Найти в Дзене
Галина Астапенко

Не боли болячка,я -казачка! 1 часть

"Не боли болячка, я - казачка!" - одно из любимых женских присловий на Дону.Какой она была, казачка? Как складывалась ее жизнь на Диком поле?Каково было положение казачки в семье и обществе? "В 17 веке донцы - писал В.Д.Сухоруков - вели рыцарский образ жизни,проводя ее в бесконечных походах,войнах,сражениях,набегах. Влюбляться в женщин было позором для казака.Это было проявлением слабости.Поэтому женщины не имели влияния на жизнь казаков.В то время деятельность их была ограничена кругом своей семьи и немногими знакомствами с соседками."Женщины всегда и везде должны были оказывать почтение казакам-воинам. Семья на Дону появляется уже в первой половине 17века,но женское население немногочисленно,поэтому многие казаки женятся на своих пленницах: татарках,турчанках,персиянках и других.Во время походов " за зипунами"казаки привозили богатую добычу: оружие,ковры,,ткани,посуду и привозили с собой пленников и пленниц.Пленников мужчин меняли на пленников казаков,которые томились в татарском или турецком плену, знатных пленников отдавали за большие выкупы: так сына татарского хана меняли на 1000 коней,а на женщинах - пленницах женились.Из документов известно, что в зиму 1634- 1635 гг.казаки взяли у нагайцев и привезли около 800 женщин и детей с Чубура, а затем 935 женщин и детей с Очаковский косы.В это время у казаков появляется обряд бракосочетания в Кругу,на майдане.Казак со своей избранницей выходил в Круг и просил разрешения у казаков на вступление в брак с этой женщиной,если Круг давал согласие на этот союз,они становились мужем и женой.Появление этого обряда,прежде всего связано с тем,что на Дону в это время не было храмов.Черкасский городок был основан в 1570 году,,а первая церковь была поставлена в 1652 году,поэтому негде было венчаться,второй причиной было то, что казаки брали себе восточных женщин,а они все были мусульманками,а чтобы обвенчаться в православном х она должна была отказаться от своей веры,принять православие,пройти обряд крещением и только после этого их могли обвенчать в церкви.На Кругу же это было не обязательным,главное желание брачующихся.Заключение браков в Кругу также было сказано с системой донского самоуправления и ведущей ролью Круга.Общестао видело кого казак брал себе в жёны,достоин ли этот союз,сам казак получал новый статус,Он становился семейным и должен был воспитывать достойную смену себе и своим собратьям.Сожительство мужчин в и женщины без разрушения Круга,считалось прелюбодейным грехом и строго наказывалось,но чаще всего женщине обрезали юбку до колен,что считалось страшным позором,прелюбодеев связывали одной веревкой и в таком виде пускали по улицам казачьего городка.Заключение брака в Кругу говорило о статусе Круга,принятое здесь решение имело силу закона.В Кругу у казаков заключались не только браки,но и разводы.Развод мог получить не только мужчина,но и женщина в случаи неудачного брака,при поддержке общества.Она могла жаловаться на недостойное поведение мужа и найти поддержку.Казачье общество всегда заботилось о вдовах и сиротах и впоследствии ввело в землепользование "вдовий и сиротский пай".После появления храмов на Дону ,у казаков какое-то время ещё существовал обряд заключение брака в Кругу,это был гражданский союз,а затем шли в храм,где совершалось таинство брака.После церковного освещения брака,получить развод можно было только по решению духовного суда.Тогда наверное и появилась пословица "Сведёт поп,а разведёт гроб."О матерях пленницах и смешанных браках напоминают казачьи фамилии :Татаркины,Турчанкины, Турчаниновы,Татарочкины,Туроверовы,Персияноавы,Калмычкины,Калмыковы,Тумины и другие.Дети рождённые от казака и восточной женщины назывались "тумой",отсюда идёт и фамилия Тумины, дети рождённые от казака и не казачки ( русской, хохлушки) назывались болдырями и фамилия Болдыревых была широко представлена на Дону.Этничнское смещение повлияло на внешность казаков