Маршал Ней допустил серьезную ошибку, из-за которой Наполеон едва не потерял звание непобедимого полководца. Сражение при Прейсиш-Эйлау внесло свои коррективы в безоблачные отношения Бонапарта и Нея.
Оказавшись в роли изгоя, маршал со своим корпусом зазимовал близ города Гуттштадт, ожидая приказов своего покровителя. Зимние квартиры корпусов Нея и Сульта находились на определенном отдалении от основных сил, поэтому в конце мая 1807 года русские войска предприняли попытку окружения маршалов, но французам удалось удержать позиции в сражении при Гуттштатде, дождавшись подхода главной армии. Вероятно, Наполеон с неохотой отправился помогать опальному маршалу, но войско было дороже личных обид. Как вскоре выяснилось, помощь Нею не прошла бесследно.
2 июня 1807 года состоялась решающая схватка в войне Четвертой коалиции – Фридладское сражение, в котором Наполеон одержал решительную победу над Беннингсеном, следствием чего стало подписание Тильзитского мира. В этой битве VI корпус Нея сыграл ключевую роль. Действуя на правом фланге, ему удалось опрокинуть левое крыло русской армии под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона и овладеть Фридландом.
В течение нескольких часов маршал хладнокровно оборонял город от непрекращающихся атак русских войск. Ней лично руководил солдатами, находясь на передовой и подбадривал оробевших новобранцев словами:
Друзья! Враг палит в воздух! Я вот выше, чем самый высокий из ваших киверов, но пули не причинили мне никакого вреда!
После Фридландского сражения, в знак признательности, скупой на похвалу император, нарек Нея «Храбрейшим из храбрых».
Одержав победу в войне Четвертой коалиции, Наполеон подчинил Пруссию и обратил свой взор на Испанию – последний оплот династии Бурбонов. Император через своих представителей начинает планомерную дестабилизацию политической ситуации в соседнем государстве. Кризис испанской монархии и нахождение французов на Пиренейском полуострове вынудили династию Бурбонов отречься от престола в пользу французского императора, который передал корону своему старшему брату Жозефу.
Французская оккупация тяжелым бременем ложилась на население Испании, а новый король не пользовался народной поддержкой по причине общеизвестности обстоятельств получения им престола. Общественное недовольство вылилось в череду антифранцузских выступлений, которые привели к началу Пиренейской войны.
2 августа 1808 года император распорядился отправить VI корпус Нея в Испанию для поддержки французских войск, действующих в регионе. Для Мишеля это стало чем-то вроде Донбасса для Киркорова. С одной стороны, надо бы отметиться, с другой, не особо хочется там тусоваться. Да и населения в Испании готово было гнать грязными тряпками все, что связано с завоевателями.
Как и другие маршалы, направленные на Пиренейский полуостров, Ней воспринял приказ без особого энтузиазма, а в ходе кампании действовал медлительно и безынициативно.
Когда Наполеон вернулся в Париж для планирования новой военной кампании в Европе, между маршалами не наблюдалось единодушия, так как никто из них не желал подчиняться своим коллегам. Приказы Жозефа, вознамерившегося занять место младшего брата на Пиренеях, попросту игнорировались. В отсутствие сильного и общепризнанного лидера каждый из военачальников действовал по своему усмотрению.
Упрямый Ней то и дело конфликтовал с командующими, назначенными Наполеоном. Он презирал Журдана, на дух не переносил Сульта и пререкался с Массеной. Критикуя действия коллег, Ней сам допускал стратегические ошибки, стоившие французской армии серьезных потерь.
Во время пребывания в Испании Ней продемонстрировал свой истинный полководческий талант всего один раз, осенью 1810 года, во время ретирады французов от линии Торриш-Ведраш, находящейся на подступах к Лиссабону. В условиях нехватки припасов и постоянных атак англичан, Массена мог доверить командование арьергардом только самому храброму полководцу на Пиренеях – Мишелю Нею. Маршал блестяще справился с заданием, английский историк Рональд Фредерик Делдерфилд охарактеризовал Нея, командовавшего арьергардом французской армии, так:
Поставленный же перед задачей прикрывать отступление, Ней проявил свои лучшие полководческие дарования. Каждое утро Веллингтон обнаруживал перед собой готовый к бою и решительный арьергард, а каждый вечер – французский лагерь, откуда Нея надо было еще и еще раз выдавливать фланговыми маневрами.
Но даже полководческие навыки Нея не могли компенсировать его упрямство и взрывной характер. В конечном счете, устав от препираний, Массена отстранил Мишеля Нея от командования VI корпусом, объяснив свои мотивы в письме маршалу Бертье:
Я был доведен до крайности, которой честно пытался избежать. Маршал, герцог Эльхингенский окончательно вышел из повиновения. С момента моего приезда герцог Эльхингенский постоянно мешал мне в моих военных операциях… Его характер хорошо известен, поэтому я ничего больше не стану говорить.
Мишелю Нею пришлось покинуть Пиренейский полуостров и вернуться в Париж, где Наполеон поручил ему заняться подготовкой французских войск, расквартированных в Булонском лагере.
Интересно, куда же собрался хитрый корсиканец на этот раз? Расскажу в следующей статье!
Предыдущая серия:
Самая первая серия:
Истории других маршалов: