Найти в Дзене

«Я советую обновлять резюме раз в три месяца»: HRBP о поиске работы

Все мы рано или поздно сталкиваемся с необходимостью найти работу. А дальше уже действуем по-своему: кто-то откликается на все вакансии подряд, кто-то сидит и ждет приглашения на собеседование, а кто-то читает наш новый материал. В нем мы задали основные вопросы о поиске работы Ольге Черновой, HR бизнес-партнеру компании Boxberry.

Ольга Чернова работает HR бизнес-партнером в компании Boxberry
Ольга Чернова работает HR бизнес-партнером в компании Boxberry

– Есть ли какие-то сезоны, когда люди чаще находятся в поиске работы?

Вообще сезонность как таковая есть. Она может зависеть от нескольких вещей – например, от бюджетирования. Так, перед новым годом или в начале года бюджет компании может меняться. Также сезонность зависит от того, как чувствует себя отрасль в целом.

Но это не должно иметь никакого значения для соискателя. Кандидат и работодатель идут разными путями, исходя из своих финансовых и волевых возможностей. Если сидеть и ориентироваться на сезонность, то можно просто не найти работу. Нужны деньги – выходим на рынок. Нет – значит нет.

Иногда может казаться, что летом вакансий меньше. Но на этом можно сыграть – выставить свое резюме. Подходящего кандидата всегда быстро пригласят на собеседование.

– Нужно ли хранить резюме про запас?

Даже если у вас на работе всё хорошо, нужно в любой момент быть готовым выйти на рынок. Поэтому у каждого хорошего сотрудника должно быть резюме в кармане. Нужно уметь презентовать и самого себя, и свои достижения.

Я советую обновлять резюме раз в три месяца. Просто добавлять, что случилось нового – работа над проектом, добавление обязанностей. Это особенно актуально для тех, кто долгое время работает на одном месте: должность может быть та же, а обязанности постоянно меняются.

С таким подходом у вас будет резюме, из которого можно сделать что-то дельное, когда наступит пусковая точка и нужно будет искать работу.

У каждого хорошего сотрудника всегда должно быть резюме в кармане
У каждого хорошего сотрудника всегда должно быть резюме в кармане

– Как быть с текстом резюме – составлять самому или обращаться за помощью?

Нужно обращаться к качественным специалистам, которые не будут писать резюме за вас, а научат его правильно готовить. Если за вас сделают всю работу, то в критической ситуации вы не сможете ничего воспроизвести.

Можно заняться подготовкой самостоятельно, а потом обратиться к консультанту и получить взгляд со стороны.

– Как понять, что вакансия мне подходит?

Вакансия должна быть зеркалом вашего резюме. Например, можно взять список обязанностей и поставить после каждой знак вопроса. Можете ответить на них утвердительно? Тогда вакансия вам подходит.

Если вы соответствуете хотя бы на 70% – откликайтесь. Никто не ждет идеальных кандидатов.

– Что делать, если мне не перезванивают?

Люди любят разослать резюме и на этом все. Нужно брать свою судьбу в свои руки: звонить рекрутеру, писать сопроводительные записки, чтобы на резюме обратили внимание. Всё это показатель вашей мотивации. Не нужно стесняться: искать работу не стыдно. Стыдно не работать, если работа нужна.

Сразу скажу, что при поиске работы не стоит откликаться всем подряд. Отказы могут бить по самооценке. Поймите, каким должен быть ваш работодатель. Для некоторых имеет значение вид из окна, кто-то не может работать в опенспейсе, кто-то против стартапов… Обозначьте для себя важные моменты, а потом уже начинайте откликаться.

– А если не перезванивают, потому что не готовы продолжать общение?

Если причина отсутствия обратной связи – это отказ, то в этом нет ничего страшного. Нужно уметь воспринимать отказы. Любые собеседования нужны, чтобы познакомиться. Это нормальные отношения – и мы выбираем, и нас выбирают.

При получении оффера нужно убедиться, что все условия вас устраивают, а потом уже делать выводы для себя
При получении оффера нужно убедиться, что все условия вас устраивают, а потом уже делать выводы для себя

– Какие красные флаги есть на собеседовании?

Самое основное: постоянные переносы, грубое общение, опоздания. Важно понимать, что для вас является красным флагом и научиться это замечать. Есть одно правило: если вам кажется, то вам не кажется. Именно этот момент будет постоянно лезть в глаза, будет для вас красной тряпкой.

Также многое зависит от восприятия. Вы можете считать: о нет, меня спросили про мою личную жизнь! Тем временем рекрутер просто попросил коротко рассказать о себе вне работы.

Каждая компания принимает человека в коллектив, он будет находиться среди коллег большую часть времени. Нужно быть готовым к такому вопросу и заранее подготовить этот краткий рассказ о себе.

– Как грамотно себя презентовать?

Расскажите о своих достижениях, начиная с последнего места работы. Самопрезентация должна занимать не более 3-5 минут. Можно сделать акцент на самых ярких проектах: какая была задача, какая проблематика, как шли и какого результата достигли.

Если вы продаете себя как исполнителя – рассказывайте, что делали руками. Если как руководителя – как управляли, чтобы добиться результата. А еще можно заранее подумать над ответом на следующий вопрос: если бы вы делали эту задачу во второй раз, то что бы изменили?

Но и здесь есть важный момент: пока вас не попросили, не рассказывайте. Пусть общение будет по существу, в рамках ответов на вопросы.

– Что говорить, если спросили о недостатках?

Нужно срочно откопать свой недостаток и рассказать, как вы над ним работаете. Про свой перфекционизм рассказывать не нужно :)

Также не стоит проходить собеседования в период выгорания. Унылого очаровашку никто не возьмет на работу, даже если у него будет невероятное резюме.

– Представим, что человек с блеском прошел все этапы собеседования. Как правильно принять оффер?

Оффер – это повод начать дискуссию. Если работодатель не будет готов поддержать дискуссию, значит он не готов сотрудничать. То есть не стоит смотреть на оффер с точки зрения «принять/не принять».

Нужно убедиться, что все условия вас устраивают, уточнить всю необходимую информацию, а потом уже делать выводы для себя.