На заре развития маркетплейсов от менеджера по большому счёту многого не требовалось. Завёл карточки, сделал поставку, отследил цену и количество. На этом всё. О какой-то специализации в этой профессии просто не было смысла говорить.
Сразу по этому поводу в памяти всплывает собственный опыт в 2019-2020 годах, когда друзья и знакомые предприниматели, вдохновлённые моими результатами работы на маркетплейсах, нагружали своего менеджера по продажам дополнительными рабочими функциями. Заканчивалось это всё не очень хорошо. Почему?
Потому что с развитием темы маркетплейсов, с углублением самой системы знаний о них и e-commerce в целом, всё более актуальной становится потребность в отдельном сотруднике, который займётся конкретно этим направлением: продажами в интернете в общем и на маркетплейсах в частности.
Если мы вспомним HH.ru в том же 2019 году, то там практически отсутствовали запросы менеджера МП. Их было не более 200 на всю страну. Если мы сделаем такой же запрос сегодня, то увидим, что их больше 3500. Это говорит о том, что сейчас для бизнеса выгодно иметь сотрудника, ведущего маркетплейсы.
С развитием маркетплейсов и знаний о них, простая формулировка «менеджер» уже подходит далеко не всем. Да, начинающим поставщикам и тем, у кого маленький оборот, подойдёт обычный менеджер. Он будет закрывать всю работу в личном кабинете комплексно.
В то же время большому поставщику нужны узкоспециализированные менеджеры. И вот тут начинается разделение этой профессии. Вместо одного обычного менеджера по МП мы имеем, как минимум, 4 разных направления. Кто они? Давайте разбираться.
Менеджер-операционист. Работает в личном кабинете поставщика, создаёт карточки, делает фото и описание товара, грузит поставки. То есть занимается простой, механической работой. Селлеры, работающие по системе FBS и имеющие +100500 позиций товара, нуждаются именно в таких менеджерах. Потому что на создание всего вышеперечисленного уходит достаточно много времени.
Операциониста нанимают к себе и начинающие селлеры, которые только заходят на площадку. В нём нуждаются и крупные селлеры, у которых уже есть готовый операционный отдел и туда точно понадобится такой сотрудник.
Менеджер-аналитик. Аналитик следит за цифрами, делает тренды и прогнозы, умеет читать отчёты и делать из них правильные выводы. И вот тут опять идёт разделение: на внешнего аналитика и внутреннего.
Внешний аналитик следит за конкурентами, изменениями в нише: какие новые игроки появляются, каким товаром торгуют, по каким ценам и с каким качеством.
Внутренний аналитик следит за результатами своего селлера. Например, как отработала та или иная акция; правильно ли сработало позиционирование; на какие склады какое количество товара загрузить и по каким ценам; участвовать в акциях или нет.
Слово «аналитика» само по себе уже является бельмом на глазу маркетплейсов. Потому что многие девушки с гуманитарным складом ума считают, что не смогут овладеть этим и боятся устраиваться на работу аналитиком. Может ли человек с гуманитарным складом ума освоить эту специализацию? Да, может, при использовании современных и функциональных сервисов аналитики.
Эти менеджеры, как правило, получают больше, чем операционисты потому, что их деятельность больше ценится и требует «работы головой».
Менеджер по продвижению. И опять разделение: выделяют менеджера по внутреннему продвижению и менеджера по внешнему продвижению.
Менеджер по внутреннему продвижению запускает правильно рекламные кампании; подбирает правильно поисковые слова, по которым можно найти товар селлера; следит за рекламным бюджетом и правильно его разделяет по рекламным кампаниям внутри маркетплейса; занимается подбором креативов. Кроме того, он подскажет, как правильно сделать контент, какие боли нужно вынести в инфографику товара и как правильно оформить рич-контент в описании.
Менеджер по внешнему продвижению — очень интересная специализация, которая стоит где-то на границе с СММ. Потому что при продажах на маркетплейсах актуальным инструментом продвижения карточек товара является внешняя и внутренняя реклама. Внешняя реклама — это коллаборации с блогерами, реклама через маркет-платформу ВК, реклама посредством посевом или ADS в Телеграм, реклама через Яндекс. И тут крупному селлеру естественно понадобится отдельный сотрудник, который будет этим заниматься. Этот менеджер должен уметь считать эффективность, следить за показателями рекламных направлений и определять, какое из них лучше отработало; заниматься подбором креативов. Зарплата именно у этих менеджеров зависит от бюджета, который он освоил. Одно дело — купить рекламу на 50.000₽, другое дело — на 500.000₽.
Что касается зарплаты менеджера по продвижению в целом, то и тут они получают больше, чем обычные операционисты, так как само слово «продвижение» пахнет деньгами. Селлеры готовы платить больше тем сотрудникам, которые приносят им деньги.
Эту специализацию тоже можно освоить любому, вне зависимости от того, дружите вы с цифрами или нет. Тут важно находить контакт с людьми и уметь договариваться.
Менеджер по контенту или контент-менеджер. Ответственен за то, как будет выглядеть карточка товара, делает правильное техническое задание для фотографа и на инфографику; знает как изменить карточку и подстроить её под конкретный сезон или под целевую аудиторию. В его обязанности может входить проработка цветового решения и подбор моделей под конкретный сегмент ЦА. Если мы говорим о крупном поставщике со своим брендом одежды (например, GRINKOVSKAYA), то ему обязательно понадобится такой специалист.
Должен ли менеджер по контенту быть хорошим фотографом? Не обязательно, фото всегда можно заказать. И он не обязан знать, как сделать инфографику. Можно найти подрядчика, который этим займётся. Главное — правильно составить ТЗ, чтобы результат удовлетворил заказчика.
Подведём итог: количество специализаций в направлении менеджера маркетплейсов так велико, что независимо от вашего образования, предпочтений в работе, опыта и возраста, вы можете им работать, выбрав ту специализацию, которая вам больше нравится.
Понравилась публикация? Ставьте лайк )
В комментариях делитесь, какую специализацию выбрали бы вы?.
Обязательно подпишись на канал, чтобы не пропустить ещё больше интересного и полезного.