Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Яма» 1990 года - фарс вместо трагедии

В конце 1980-х – начале 1990-х тема продажной любви сделалась модной, а «Интердевочка» (1989), обсуждаемая и поныне, была одним из перестроечных кинохитов.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что режиссёр Светлана Ильинская с киностудии имени Довженко подумала: «А не замахнуться ли нам на Александра нашего Куприна с его ямой?»

Обложка «Советского экрана» №9, 1990. Скан. https://www.kino-teatr.ru/
Обложка «Советского экрана» №9, 1990. Скан. https://www.kino-teatr.ru/

В смысле – «Ямой», одной из самых страшных книг в русской литературе, где нет ничего пикантного, а единственный рефрен всего повествования – безнадёга. Но что могло излёте Перестройки выйти из трагедии?

Только фарс, где участвовали тогдашние звёзды – Евгений Евстигнеев, Татьяна Догилева, Олег Меньшиков, Александр Филиппенко, Валентина Талызина, Юрий Катин-Ярцев, Ольга Волкова.

Фото из журнала «Советский экран». №9, 1990. Скан. https://www.kino-teatr.ru/
Фото из журнала «Советский экран». №9, 1990. Скан. https://www.kino-teatr.ru/

Я отлично помню обзор фильма в «Советском экране» с Догилевой на обложке и довольно игривым текстом – тогда было принято говорить об ужасах с усмешечкой.

Невыносимо циничная эпоха, через которую, видимо, стоило пройти. У меня и тогда, и сейчас впечатление, что в этом фильме все актёры, подобно тем милочкам из «заведения»...

Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

Они играют гнусное, кривляются, ибо надо как-то выживать в условиях новой реальности. Вы заметили, как быстро в те годы скyрвились изменились многие народные любимцы, превратившись в непристойных гаеров?

Дружно снимались в чудовищных поделках – в несмешных, пошлых комедиях и боевиках с бандитскими разборками, выступали с критикой советской цензуры, жаловались на выдуманные притеснения.

Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

Время, потребовавшее жертв. Но вернёмся к фильму. Сам он получился плоским и прямолинейным, так как из сценария были убраны все рассуждения, составлявшие процентов шестьдесят повествования.

Оставили усечённый экшн, а потому главной героиней сделали не Женьку, а Тамару, так как у одной неё была, что называется биография – и воровской мир, и монастырь, и революционеры.

Ну, какая это - Женька?! Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Ну, какая это - Женька?! Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

У Женьки – бесконечные страдания и мысли. Вот так бывает – биографии нет, а страдания есть. В роли Тамары снялась Татьяна Догилева, к слову, отлично вписывающаяся в образ девушки-на-ночь.

Подумалось, что она бы прекрасно сыграла Интердевочку вместе снулой Елены Яковлевой. Да, а Женька тут – эпизодическая истеричка, вообще не интересная ничем, кроме наружности.

Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

Она и не рассуждает о бытии. Так, орёт на коллег по несчастью. Из студента Васи Лихонина, который забрал Любку из дома терпимости, а потом – выкинул, сделали зачем-то молодого адвоката.

Олег Меньшиков играет здесь …продолжение своего же Костика-с-Покровских ворот и вообще не старается. И да, полностью убраны терзания Лихонина, его понимание, что делает непоправимый шаг, портя жизнь, прежде всего, именно себе.

Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

Поэтому эпизод, где он выгоняет девушку, смотрится, как иллюстрация к непрочитанной главе – причину и следствие поменяли местами, и потому всё сделалось нелогично-скучным.

И, разумеется, не явлены страдания той же Любки, с которой поигрались в благородство и – вернули в страшный мир, а ведь история этой деревенской девчонки - одна из ведущих в повести.

Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.
Кадр из фильма «Яма» (1990). Скриншот.

Вообще, тут всё скомкано, а реплики одних героев «поручили» совсем другим. В результате вышел плоский и не эмоциональный комикс, после которого не остаётся никакого послевкусия.

Так, перестроечная поделка. Или подделка? Иной раз всё срывается на какой-то похабный водевиль, где никого не жаль. А ведь Александр Куприн пытался вызвать именно сострадание к падшим...

Zina KorZina (c)

Ещё перестроечного настроения: