Найти тему
Роман Рабинович

Кто такие продактоунеры?

Оглавление

Кто такие продактоунеры (Владельцы продуктов), где их брать, за что они отвечают, какие условия необходимо создать внутри компании для успешного развития продуктовой функции? Разберемся с ответами на эти вопросы на примере банковской отрасли.

После того как в банке разработана стратегия CHANGE, сформирован портфель, возникает необходимость в продуктовых специалистах, предпринимателях, продактах.

Кто это такие?

Две буквы в названии роли Продактоунера (Product owner), P и O, раскрывают ее суть.

  • P - это product (англ. «продукт»), O - это ownership (англ. «собственность»).
  • Да, "продакт" занимается продуктом, но важнее всего вторая составляющая, Owner - с английского это слово переводится как владелец или собственник, по сути, это партнер для бизнеса.

"Продакт" умеет решать проблемы, «владеть» (англ. «own») бизнесом, наводить в нем порядок, «продираться» сквозь блокаторы, оргструктурно изменять необходимые бизнес-процессы вокруг своего бизнеса. То есть он относится к своему продукту как к собственному бизнесу.

В операционке уже превалирует административный, исполнительский, контрольно-административный подход.

Поэтому рядом с ней нужно строить более поджарую, быструю, «спортивную» структуру CHANGE, которая постепенно меняет банк.

Кто такие продактоунеры?
Кто такие продактоунеры?

У специалистов продуктовой функции есть определенная культура.

Ownership означает, что продакты готовы отвечать за инициативу, «владеть» (own) ей

  • «Продакт» сам придумывает, что делать
  • Он сам преодолевает блокаторы и препятствия
  • Он – что главное - сам зарабатывает деньги

Важно, что продуктовая функция - доходная.

Это отличает ее от других специалистов, которые являются расходными, то есть они получают зарплату и выполняют свою работу, но не приносят доходы. Конечно, можно как-то косвенно проследить их эффект на доходы, но он, как правило, «размывается».

К тому же, мы видим стандартную «болезнь» корпоративной системы: между тем, кто принимает решение и непосредственным получением доходов находится траектория из большого количества людей. И сейчас наблюдается тенденция: банкиры и крупный бизнес пытаются приблизить принятие решений к клиенту, точке доходности, потому что иначе получается «глухой телефон» - в одно месте что-то придумали, а в другом доходы не получили.

Продуктовая функция - доходная
Продуктовая функция - доходная

Мы советуем строить продуктовую функцию в розничной сети или в сети корпоративных офисов, даже из самих продавцов – чем ближе к клиенту, тем лучше.

Этим сотрудникам не нужно быть высокоэкспертными, главное, чтобы они собирали доходность. А доходность собирается как раз в точках продаж.

Настоящий «продакт» отвечает за всю инициативу кросс-функционально.

Он отвечает за нее и в рознице, и в скоринге, и в цифре и т.д. Он тянет ответственность за эту инициативу от корпоративных центров до самого клиента и получения ценности на стороне клиента.

Настоящий "продакт" отвечает за всю инициативу кросс-функционально
Настоящий "продакт" отвечает за всю инициативу кросс-функционально

Итак, продактоунер - это экспертный сотрудник, который ставится на конкретную строчку в конкретном портфеле, прежде всего, конечно, в продуктовом, и выполняет эту строчку со скоростью 3-6 месяцев и конкретным P&L.

В среднем, чтобы вообще этого человека имело смысл заводить, он должен возвращать хотя бы 6-10Х от своих расходов. Система CHANGE как раз хороша тем, что «продакты» в ней могут получать те же, как и в «операционке», 50, 60, 80, 100 тысяч, но еще столько же, если не больше, зарабатывать на переменной части от факта реализации инициативы.

Напомним, благодаря тому, что мы аллоцируем расходы и доходы, можем фиксировать доходную единицу от усилия конкретного человека поквартально, помесячно, по календарному планированию и выделять ему переменную финансовую мотивацию, исходя из доходов, полученных по факту от этой инициативы.

HR вам скажет «спасибо» за решение актуальной проблемы с грейдами, когда нельзя взять человека на слишком высокую зарплату – такого сотрудника возьмут на низкую зарплату, зато ему заплатят по кварталу большую переменную часть, потому что он хорошо поработал, заработал для банка 20-30-300 миллионов на своей инициативе - именно он заработал, потому что он «прорвался», сделал, вывел на рынок и т.д.

Кто такие продактоунеры?
Кто такие продактоунеры?

Есть несколько подходов по выстраиванию продуктовой функции в банке, привлечению «продактов».

  • Первый подход - это работа с продуктологами, которые уже находятся в корпоративном центре и которых необходимо доучивать.

Они отучились брать на себя ownership - вынуждены работать по указке бизнес-заказчика, таких «продактов» надо заново научить отвечать за P&L, выстраивать экономику, УТП, фиксировать клиентские сегменты. Это будет не руководитель бизнес-юнита, например, кредитного конвейера – это будут люди, которые находятся «под» ними, которых необходимо привлекать и обучать.

  • Подход №2 для привлечения «продактов» - привлечение «продактов» из контактных функций – таких, как «Продажи», курьерская служба, колл-центр - это те, кто непосредственно продает продукты банка, находятся в точке контакта с клиентом, получают большой объем данных о клиентах – почему они что-то купили, что-то не купили и т.д.

Продавцы могут выйти «в поля», найти нерешенную проблематику клиентов и сгенерировать подходящее предложение. Это одна из составляющих трансформации продаж из входящих в исходящие.

  • Подход №3 - привлекать сотрудников сопроводительных функций, например юристов, специалистов по скорингу, комплаенсу, ИТ

Прекрасные продакты получаются из маркетологов, из экспертов – это отдельный пример, когда в банке есть экспертиза по кэшбэкам, кросс-сейлам, по каким-то определенным видам сегментов.

  • Продакты получаются из агентов – хорошо, если у вас есть агентская сеть.

Главное – чтобы банку было на что брать «продактов», чтобы были инициативы, потому что все эти ребята выживают не на зарплатах, а на переменном эффекте.

Как привлекать "продактов"?
Как привлекать "продактов"?

Как проверить качество продуктовой функции в банке?

  • У «продактов» есть ответственность за P&L или нет?
  • Есть ли у каждого «продакта» конкретная инициатива, за которую он отвечает, или нет?
  • Насколько быстро «продакт» работает? Он должен работать с Time to market 3-6 месяцев.
  • Есть ли у «продакта» ownership, в состоянии ли он «продираться» сквозь все кросс-функциональные блокаторы, даем ли мы ему такой приоритет?

Чем выше по политической структуре создается эта функция, тем лучше - вице-президент, зампред и т.п. должны обязательно курировать внедрение продуктовой функции, иначе они просто «погибнут» политически, их все будут отфутболивать, и они «разобьются» об стену блокаторов.

Как проверить качество продуктовой функции?
Как проверить качество продуктовой функции?

Мы будем рады помочь вам подготовиться к страт. сессии, обучить топ-менеджмент, мидл-менеджмент, продуктовых лидеров и потенциальных Владельцев продуктов. Если у вас есть запрос на обучение подготовке к страт. сессии, мы можем предоставить вам наши материалы, пожалуйста, свяжитесь с нами удобным способом.

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.