Мои коллеги, увидев "Русский язык для "чайников"", предложили мне создать "Русский язык для лентяев". Хорошая идея. И вот бесконечные топтания вокруг 12-го задания подкинули кое-какие мысли. Спешу поделиться.
Но если "лентяю" достаточно не утонуть, то не всех это удовлетворяет полностью - хочется и доплыть до какой-нибудь вполне уютной гавани. Потому, дорогие мои, в этой статье сначала обещанный практикум по подготовке к 12 заданию. Это презентация. Вот она.
Далее вы найдёте рекомендации по использованию презентации. А в конце рекомендации для лентяев. Интересно, много ли читателей считают себя лентяями и, пропустив рекомендации и даже презентацию, сразу прокрутят до конца?
Приобрести презентацию можно здесь.
Описание слайдов презентации
Вступление в тему
Слайд второй предлагает прояснить ситуацию с правописанием окончаний и суффиксов, так сказать, на интуитивной основе. Цветовые выделения букв никак не подсказывают. На третьем слайде исчезнет всё неправильное - можно себя проверить. Кстати, везде, где появляется человечек с указкой - ответы и объяснения.
От чего зависит выбор букв в личных окончаниях глаголов и в суффиксах глагола прошедшего времени и причастий? Почему нет единообразия в написании?
Ведь это - главная сложность задания. Почему видЕнный, но видИмый?
Слайд четвёртый содержит ответ на этот извечный вопрос!
Основная часть (слайды 4-13) - теория
Выясняем, что деепричастия образуются в зависимости от вида глагола - спряжение не важно!
Спряжение важно для личных окончаний глагола (т.е. 1-го, 2-го, 3-го лица) в настоящем (будущем времени). Спряжение важно для правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Спряжение на важно для глаголов в прошедшем времени и действительных и страдательных причастий прошедшего времени.
Практика
Слайды 14-20 - формы прошедшего времени. !!! Обращаю внимание на работу с человечками, которые закрывают текст при открытии слайда.
На слайде 15 целых два человечка не дают ничего разглядеть! Зачем?
Текст учителя: "Не надо бродить вокруг да около!" - щелчок! - исчезает первый человечек, который тут ходил-бродил по тексту без толку! "Надо применять правило!" - щёлчок! - отплывает человечек с лупой! Теперь ничто не мешает работать с текстом. Устно или письменно - выбор за вами.
Впрочем, я думаю, если будете использовать презентацию на уроке, выстроите, как вам удобно.
На слайды 23-24 предлагается не просто глазеть, а найти глаголам инфинитивы, доказывая, что они действительно относятся к I или II спряжению.
Слайд 25 содержит задание: образовать формы глагола и действительных причастий от данных инфинитивов. Конкретизируйте по своему усмотрению.
Слайды 26 - 31 - СЛОВАРИК трудных глаголов и исключений.
На слайдах 32-37 завершающая практика. презентация рассчитана на 2 полноценных урока.
А теперь обещанный подарок для лентяев. Для трудоголиков пригодится для закрепления навыков выполнения задания.
Очень надеюсь, что неленивые, одолевшие практикум целиком и внимательно, не допустят ни одной ошибки в 12-м задании ЕГЭ. Успехов!