Это невзрачное здание на обочине трассы М-10 мы несколько лет проезжали мимо, не подозревая, что это единственная сохранившаяся почтовая станция XIX века, да ещё и построенная знаменитым архитектором Луиджи Руска. А ещё на этой станции родился выдающийся художник, которого современники называли вторым Айвазовским. В общем, история у этой станции интересная, но длинная.
Как появилась дорога
До основания Санкт-Петербурга единого маршрута на всем протяжении из Москвы в Новгород не было, поскольку сухопутных дорог в современном понимании еще не существовало⬇️
Но с XV столетия после образования вокруг Москвы централизованного государства вдоль этого пути стали появляться специальные перевалочные пункты — «ямы». Когда возник Санкт-Петербург, дорога была продолжена до него. Новый тракт стал важным государственным путем, по которому проезжали высокопоставленные особы, поэтому его стали благоустраивать. Работы по строительству начались в 1712 году по приказу Петра I, а закончились уже после его смерти, в 1746-м. Последние ямы на участке от Новгорода до Петербурга закончили строить к 1714-му году, только теперь это были уже почтовые станции с первыми станционными смотрителями, которые следили за порядком на перевалочных пунктах.
Путешествие на перекладных
Расстояние между станциями называлось прогонами, и за каждый прогон устанавливалась определенная плата. Чтобы проехать по почтовому тракту, сперва нужно было получить подорожную — документ, который предъявлялся на каждой почтовой станции смотрителю. В подорожной указывался маршрут, уклоняться от которого было нельзя, и чин путешественника. От чина зависело количество лошадей, на которое мог претендовать путник: представителям первого класса Табели о рангах полагалось двадцать лошадей, обладателям третьего — двенадцать, «нижним чинам и служителям» — только две.
На почтовых станциях разрешалось запрягать как арендованный на станции экипаж (отсюда выражение «на перекладных» — багаж приходилось перекладывать при каждой перемене лошадей), так и свой собственный. Скорость почтовых лошадей была приблизительно 8—10 верст в час летом и 12 — зимой, когда укатанный снег выравнивал плохие дороги.
Лошадей вечно не хватало: утром по казенной надобности мог проехать генерал, которому отдали всех коней, что были на станции, или человек, приехавший позже, мог дать взятку смотрителю и уехать первым. В итоге бывали случаи, когда путнику приходилось проводить на станции больше суток. А ведь далеко не на всех станциях можно было поужинать, в большинстве случаев единственное, что светило путнику, — это чай. Если путешественнику приходилось ночевать, то его ждало новое испытание - клопы и блохи.
Станционные смотрители
Управлять станцией мог, кто угодно: примерно до середины XIX века проводились торги на содержание почтовых станций, выигрывал тот, кто заплатит в казну больший выкуп. Владелец обязан был иметь на станции 25 лошадей, 10 кибиток на колесах или санях, а также всю экипировку, необходимую для почтальонов и перевозки почты (конскую упряжь, чемоданы, сумки, седла, форменные мундиры почтальонов).
При этом почтовым дворам выделялись от государства фуражные деньги на корм лошадям и содержание станции. Владельцы почтовых станций могли нанимать на службу даже крепостных — для этого нужен был только паспорт и бумага от помещика, подтверждающая, что он отпускает крепостного на оброк. Выгода от содержания станции зависела по большей части от ее расположения и количества проезжающих: доход складывался из прогонных денег (по 12 копеек за 10 верст) и платы за сопутствующие услуги — еду, алкоголь, ночлег, ремонт экипажа. Небольшая часть выручки шла в казну.
Проекты почтовых станций
Правительство постоянно утверждало новые типовые проекты станционных домов. Часть их предназначалась для конкретных шоссе, поэтому постройки отличались некоторым разнообразием. В целом в XIX веке было три типа станционных домов: в крупных населенных пунктах — первого разряда, в промежуточных — второго и третьего. На самых маленьких станциях, третьего разряда, можно было разве что выпить стакан чаю, а на крупных — отремонтировать экипаж, переночевать в гостинице и даже помыться в бане. Рядом с большими станциями торговали всякой всячиной местные жители. Царственные особы на почтовых станциях не останавливались, для них строились путевые дворцы⬇️
Некоторые почтовые станции сохранились до наших дней. Самая известная из них находится в деревне Выра Ленинградской области, сейчас там музей «Дом станционного смотрителя», который недавно отреставрировали.
