимофей Егорович и Анямов Николай Павлович. И этот документ развенчивает еще один миф, бытующий в дятловедении - что якобы никто из Бахтияровых в "поисковых работах" участие не принимал. Принимал, и были там и представители рода Бахтияровых.

И в убийстве дятловцев, как я полагаю, также принимали участие представители нескольких родов манси (не только Анямовы и Шешкин).

Продолжение: