Многие из нас сталкивались со скепсисом в отношении своей профессии — папа мечтал, чтобы ты стал врачом, а бабушка просто не понимает, кто такой куратор. В этой рубрике мы будем спрашивать работников сферы культуры о том, как они справились с прессингом в отношении своей работы, которая со стороны может казаться бесконечным вернисажем с шампанским или игрой на гитаре в переходе.
В первую группу наших экспертов вошли искусствоведы, арт-дилер, экскурсовод, PR-директор музея, основатель культурного центра, реставратор и преподаватель художественного института — история каждого уникальна и способна вдохновить на новые достижения.
Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, куратор, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина
Мои родители были морально готовы к тому, что я буду работать в сфере культуры, — ещё в пять лет я утверждала, что стану учителем рисования. Моё финальное решение, поступление в МГУ имени М. В. Ломоносова на отделение истории искусства исторического факультета, не было для них неожиданным. Мы с семьёй часто ходили в музеи и театры, так что моя профессия только расширила круг интересных событий, которые нас объединяют.
Я училась экспозиционному делу, работая координатором и куратором проектов в музее-заповеднике «Царицыно», параллельно курируя собственные небольшие проекты на независимых площадках. С 2021 года я работаю в Пушкинском музее и занимаюсь самыми разнообразными его проектами в регионах нашей страны — так, например, я курировала фестиваль «Звук вокруг» на Камчатке, стала соавтором выставочной трилогии «Названо Вазари» в Нижегородском Арсенале (Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина), соединяющей произведения из коллекции нашего музея и современное искусство, а в прошлом году выступила в качестве сокуратора выставки «Образы Испании» в Галерее искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина. Мне всегда хотелось рассказывать истории, и выставки оказались самым ярким и интересным воплощением этой мечты.
Варвара Нагорнова, преподаватель факультета ДПО МГАХИ им. В. И. Сурикова
Сейчас я работаю со взрослыми людьми на факультете дополнительного образования МГАХИ им. В. И. Сурикова. Основная причина, по которой люди не пошли рисовать ещё в детстве, не учились в художественном вузе, откладывали реализацию себя в этой сфере, — неодобрение родителей.
«Искусством не заработать», «Получи нормальную профессию» — я очень рада, что мне НЕ довелось слышать эти фразы от своих родителей. Все, что я помню и знаю, — это тотальная поддержка, вера в меня и мой выбор. И хоть мои родители не художники, у них отличный вкус, чувство прекрасного и стиля. Думаю, они рады, что у меня творческая профессия, которая на самом деле более многогранная, чем представления о ней у некоторых людей. Поэтому, помимо знаний об академическом рисунке, живописи и композиции, считаю своей маленькой миссией транслировать любовь к искусству и замечательной профессии «художник».
Мария Гирба, PR-директор Музея AZ
Я работаю в сфере культуры почти 15 лет, из них десять — с Музеем AZ. Должна признаться, я не стремилась работать с искусством, даже избегала этой темы, но я искренне рада, что события привели меня в эту сферу, ведь именно в музее мне удаётся реализовать свои таланты и навыки — я очень люблю объединять людей (например, на выставках и мероприятиях).
Мои родители до сих пор периодически выражают тревогу из-за ненормированного графика и иногда жалеют, что я не стала врачом. Почему? Моя мама, Юлия Гирба, не понаслышке знает о работе в сфере культуры (в начале 2000-х годов она стала одним из пионеров PR-направления в культуре, работала с Домом фотографии, Биеннале современного искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Театром Наций).
Алексей Абакумов, искусствовед, продюсер, руководитель Цифрового Воображаемого музея Михаила Шемякина
Моя семья поколениями работала в сфере культуры: прадед был живописцем, написал последний прижизненный портрет Николая II, бабушка была солисткой Мариинского театра, мама — художник, профессор Академии Штиглица. Но родители почему-то прочили мне профессию инженера, и я готовился в технические вузы. Было тяжело. Возможно, я просто не понимал, чего хочу, — профориентация в школе очень слабая. Но всё изменилось в 11-м классе, когда я оказался в «Мухе» на просмотрах студенческих работ (это экзамен для художников). В этот день я понял, что хочу учиться только здесь, и категорично сообщил родителям. Они не ожидали такого поворота (удивительно!) и схватились за голову… но начали меня всячески готовить. Спасибо им за это — я не только отучился, но уже более 15 лет работаю в сфере культуры. Сегодня я продюсирую проекты — выставки, книги, цифровые платформы; разрабатываю стратегии развития для бизнеса. Среди тех, с кем я работаю, — Третьяковка, Русский музей, Академия Штиглица, ювелирные дома, антикварные галереи и многие другие.
Ольга Шмуклер, основатель Культурного центра «Артишок»
Честно говоря, когда я увольнялась из корпорации — со стабильной, престижной и хорошо оплачиваемой работы, — чтобы открыть культурный центр, я думала, что мои близкие будут крутить пальцем у виска и отговаривать. Каюсь, я их недооценила. Муж выслушал идеи, сказал, что верит в меня и хочет, чтобы я занималась делом своей мечты, родители круглосуточно помогали с ремонтом «Артишока» и стартом проекта. В одну из ночей генеральной уборки мама пошутила: «Кажется, мы в твоём детстве переборщили с музеями». В прошлом году я сделала в центре сюрприз-вечеринку на мамин день рождения, а совсем недавно по личному пожеланию моей бабушки там же отметили её 80-летие. Приятно и ценно, когда есть с кем отправляться в любые авантюры.
Наталья Никулина, экскурсовод в Музее русского импрессионизма
Я официально перешла на сторону искусства после окончания бакалавриата на факультете права, к этому моменту у меня были стажировка в музее Garage, занятия в Художке НИУ ВШЭ, десятки прочитанных книг об искусстве и посещённых выставок. На третьем курсе бакалавриата я хотела бросить учёбу и поступить на бакалавриат по истории искусства, на что встретила отпор родителей. Мы нашли компромисс — поступление в магистратуру по культурологии в МГУ. После получения бакалаврского диплома отношение поменялось — мама обрадовалась неожиданно для меня, поскольку работа связана с красотой и постоянным получением знаний, что подходит идеально для меня.
Анастасия Секунда, культуролог, куратор, арт-дилер
Работа с искусством у меня наследственная: моя мама — арт-дилер, а бабушка и дедушка руководили антикварными и ювелирными салонами на Арбате. К моему выбору они отнеслись с пониманием, но моменты «Да ты никогда не найдёшь работу!» тоже были. Папа вообще хотел, чтобы я отучилась в Академии МВД на разведчицу, но он видит, что я занимаюсь любимым делом, и всегда помогает возить большие картины и сверлить стены, а ещё — посмотреть на искусство глазами непрофессионала.
В итоге я продаю картины, курирую выставки, коллекционирую современное искусство. Да, моя семья не понимает многие актуальные арт-тенденции, но точно видит в них перспективу личностного роста.
София Андреева, научный сотрудник Центра консервации и реставрации документов Библиотеки иностранной литературы
Мои родители считают, что профессия реставратора крайне благородная и важная. Чаще я слышу такие слова, как: «Мы гордимся тем, что ты реставратор», «Ты молодец» и т. д. Реставрация — очень сложный, но интересный процесс, который находится на грани нескольких направленностей, таких как искусство, история, химия и биология, а также прикладных навыков. Основная задача реставратора — сохранить произведение искусства. Не каждый посетитель музея знает, что над экспонатом поработал реставратор для того, чтобы люди могли его увидеть.