Найти тему
Спроси учителя

Задание 12 ЕГЭ по русскому языку. Практикум

Оглавление

Мои коллеги, увидев "Русский язык для "чайников"", предложили мне создать "Русский язык для лентяев". Хорошая идея. И вот бесконечные топтания вокруг 12-го задания подкинули кое-какие мысли. Спешу поделиться.

Но если "лентяю" достаточно не утонуть, то не всех это удовлетворяет полностью - хочется и доплыть до какой-нибудь вполне уютной гавани. Потому, дорогие мои, в этой статье сначала обещанный практикум по подготовке к 12 заданию. Это презентация. Вот она.

ЕГЭ. Задание 12

Далее вы найдёте рекомендации по использованию презентации. А в конце рекомендации для лентяев. Интересно, много ли читателей считают себя лентяями и, пропустив рекомендации и даже презентацию, сразу прокрутят до конца?

Приобрести презентацию можно здесь.

Описание слайдов презентации

Вступление в тему

Слайд второй предлагает прояснить ситуацию с правописанием окончаний и суффиксов, так сказать, на интуитивной основе. Цветовые выделения букв никак не подсказывают. На третьем слайде исчезнет всё неправильное - можно себя проверить. Кстати, везде, где появляется человечек с указкой - ответы и объяснения.

От чего зависит выбор букв в личных окончаниях глаголов и в суффиксах глагола прошедшего времени и причастий? Почему нет единообразия в написании?

Ведь это - главная сложность задания. Почему видЕнный, но видИмый?

-2

Слайд четвёртый содержит ответ на этот извечный вопрос!

-3

Основная часть (слайды 4-13) - теория

Выясняем, что деепричастия образуются в зависимости от вида глагола - спряжение не важно!

Спряжение важно для личных окончаний глагола (т.е. 1-го, 2-го, 3-го лица) в настоящем (будущем времени). Спряжение важно для правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Спряжение на важно для глаголов в прошедшем времени и действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

Практика

Слайды 14-20 - формы прошедшего времени. !!! Обращаю внимание на работу с человечками, которые закрывают текст при открытии слайда.

На слайде 15 целых два человечка не дают ничего разглядеть! Зачем?

Текст учителя: "Не надо бродить вокруг да около!" - щелчок! - исчезает первый человечек, который тут ходил-бродил по тексту без толку! "Надо применять правило!" - щёлчок! - отплывает человечек с лупой! Теперь ничто не мешает работать с текстом. Устно или письменно - выбор за вами.

Впрочем, я думаю, если будете использовать презентацию на уроке, выстроите, как вам удобно.

На слайды 23-24 предлагается не просто глазеть, а найти глаголам инфинитивы, доказывая, что они действительно относятся к I или II спряжению.

Слайд 25 содержит задание: образовать формы глагола и действительных причастий от данных инфинитивов. Конкретизируйте по своему усмотрению.

Слайды 26 - 31 - СЛОВАРИК трудных глаголов и исключений.

На слайдах 32-37 завершающая практика. презентация рассчитана на 2 полноценных урока.

А теперь обещанный подарок для лентяев. Для трудоголиков пригодится для закрепления навыков выполнения задания.

Очень надеюсь, что неленивые, одолевшие практикум целиком и внимательно, не допустят ни одной ошибки в 12-м задании ЕГЭ. Успехов!