Вчера я, как дурочка, попалась на телефонный развод. Звонок был на первый взгляд невинным - человек представился работником телефонной сети МТС, сказал, что мой телефон оформлен на другого человека и что мне надо переоформить его на своё имя. Вообще-то я его уже переоформляла на Госуслугах, но такие смс и звонки продолжают поступать. Не покупайтесь - это новая схема мошенничества!
А дальше мне предложили помощь по переоформлению. Прислали два кода и попросили озвучить их голосом. И я сделала такую глупость. А далее попросили озвучить еще два кода - но тут я обратила внимание на то, что эти коды из банков. То есть, на моё имя уже хотели оформить кредит в двух банках. Эти коды я озвучивать не стала, разговор прекратила.
Но! Мой личный кабинет на Госуслугах был уже взломан, мошенники получили доступ к моим документам.
А следом еще интереснее - тут же позвонил мужчина и представился работником службы финансового контроля. Сказал, что было произведено мошенничество. Сыпал юридическими терминами, быстро задавал много вопросов. Меня насторожило то, что он стал спрашивать, сколько денег у меня на карте, модель моего телефона и так далее - так делают мошенники. Да и сам слишком настойчивый тон с запугиванием и изображением заботы обо мне очень характерен для мошенников. Даже фото документа своего прислал - да что сейчас стоит сделать любую подделку? Под видом официального лица он просто пытался собирать дополнительные сведения.
Но вот тут подключились мои дети. Мой технически грамотный сын Гоша по телефону быстро научил меня, как заблокировать мои карты в телефоне, что я и срочно сделала. А дочка моя опытный адвокат, она тут же принеслась и повезла меня по инстанциям. Иначе через мой личный кабинет на Госуслугах мошенники могли оформить микро-кредиты - и пришлось бы мне годами расплачиваться. Мошенники уже успели сменить мой пароль на Госуслугах, я уже не могла туда войти.
Я очень благодарна моим детям за оперативную и разумную помощь. Вот мои дети:
Итак, где мы вчера с дочкой побывали и что сделали?
1. МФЦ .
Мы приехали в ближайший МФЦ и сменили пароль моего личного кабинета на Госуслугах. Нам сказали, что каждый день в этом маленьком подмосковном МФЦ масса народа обращается по тому же вопросу - мошенничество через Госуслуги. Ну да, только при нас трое таких же, как я, обратились.
2. Отделение Сбербанка.
Там я заменила свои карты на новые и проверила кредитную историю - нет, пока на меня никакие кредиты нигде оформить не успели. Оформила отказ от любых кредитов - да вот только распространяется это только на Сбербанк, а в стране много разных банков,которые очень охотно оформляют кредиты. В этом плане, друзья, мы с Вами недостаточно защищены. И я сделала страховку вкладов - в случае мошенничества Сбербанк будет обязан возместить мне какие-то суммы. Кстати, там мне тоже сказали, что ежедневно масса людей обращаются по поводу мошенничества, особенно через Госуслуги.
3. Полиция.
Там мы подали заявление по факту мошенничества. Иллюзий на раскрытие этого дела мы не питаем, знаем, что цифровые преступления раскрываются редко. Однако документ об обращении в полицию в тот же день защитит меня в том случае, если на моё имя будут оформлены кредиты - это будет признано мошеннической сделкой. Кстати, заявление дочка сфотографировала. Она как адвокат занималась делами о мошенничестве и знает, что без такого заявления в полицию выиграть дело о мошенничестве очень сложно.
Дома я вошла на Госуслуги по выданному в МФЦ временному паролю и сменила пароль, установила защитный код. Сын позвонил и велел мне проверить на Госуслугах платежи и заглянуть в раздел "Заявления" - нет ли там заявлений на выдачу кредитов. Пока ничего нет. Буду следить, если появятся, я легко смогу их на Госуслугах удалить.
Откуда мошенники на меня вышли? Судя по тому, что была предложена услуга смены имени владельца телефона, это кто-то из работников МТС сливает данные. А вообще данные мошенникам могут давать сейчас где угодно. Расскажу недавний яркий случай с моей внучкой.
Внучка недавно ездила в ГИБДД. Возвращается она домой, и звонит ей родственница:"Женя, что с тобой случилось?" Этой родственнице поступил звонок от внучки и чисто голосом внучки с её интонациями мошенник сообщил - мол попала в аварию, нужна срочная помощь (конечно материальная). А родственница оказалась сообразительной, она задала мошеннику гениальный вопрос: "Женя, а как зовут твою кошку?" (тут мошенник замялся), а потом тут же перезвонила Жене. Откуда мошенник взял номер телефона? А быстрее всего его слил кто-то из работников ГИБДД.
Мошенничество вышло на новые уровни - Ваших родственников могут обзвонить и Вашим голосом попросить о помощи. А могут перевести Вам на карту небольшую сумму денег, тут же написать или позвонить Вам и попросить о возврате, так как произошла ошибка. Ни в коем случае ничего не пересылайте - уйдут все деньги с карты! Лучше свяжитесь со своим банком, банк сам разберется.
Схемы мошенничества множатся. Обратите внимание, как только поступает какое-то новое указание от властей, к нему быстро подвешиваются мошенники. Помните, когда всех обязали ставить водные счетчики, сколько мошенников предлагало помощь по их установке? Теперь вот со сменой номера телефона орудуют. А уж о взломе личных кабинетов на Госуслуги я вчера убедилась в размахе мошенничества.
Я очень благодарна моим детям за помощь. Полдня вчера потратили, но оно того стоило.
Берегите себя, лучше не отвечайте вообще на звонки с незнакомых номеров. Особенно если номер начинается с +380 - это украинские мошенники звонят с Украины, такого сейчас очень много! Я обычно никогда не отвечаю на звонки с незнакомых номеров. Но вот когда ждем курьера, волей-неволей приходится брать трубку.