На дороге Петербург-Москва в 1809–1810 годах были сооружены 25 станций. Причем со стороны Петербурга станции по архитектуре были близки к строгим произведениям А.Захарова, а со стороны Москвы были поставлены станции с композицией и декором, напоминающими более живописные работы М.Казакова⬇️
Сейчас из 25 почтовых станций сохранилась только одна в Померанье. Эта станция была основана в 1796 году вместо прежней в Любани. 19 мая 1811 был утвержден проект архитектора Л.Руска, в том же году началось её строительство.
Архитектор Луиджи Руска
Луиджи Руска родился в итальянской Швейцарии 2 сентября 1762 года и приехал в Санкт‑Петербург в июне 1783 года. С Петербургом связана вся жизнь и творческая деятельность зодчего. В течение почти тридцати пяти лет Руска работал в столице и ее окрестностях. Здесь он прошел путь от каменных дел мастера до одного из ведущих архитекторов своего времени. По разработанным им проектам были построены грандиозные комплексы казарм Кавалергардского, Гренадерского и Измайловского полков, многие административные здания, особняки и жилые дома.
Руска была выполнена перестройка и отделка интерьеров в крупнейших дворцах столицы — Таврическом и Аничковом. По его проектам строились разнообразные сооружения и отделывались интерьеры во дворцах Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны, Ропши, Гатчины и Царского Села. Наиболее значительные работы выполнил зодчий в Стрельне и Троице-Сергиевой пустыни, где в то время уже существовали ансамбли – дворцовый и монастырский.
В 1805—1806 годах архитектором была капитально перестроена в готическом стиле Никольская башня Московского Кремля (работа производилась совместно с Алексеем Бакаревым).
Будучи признанным архитектором при дворе, Руска выполнял и частные заказы петербургской знати, создавая проекты особняков, жилых домов и усадебных комплексов.
Жил Л. Руска с семьёй в доме швейцарского консула и ювелира Лубье на углу Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы, напротив Казанского собора. Дважды был женат. Первая жена, Анна Маргарита Маттеи, умерла в возрасте 20 лет и была похоронена на Волковском лютеранском кладбище. Надгробие, установленное на её могиле и сохранившееся до наших дней, предположительно, выполнено по проекту самого зодчего.
Во втором браке с Маргаритой Шарлемань Луиджи прожил всю жизнь и вместе с ней уехал из России, проработав в стране 30 лет. Уехал уже известным архитектором. Признанием заслуг зодчего было его избрание в 1815 году «почётным вольным общником» Петербургской Академии художеств. Умер Л. Руска в 1822 году в городе Валенце. От двух браков имел двух сыновей – Любима и Ивана.
Вот этому известному архитектору и принадлежат проекты почтовых домов по Нарвскому и Московскому почтовым трактам Петербургской губернии. В 1805 году Руска создал образцовый проект, по которому были построены пять станционных домов – в Кипени, Каськове, Черковицах, Ополье и Ивангороде. Немного по другому проекту построена станция в Померанье.
Померанье
Это необычное название поселению дали немецкие колонисты, осевшие здесь в конце XVIII века. Померания - исторический регион на южном берегу Балтийского моря в Центральной Европе, разделенный между Польшей и Германией. Название Померания происходит от po more, что означает "земля у моря" .
Станционный комплекс в Померанье состоял из главного здания, боковых флигелей и соединяющей их каменной ограды с арочными проездами.
В центральном доме жил сам станционный смотритель с семьей, и здесь же располагалась гостиница для проезжающих.
В левом флигеле размещались ямщики, в правом (так называемой "людской") - почтальоны и кухня.
Во дворе располагались конюшни.
Станция эта в свое время была очень известна и любима путешественниками. Гостиница при кухне славилась чистотой и… вафлями, которые выпекала госпожа Гендрихсен Лизавета Ивановна, содержательница станции.
Вот восторженное описание этого места в "Путеводителе от Москвы до С.-Петербурга и обратно" 1847 года:
"Между Новгородом и Петербургом она единственная для гастронома, и славится вафлями. Помераньевская гостиница с незапамятных времён в величайшей исправности содержится Лизаветою Ивановною (так называют её ямщики и кондукторы, а мы прибавим) г-жою Гендрихсен и носит на себе вкус и отпечаток немецкой аккуратности. Ежели ваше любопытство велико, то загляните на внутренние принадлежности гостиницы: кухня щеголяет поваренным искусством, комнаты и буфеты опрятны, мебель проста, но спокойна, полы и стены наблюдены в достаточной чистоте. Теперь не угодно ли посмотреть на отдельные части внешности и полюбоваться на немецкую штуку, какой "нехитрому уму и ввек не выдумать". С улицы гостиница здешняя осенена древесною зеленью и цветами и окружена решёткою. В палисадниках мостики, беседки, прудочки. Дорожки усыпаны песком. Чисто выметенный двор покажет вам новую декорацию: это дрова - или нет, мы ошиблись, это не просто дрова, а дрова с вариациями. Ими, то есть дровами, вместо забора обнесены задний садик, огороды, дворики и разного рода чуланчики для хозяйственных принадлежностей - всё так мило, так искусно, на немецкий манер и приготовляет вас к уверенности, что вы в преддверии иностранного города - Петербурга...". .
Внук Радищева
Интересный факт: в Померанье родился талантливый художник-маринист Алексей Боголюбов, который приходится внуком Александру Радищеву, автору «Путешествия из Петербурга в Москву», опубликованного в мае 1790 года. Родился он в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой.
Двухэтажный крестьянский дом Боголюбовых в Померанье стоял рядом с почтовой станцией.
Мальчик запомнил качели, куртины со смородиной, земляничные грядки и где-то в глубине — таинственный пруд. Во дворе обитали журавль, индюки, куры, утки, собаки, однажды воспитывался даже медведь. После смерти отца семья переехала жить в Петербург, где Алексей окончил Морской кадетский корпус, а затем Императорскую Академию художеств с золотой медалью. Боголюбова называли вторым Айвазовским. Но некоторые специалисты считают, что как баталист он сам, будучи моряком, даже превзошел Айвазовского.
Последние годы художник жил во Франции. Сейчас, к сожалению, его имя практически забыто.
Заброшенная достопримечательность
Возможно, бывал на этой почтовой станции и Пушкин. Ведь в 1833–1835 годах А.С.Пушкин создал своеобразную антитезу Радищеву, печатающуюся ныне под условным редакторским заглавием «Путешествие из Москвы в Петербург» (опубликовано в 1841 году). Это одно из самых сложных публицистических произведений последнего периода жизни поэта — большая статья, оставшаяся незаконченной.
После постройки Николаевской железной дороги почтовая станция в Померанье стала ненужной.
Здешний барин Комаров организовал в опустевших помещениях станции гончарный промысел: добываемая в этих местах глина отлично подходила для изготовления посуды.
В 1910 году продукция керамического завода Комарова получила на Всемирной выставке в Брюсселе золотую медаль. Завод успешно пережил революцию, Отечественную войну и перестройку. Но в 2006 году его закрыли, и теперь бесхозное здание постепенно приходит в упадок.
Источники:
1. Анна Теркель "Как путешествовали по Российской империи в XIX веке"
2. Владимир Седов "Архитектура на большой дороге"
3. Сайт "Дороги Российской империи".
4. Зодчие Санкт‑Петербурга. XIX – начало XX века/Сост. З-78 В.Г. Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1998. Стр. 90-112. Автор текста – Л.Б. Александрова.
5. Сайт «Першпективная дорога»: история маршрута Москва — Петербург
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи: