Найти тему
70,4K подписчиков

«Криминальный талант» и хорошая/плохая Сашка Рукояткина

6,4K прочитали

Это – довольно распространённый приём: сделать отрицательного героя неоднозначным и даже вызывающим сочувствие. «Хороший» мошенник – это, например, Остап Бендер, который …не бросил Кису Воробьянинова и по-своему жалел его, хотя, жулик мог бы кинуть бездарного сообщника уже в тот момент, когда стали известны подробности, связанные с гарнитуром, и бывший владелец опознал первый стул.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

Всё. Можно выкидывать «уездного предводителя команчей» (с) из доли, просто оставив его куковать в номере какой-нибудь заштатной гостиницы. Тем не менее, это аристократ Киса, вроде как не имевший склонности к уголовным деяниям, полоснул спящего Остапа. Товарищ Бендер - это лишь один из примеров, когда прожжённый циник раскрывается с хорошей стороны.

Сашка Рукояткина – мошенница из перестроечной драмы «Криминальный талант» (1988) – из той же серии. Да, она сыплет клофелинчик в бокалы навязчивых кавалеров и устраивает воровские шоу, как, например, в богатой квартире врача-реаниматолога Устюжаниной, но при этом знает меру. Допустим, она оставляет украденные вещи той же Устюжаниной, лишь насладившись произведённым эффектом.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

А ещё - помогает своим подругам, точнее – коллегам по несчастью, девчонкам с Суконки. Когда она рассказывает, что девчонки её каждый раз ждут, ибо им не спится от голода – это крик отчаяния. Лимитчики действительно жили в не самых лучших условиях и работали «за прописку» в наименее комфортных условиях.

Конечно, их никто не гнал из маленьких городков и посёлков городского типа в столицы, но факт оставался фактом: жизнь лимиты была не сахар. И девчата показаны очень достоверно – агрессивные и ранимые одновременно. Когда следователь Рябинин посещает общежитие, чтобы понять сущность Рукояткиной, то её образ становится чётче и одновременно – запутаннее.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

Циничная девка, лихо и весело обчищающая «кавалеров», оказывается самой доброй и чуткой. Одно то, что она помогает матери-одиночке из её комнаты, уже говорит о многом. Кстати, Рукояткина говорит на великолепном языке и производит впечатление вполне образованной леди несмотря на то, что она - всего лишь ученица валяльщицы.

Её речь напоминает словесные выкрутасы того же Бендера, и мужчины клюют не только на оболочку. Она умеет заворожить лёгкой беседой, будто бы ни о чём. Но это надо уметь – поддерживать милую и увлекающую болтовню с первым встречным, которого собираешься чуть-чуть ограбить.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

А как подана сцена допроса! Кстати, это один из немногих фильмов, где такая длинная сцена не утомляет, и с каждой минутой представляется всё эффектнее. Какое противоборство! Какие повороты! «Криминальный талант» можно смотреть, хотя бы ради этого диалога. Дуэт Алексея Жаркова и Александры Захаровой – фееричен.

Пожалуй, это одна из лучших ролей Жаркова и уж точно самая «звёздная» работа Захаровой. В советских детективах и милицейских crime-stories следователь довольно редко проникался чем-то, вроде симпатии к своему антагонисту, а тут Сергей Рябинин уже заранее, ещё не поймав, чувствовал странную симпатию к изобретательной преступнице.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

И здесь очень хорошо подана главная отличительная особенность мошенника - он психологически не приемлет убийства (или - мокруху). Для такого рода преступников это - самое большое табу и Рябинин, зная эту криминологическую тонкость, применил к Рукояткиной это знание. Узнав, что один из её знакомцев был убит, она выдала истерику - и это не столько страх перед наказанием, сколько ужас перед самим действием.

Единственное, что жаль – Рукояткина никогда не сможет исправиться. Это – состояние …нет, не души, а психики. Люди такого склада всегда будут мухлевать, испытывая невероятный кайф от своих афер. Причём, для них самое важное – не итог в материальном выражении, а процесс. Это не просто криминальный талант – это нечто, вроде заболевания.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.

Нищета, из которой хотела выбраться девушка, лишь спусковой крючок, но и его могло бы не быть. Даже, если Рукояткина была бы столичной мажоркой, она всё равно пошла бы по этой скользкой дорожке. Если ей дать миллион - она затоскует. Как и Бендер - ему стало скучно, когда он получил миллион, и дело не в том, что ему было негде его тратить в СССР - другие-то находили, куда спустить деньги... Так и Сашка - такая же.

Zina KorZina (c)

P.S. Одноимённая повесть Станислава Родионова написана намного раньше - вышла в 1974 году, имеет другие акценты и повествует об иной эпохе. Также в Интернете выложен телефильм Лен-ТВ 1985 года, но он слабее во всех отношениях, хотя и близок к первоисточнику.

Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
Кадр из фильма «Криминальный талант» (1988). Скриншот.
  • Криминальные истории по-советски:

1. «Обвиняются в убийстве» - чего им не хватало?

2. «Признать виновным» - мажор-красавчик-убийца.

3. «Кто стучится в дверь ко мне...» - почти криминальный триллер.

4. «Детская площадка» - печаль, безнадёжность, криминал.

5. Почему «Шантажист» показался не жизненным фильмом?