Здравствуйте.
Когда ребёнок начинает пропускать школу – это очень важный и серьезный сигнал. Работая в школе, я несколько раз сталкивалась с детьми, которые пропускали школу в течение длительного времени (от нескольких недель и более). Вернуть ребёнка в школу потом очень и очень сложно.
Причины, по которым ребёнок, обычно подросток, начинает пропускать школу, достаточно разнообразные:
- дома интересней, никого нет, в доступе компьютер, никто не заставляет ничего делать;
- не складываются отношения с детьми, учителями, в том числе и на уровне буллинга;
- ребёнок прогуливает школу, так как гуляет с какой-то компанией;
- состояние здоровья: переутомление, что-то болит, в том числе и депрессивное расстройство;
- ребёнок очень плохо учится, поэтому избегает неприятный фактор (школу).
По практике могу сказать точно: чем больше ученик не ходит в школу, тем ниже шансы его туда вернуть.
Почему сложно вернуться в школу:
- привыкаешь к приятному времяпровождению, когда ничего не надо делать, не надо заставлять себя думать, трудиться;
- упущен большой пласт учебной деятельности. Тем более, когда ребёнок приходит в школу, учителя сразу стараются его спросить, потому что им необходимы оценки для аттестации по предмету. При адекватной администрации, учителях, дается время на включение в работу, индивидуальные задания;
- пропущена социальная составляющая. У одноклассников произошла масса событий, о которой они в курсе. А вот ученик, который много пропустил, может почувствовать себя изолированным, отчужденным и одиноким. Ему становится максимально некомфортно;
- если это состояние здоровья, то ребенку физически тяжело находится в школе.
Таким образом, если Вы заметили или сказал об этом учитель, что ребёнок пропускает школу, то этим вопросом надо заниматься безотлагательно.
Какие действия родителей:
1. Выяснение причин пропусков. Для этого необходимо поговорить с классным руководителем и самим ребёнком. Ваш посыл в общении с последним в том, что в школу ходить в любом случае, поэтому нужно понять причину пропусков и найти необходимый вариант решения.
У ребёнка бывает и своё решение (перевод в другой класс, снижение нагрузки (если кружки какие-то)). Иногда решение адекватное и реалистичное, иногда нет. Но то, как ребёнок видит разрешение ситуации, тоже говорит и о самой проблеме.
2. В зависимости от выявленной причины:
1) Если это прогул из-за компании, плохой учебы или желание посидеть поиграться в телефоне, компьютере, то родители устанавливают рамки: «Ты обязан ходить в школу и быть на уроках. Хочешь учиться на два и остаться на второй год – твоё право, но быть в школе на уроках ты обязан».
Задача взрослого не вступать в прения сторон. Если Вы чувствуете, что начинается конфликт, ребёнок вас в него втягивает, то его необходимо резко оборвать: «Я понимаю, тебе не нравится, но пока за тебя отвечаю я и я действую в рамках законодательства. 9 классов закончить должен каждый». И на этом всё, зона конфликта покидается, пусть подросток даже попсихует, ему надо выплеснуть эмоции.
Если взрослые идут на поводу и вступают в конфликт, то они скорее всего проиграют: подросток продавит свою точку зрения или вы наговорите друг другу сильных грубостей
Подростка можно предупредить, что отказ ходить в школу может привести к тому, что школа обратится в социальную опеку, а те могут временно изъять из семьи, так как родители нарушают право ребёнка на образование. Такое бывает очень редко, но имеет место. Там в школу ходят обязательно и под присмотром делают уроки, дети не могут вечером погулять с друзьями. На фразы «Там мне будет лучше», «Пусть забирают», реагировать эмоционально не надо, это провоцирующие фразы.
К этому варианту стоит прибегать в самом крайнем случае. Не каждому ребёнку стоит когда-либо говорить такие вещи. Но если подросток доказывает свои слова в рамках «не обязан ходить в школу» - обязан. Опять же подчеркну – с этим вариантом очень аккуратно.
Внимательно слушайте, что говорит подросток. Возможно, у него сильный недостаток любви, понимания и он его нашел компании, с которой прогуливает школу. Это очень серьезный звонок, что детско-родительские отношения сильно нарушены. Фразы, которые говорят об этой проблеме, могу быть следующие: «Тебе всё равно», «Общаюсь, с кем хочу», «Да какая тебе разница», «Лучше с ними, чем с тобой».
2) Если прогулы связаны с конфликтом с одноклассником или учителем, то этот вопрос решается в первую очередь через школу, через администрацию. Там может быть достаточно широкий спектр действий, включающий вызов других родителей в школу, если этого буллинг.
Но, чем сильнее и дольше конфликт, тем сложнее его решить. Бывают случаи и перевода в другой класс, школу. Прислушайтесь к мнению ребёнка, что он хочет, как он видит выход из ситуации.
Важно влить ребёнка в другой коллектив (секцию), найти одного или нескольких друзей в школьной среде. Тут важна работа классного руководителя.
При конфликте с учителем действуем через администрацию. Проясняем ситуацию с ребёнком, они тоже бывают далеко не вежливые и галантные. Тут одновременная работа с двух сторон.
3) Если это здоровье, то проверяемся у врачей. У подростков, к примеру, в периоды сильного роста могут так сильно болеть мышцы, что больно ходить. Бывает давление в глазах, от этого сильно болит голова. Встречаются несколько специфические боли, которые не так просто диагностировать или связать друг с другом.
Если подросток стал неактивным, слишком мало или много ест, ничего не хочет, хотя раньше много гулял, общался с друзьями, то стоит посетить психиатра.
Телеграмм канал:
Запись на консультацию: