Найти тему

По следам конкурсов: шесть распространенных ошибок в рассказах

Оглавление

Недавно закончились конкурсы фантастики и фэнтези на двух литературных порталах. Как судья конкурсов делаю для себя заметки. В этот раз хочу выделить ошибки, которые встречаются чаще всего. Все они относятся к содержанию.

1️⃣ Отсутствие идеи

Когда автор говорит сам себе: «А напишу-ка я вот об этом», – он вовсе не формулирует идею, в лучшем случае обозначает тему. Надеюсь, все знают, чем отличается тема от идеи. Главное, она выражает то, что хочет донести до читателя автор.
Безыдейность – беда многих (иногда и неплохих) рассказов.
К примеру,
некий владелец космической почты избавляется от неугодных работников, отправляя почтовый корабль на забытую всеми планету. Там кораблик ждет непременная авария, а почтальонов непременная же гибель. Однако герои выжили, они ждут спасения. Когда же туда прибывает (и разбивается) очередной корабль, герои находят в нем издевательскую записку, адресованную им, и понимают, что надежды никакой нет. Они, вместе с безумным стариком, единственные уцелевшие, останутся на планете навсегда.
Весь сюжет. Как бы юмор. Для чего все было? Идеи нет.
Между тем, рассказ мог стать интересным, если бы появилась идея.

⚫ Отсутствие идеи тянет за собой массу других ошибок:
► автор не знает, как все закончить, создается ощущение черновика либо отрывка из чего-то.
► Все вопросы остаются открытыми, линии незавершенными.
► Идея как бы есть, но она слишком общая, невнятная, сливается с темой.
► Нет проблемы, которая должна разрешиться в рассказе.

🔴 Что делать?
► Хорошо бы проговорить идею до написания рассказа. Конечно, она может поменяться в ходе повествования, но все же остается стержнем, ориентиром для писателя.
► Попробовать сформулировать идею одним предложением: «Смысл рассказа в том, что…»
► Сформулировать идею через проблему – как важнейший вопрос: «Что будет (произойдет, случится), если…?»
► Написать краткую аннотацию (не более 150 знаков с пробелами), в которой презентуете рассказ читателю, сосредоточившись на интриге и смысле.

2️⃣ Идея одна, кульминация другая

Еще одна распространенная ошибка, когда довольно интересная идея с разворачиванием сюжета подменяется на другую. Автор словно забывает о той, что была заявлена в самом начале.
Не знаю, может, авторы радуются возможности написать рассказ на 40 000 знаков и запихивают в него все, что только можно?
Вот милейший рассказ о том,
как над преступниками проводят эксперимент: нейросеть погружает их в состояние, в котором они могут смоделировать свой виртуальный мир и жить в нем вечно. Интригует, правда?
Однако автор «уходит» от этой идеи к другой – из-за любви «мозг» программы сливается с человеческим, и она сама становится человеком (ну, почти). Тоже неплохо. Но это уже другой сюжет (и другой рассказ).

⚫ Такая ошибка тянет новые:
► рассказа по объему уже не хватает для воплощения и раскрытия всех идей.
► Линии или оборваны, или скомканы.
► События излагаются сумбурно, с «перескоком».
► Нарушается логика, достоверность.
► Кульминация не раскрывает заявленную идею.
► После развязки требуется продолжение.

🔴 Что делать?
► Рассказ, он на то и рассказ, чтобы в нем раскрывалась одна главная идея. Именно ее стоит придерживаться.
► Важно, чтобы кульминация стала точкой поворота в решении проблемы, а значит, в раскрытии идеи.
► Сокращать и еще раз сокращать! Да, жалко… Но это необходимое умение каждого писателя и признак мастерства.

3️⃣ Статичный герой

Есть второстепенный герой, а есть… герой! Как же так получается у автора, что его герой становится статичным? И что это значит?
Прочитал я симпатичный
рассказ о пожарнике, которому в мозг «подсадили» странную программу явно неземного происхождения. Зачем? С какой целью? Очень интересно.
Однако герой только думает о случившемся, но ничего не делает, чтобы хоть как-то решить загадку. Все происходит не по его воле, практически без его участия, от него ничего не зависит, он ничего не решает. В итоге загадка так и остается неразгаданной.
В другом рассказе
два космонавта-техника отправляются ремонтировать гравитационный маяк, терпят аварию, один погибает, и второй, совершенно отчаявшись, «самоубивается». Попытки героя как-то изменить ситуацию даны вскользь, больше описаны его рассуждения, показаны эмоции.

⚫ Обычно такая ошибка и заставляет авторов прибегать к приемам «бог из машины» и подобным.

🔴 Что надо делать в таких случаях?
► Именно герой должен осознать и решить (хотя бы попытаться) проблему.
► Герой должен действовать!
► Герой должен иметь характер, чтобы действовать, приложить к решению проблемы все свои знания, умения, навыки (в последнюю очередь уповать на друзей, случай, везение… – на любые обстоятельства извне).
► Герой должен использовать все шансы, даже если они минимальны.
► Да, рассказ может быть трагедийным, но именно попытка преодоления обстоятельств делает героя героем, вызывает сопереживание.

4️⃣ Множество героев

Рассказ – это малая форма. Как-то я уже писал, что долгое время в западном литературоведении действовало правило «один рассказ – одна идея – один герой». Сейчас правило не соблюдается, но задумайтесь: неспроста же оно было.
В рассказе с интересной идеей
о Госпитале, где лечат жертв магии, я насчитал семь героев, не считая закадровых и массовки. И речь не просто о второстепенных персонажах. У каждого своя – особенная – роль.

⚫ «Обилие» героев тянет за собой следующее:

► трудно уследить, кто из героев чем занимается, что делает.
► Изложение событий становится сумбурным.
► Трудно выделить главного героя.
► Герои затмевают друг друга, но при этом они действуют исключительно по воле автора, то есть придуманы и «подогнаны» под идею.

Почему-то некоторые авторы считают, что рассказ с одной идеей и одним героем читатели сочтут примитивным, банальным и т.п.
Я считаю иначе.
🔴 Что же делать?
► Использовать все, что я назвал в пункте 3.
► Четко разделять главного героя, героев второго плана и других второстепенных.
► «Не прописывать» подробно второстепенных героев, не давать им сюжетной линии.
► Убирать персонажей, которые не играют никакой роли.

5️⃣ Нет антагониста. Или он слабо выражен. Или не понимается самим автором

Казалось бы, известная вещь – герой должен с кем-то или с чем-то бороться. Антагонист – не обязательно один человек, это может быть группа, система, обстоятельства.
Вот еще один интересный рассказ,
где отец и сын охотятся за страшным зверем – Бестией. В конце, концов убивают ее, но сын погибает. Безутешный отец не знает теперь, кому же передать все нужные знания для жизни поколений.
Кажется, что тут антагонист – это и есть Бестия. Есть же борьба.
Нет. Ну нет противопоставления в охоте за зверем в данном случае. Идея совсем в другом.
Если бы автор «прописал» антагониста, сосредоточился на этом, рассказ бы получился отличным.

Антагонист – второй главный герой произведения, двигающий сюжет. Особая роль кого-то или чего-то, противостоящего герою в столкновении интересов и целей, разрушающего привычный образ жизни и заставляющего героя бороться и выживать.

🔴 Что делать?
► Работать с образом антагониста так же, как и с образом главного героя.
► Герой должен осознавать, кто или что ему противостоит.
► Показать события, в которых герой и антагонист сталкиваются, по нарастающей, до кульминации, где противостояние как-то разрешится.

6️⃣ Логика, достоверность

Что за мир такой, где работодатель безнаказанно может расправиться с неугодными работниками, превратив целую планету в кладбище погибших почтовых кораблей? В чем его выгода-то?
Почему на космических кораблях или на построенных в космосе объектах отсутствует дублирующая техника, связь и прочее?
По каким причинам дорогостоящий объект в космосе оказывается надолго заброшенным?
С чего вдруг посланных с какой-то целью и пропавших без вести космонавтов никто не ищет, если понятно, куда они полетели?
Почему бессмертие обязательно должно надоесть почти всем, кому его «дали»?
Если внеземной разум пытается контактировать с человеком, зачем он это делает?
С какой стати маги забывают, что они маги, и решают проблемы методом «догадайся»?
Может ли обманщик, мошенник, занимающийся грабежами, мгновенно исправиться из-за любви и стать крутым созидателем?


В фантастике, в фэнтези логику, достоверность (тоже фантастические и фэнтезийные) никто не отменял. Именно они заставляют читателя поверить в то, что рассказывает автор.

🔴 Что делать?
► Нужно показывать причинно-следственные связи.
► В отношении ключевых решений и действий персонажей нужно определить для себя: он делает это, потому что…
► Давать обоснования, объяснения происходящему.
► Не стоит подменять объяснения условием, обстоятельством, при котором ситуация обязана развиваться именно так, как задумал автор.
► Никакой псевдонаучный термин не может заменить объяснений того или иного явления.
► Хорошо бы знать самые простые методы анализа и синтеза.
► Хорошо бы знать хотя бы основные логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
► Задавать вопрос себе: «А поверил бы я в то, о чем пишу?»

Это не все ошибки, конечно, но самые распространенные.

Все статьи о конкурсах в подборке
©
Алексей Ладо