Найти тему

Как провести аудит отдела продаж: чек-лист проверки

Для того, чтобы управлять отделом продаж - вам нужно понимать полную картину, что сейчас в нем происходит.

Эту задачу закрывает аудит.

Мы в своих отделах продаж делаем аудит не только когда заходим в новый проект , ведь это отличный инструмент быстрого погружения в компанию.

Но и в действующих проектах, делаем аудит в среднем раз в полгода. Если вы понимаете, что что-то идет не так, не выполняется план продаж, сотрудники саботируют - инициируйте проведение аудита, не дожидаясь нужного периода.

Аудит дает нам видение, в верном ли направлении двигается отдел продаж и достигнет ли такими темпами поставленного годового плана. И нередко выявляем, что нужно кардинально что-то поменять для получения нужного результата.

При этом мы всегда приглашаем к аудиту наших специалистов из другой группы проектов, тех, кто не погружен в продукт, команду, текущие задачи.

Зачем мы это делаем? Обходим тот вариант, когда у команды “замыливается глаз”. И действуем по принципу “со стороны виднее”.

С чего начать аудит?

Первое, это сбор информации, цифр, показателей.

*Если вы привлекаете команду со стороны - первым этапом также будет изучение информации о компании и продукте.

Сразу хочется добавить, что любой бизнес - это цифры. Именно на цифры можем опираться и отталкиваясь от них принимать решения.

Какие показатели анализируем?

*В таблице прописываем данные за последние пол года, с разбивкой на отчетные периоды (как правило, это месяц). Показатели собираются отдельно по отделу продаж и отдельно общие цифры с самостоятельными покупками.

-2

1. Количество новых лидов

2. Количество горячих заказов/заявок. Считаем, если лиды приходят разной степени прогретости и горячести

3. Количество взятых лидов в работу

4. Конверсия из всего лидов в горячие

5. Недозвоны (далее НДЗ) из всего лидов

6. Конверсия в НДЗ из всего лидов

7. Если есть заявки/горячие - считаем НДЗ и по этому сегменту отдельно.

8. Дошло до ключевого этапа воронки (далее КЭВ). КЭВ может быть: диагностика, разбор, бесплатный кофе, экскурсия на производстве, получение бесплатных материалов и тд

9. Выставлено счетов из всего лидов/горячих/после КЭВ

10. Конверсия в выставленный счет из новых лидов/горячих/после КЭВ

11. Внесена предоплата

12. Конверсия в предоплату из всего лидов/горячих/выставленных счетов/после КЭВ

13. Получена оплата

14. Конверсия в оплату из всего лидов/горячих/выставленных счетов/после КЭВ

15. Количество наборов менеджеров

16. Количество диалогов от 90 секунд менеджеров

17. Количество повторных продаж

18. Средний чек

19. Количество до продаж

20. Делается разбивка в таком же формате по причинам отказов. Легко анализировать и считать, если причины отказа настроены в Crm системе.

*Конечно, у каждого бизнеса/ниши есть свои нюансы. Адаптируйте показатели под себя, анализируйте те, что внедрены в вашем бизнесе и добавляйте индивидуальные.

Анализ качества менеджеров по продажам.

-3

Для этого в первую очередь нужно погрузиться в прослушивание разговоров и чтение переписок.

Опять же, возвращаясь к “замыленности глаз” - лучше это делать специалисту, который сможет дать непредвзятую оценку.

На этом этапе наша команда прослушивает минимум по 10 диалогов каждого менеджера, читает 10 сделок с письменными сообщениями, составляет на основании прослушки индивидуальные рекомендации, которые в моменте улучшат диалог, а как следствие и конверсию продажника.

А также, проводятся индивидуальные созвоны с каждым действующим менеджером по продажам, в целях настроить раппорт, выявить точки, которые менеджер хотел бы улучшить в своей работе, взаимодействии с руководителем, работе компании в целом.

Важные моменты, которые наш специалист выявляет при звонке: обучаемость, вовлеченность в компанию, стремление к развитию, постановка планов и целей, желание расти, желание достигать результатов.

На индивидуальных созвонах работаем по формуле:

Знакомство + настройка раппорта (доверительного отношения) + что уже хорошо? + что хотелось бы улучшить?

На основании индивидуальных созвонов и прослушивании диалогов составляется портрет каждого менеджера по продажам, рекомендации по улучшению качества диалогов, рекомендации по дальнейшему сотрудничеству.

Анализ качества работы руководителя отдела продаж.

-4

С руководителем (далее РОП) также проводится индивидуальный созвон в целях настроить раппорт, выявить точки, которые РОП хотел бы улучшить в своей работе, работе и взаимодействии с другими отделами, работе компании в целом.

Важные моменты, которые наш специалист также выявляет при звонке: обучаемость, вовлеченность в компанию, стремление к развитию, постановка планов и целей, желание расти, желание достигать результатов.

Но в отличие от менеджеров, для РОПа важно еще и навыки управленца, проявление лидерства, умение обучать команду, управлять ей, вести за собой.

На основании индивидуального созвона и обратной связи от каждого менеджера по продажам составляется портрет сотрудника, выявляются сильные и слабые стороны, рекомендации по дальнейшему сотрудничеству.

-5

Анализ системы.

На что нужно обратить внимание, оцифровать, проанализировать:

1. Воронка продаж + закрытие на КЭВ

2. Отчетность: есть/нет, прозрачная/нет, заполняется ли вообще? Какие там показатели собираются, как работают отделы с этими показателями?

3. Обучение действующих сотрудников. Есть/нет, как проходят и как часто? В каком формате, нанимаются ли тренера для этого, оплачиваются ли обучения сотрудников компанией?

4. Адаптация новых сотрудников. Есть ли собранная, как проходит, сколько по времени, есть ли куратор/помощь в адаптации, тестовый период?

5. Мотивация сотрудников. Главное правило - должна быть в рынке или на 20-30% больше рынка (для удержания топовых специалистов)

6. Регламенты компании: есть/нет, какие есть, как внедрены, исполняются или сделаны для вида?

7. Книга продаж: собраны ли скрипты, регламенты, ссылки, возражения и вся информация для удобства работы?

8. Нецелевые задачи. Есть ли задачи, которые делает каждый сотрудник отдела продаж (далее ОП), которые не ведут к продажам? Есть ли рутина, куча таблиц которые надо заполнять и можно оптимизировать?

9. CRM система. Есть/нет, как ведется, есть ли прописанные инструкции, воронка которая продает или статусы не ведущие к продаже? Ка работают в crm менеджеры? Есть ли просроченные задачи, сделки без задач, потерянные сделки?

10. Работа с базой: как работают с базой, делают ли касания, приглашают ли на мероприятия, делают ли индивидуальные офферы?

11. Конкурентная разведка. Сравнительная таблица о работе минимум 5 конкурентов.

12. Целевая аудитория. Берите обратную связь у своих клиентов. Почему они купили (для тех, кто купил) и почему не купили, чего не хватило (для тех, кто не купил).

Довольно объемный этап аудита. В последующих статьях будем разбирать как должно работать.

Составляем на основании всех этапов аудита документы и рекомендации что улучшить, выявляем причину по которой выручка не растет/стоит/падает и тд

После аудита рекомендуется проведение стратегической сессии, где вся команда разберет все слабые точки и поставить задачи по их улучшению.

И, конечно, не забывайте контролировать выполнение задач, усиление слабых мест в отделе продаж.

Напомню, для того, чтобы управлять отделом продаж, нужно видеть полную картину, анализировать показатели и работу отдела в целом. Самый важный момент, который как правило пропускается - это сбор нужных показателей.

Если у вас собираются цифры - вам не составит труда в любой удобный момент оцифровать и скорректировать движение. Если их нет - отдел идет вслепую.

Поэтому прямо сегодня сделайте ревизию показателей, проверьте, что у вас из месяца в месяц собираются нужные данные. Если есть пробелы - просто начните их собирать.