Предыдущая часть:
Так вот, какова же дальнейшая судьба этого проклятого идола Анямовых Сорт-Хури-Аки, из-за которого мансюки в 1959 году убили дятловцев? В 1995 году Николай Васильевич Анямов, "хранитель" этого идола, умер. Что стало дальше с этим идолом? Где мансюки его прячут?
Да там же, в Тресколье (или где-то поблизости), они его и прячут до сих пор!
У Николая Васильевича Анямова было шесть детей (от двух жен), четверо сыновей и две дочери: Роман (1951 г.р.), Ольга (1954 г.р.), Софья (1956 г.р.), Тимофей (1960 г.р.), Степан (1964 г.р.) и Валерий (1975 г.р.).
Роман, старший сын - это тот самый Роман Николаевич Анямов (см. Фото 1 ниже), с которым в 1970-80 годы вел переписку Виктор Мальцев, и фрагменты из писем которого я приводил ранее. Он долгое время жил в Тресколье, со своим отцом, но в 1980-е годы переселился со своей женой из Тресколья в 53-й квартал, потом жил в других местах. Сейчас ему должно быть около 75 лет (жив ли он еще, не знаю).
Поселок Ушма и его обитатели
А вот два младших сына Николая Васильевича Анямова, Степан и Валерий, живы до сих пор. И до сих пор живут недалеко от Тресколья - в Ушме (см. Фото 2 ниже). В 2010 году вокруг Тресколья был пожар, горел лес, и местные власти переселили жителей Тресколья в Ушму.
При Джугашвили в Ушме был один из многочисленных советских концлагерей (один из самых страшных в Ивдельлаге), потом там действовала крупная колония, в которой жили "расконвоированные зеки". И на месте этой бывшей колонии местные власти (по какой-то программе - что-то вроде "Спасем любимых мансей от вымирания!") построили несколько домов, в которые переселились манси из Тресколья и из других мест. Там поставили генератор, телефон, по которому обитатели Ушмы могут звонить в любой регион бесплатно, им помогают деньгами и бензином.
Помимо Степана и Валеры Анямовых, в Ушме сейчас проживают еще несколько мансей из Анямовых, Бахтияровых, Дунаевых, Куриковых, Пакиных, Тасмановых (см. Фото 3-5 ниже).
Братья Степан и Валера Анямовы
Что касается Валерия Анямова (см. Фото 6-8 ниже) - то он персонаж довольно известный. Он учился в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, потом некоторое время работал киномехаником в Ханта-Мансийской округе. А затем переселился в Ушму. Он иногда появляется на телевидении в шоу, посвященным гибели дятловцев, дает интервью журналистам.
Особенно много шума (и смеха) среди "дятловедов" вызвало его интервью, в котором обсуждалась "версия росомахи" - что, дескать, в палатку к дятловцам забежала росомаха и так сильно там нагадила, что дятловцы, не выдержав запаха, разрезали палатку и побежали в одних носках вниз (см. Фото 9 ниже).
Но, справедливости ради, замечу, что эту версию выдвинул вовсе не сам Валерий Анямов, а тот, кто брал у него это интервью (судя по всему, какой-то чекистский прохвост - чекистских прохвостов вокруг этой истории и сегодня вертится очень много), а Валера как раз-таки усомнился в этой версии. Хотя эта "версия росомахи", в сущности, ничем не хуже множества других, которые вбрасывают и продвигают чекисты через своих прохвостов ("лавинную", "техногенную" и прочие).
И там же в Ушме проживает его старший брат, Степан. Еще один сын Николая Васильевича Анямова (см. Фото 10-11 ниже).
Валера и Степан, хранители идола Сорт-Хури-Аки
И вот здесь возникает вопрос: а чего они в этой Ушме торчат? Валера во многих интервью жалуется: денег нет, зверя мало, лосятину никто не покупает, то-се. Но никуда из Ушмы не уезжает! А ведь вполне мог бы - он же в Питере в свое время учился, профессия у него есть. Но нет! Сидит в этой Ушме как привязанный. Вместе со своим братом Степаном и старухой Альбиной. Чего они там сидят?
А потому и сидят, что они до сих пор своих идолов в Тресколье стерегут. В том числе и этого проклятого идола Анямовых Сорт-Хури-Аки. Валера в некоторых своих интервью представляет себя атеистом ("я же в советской школе учился"). Его брат Степан и вовсе "православие принял" (старообрядчество). Но это ровным счетом ничего не значит.
Во-первых, мансюки издавна, еще с дореволюционных времен, одну и ту же песенку поют: "Где молебные места у нас, мы не знаем, старики знают, а молодые уже не камлают". Они и в 1959 году эту песенку пели. Тем не менее, камлали они и дальше - и в 1970-е, и в 1980-е. И на том же Молебном камне еще в 2010-е годы находили свежие кости оленей. А значит, они до сих пор там камлают. Кто уж у них там камлает - местные манси или приезжие - неизвестно. Но камлают. Камлают до сих пор.
А во-вторых, тут дело даже не в том, во что верят (или не верят) Валера со Степаном. Может, они и в самом деле во всю эту мансийскую хтонь уже не слишком верят. Но им хранить этого идола их отец завещал, Николай Васильевич Анямов. И нарушить отцовское завещание они никак не могут. Тем более, что в этом завещании - не только воля Николая Васильевича Анямова, но и воля других мансей. Всех их предков, всех их шаманов.
Вот поэтому и сидят до сих пор Валера со Степаном в этой Ушме, как проклятые. Этого идола Анямовых стерегут. Так как именно они сегодня и являются "хранителями" этого идола. Валера в Ушме даже два отдельных дома постоянно пустыми держит - в надежде, что туда в какой-то момент отовсюду съедутся мансюки, чтобы - "как в былые времена" - поклониться этому могучему идолу Анямовых. Но мансюки что-то все не едут. Туристы в основном через Ушму едут - чтобы съездить на перевал Дятлова, почтить память наших ребят и девчонок, погибших в 1959 году. И Валера нередко сам их катает на своем снегоходе. А вот поклониться этому поганому идолу Анямовых желающих что-то нет.
Тем не менее, Валера со Степаном и дальше в Ушме сидят. Стерегут идолов. Не могут пойти против воли своего отца и своих предков. Зимой они в основном в Ушме живут, но регулярно наведываются в Тресколье, чтобы проверить, не побывал ли там кто посторонний: от Ушмы до Тресколья на снегоходе - полчаса езды (см. Фото 12 выше). А летом они в Тресколье переселяются. Якобы чтобы "грибы и ягоды собирать". А на самом деле, чтобы за своими идолами присматривать.
Продолжение: