Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Первые бомбические? Венецианские пушки "нового изобретения" в морских сражениях Морейских войн и позже, 1698-1740

На канале "Книжные раскопки" продолжение цикла по морской гладкоствольной артиллерии и орудиям с конической каморой (ссылки на предыдущие статьи — внизу).

Шли последние годы 17 века. Полыхала Великая Турецкая война, она же — Война Священной лиги, а для Венеции — Морейская война. Морская часть этой войны шла, в основном, между Османской империей и Венецией. Силы и техническое оснащение сторон были практически равны, получить решительный перевес на море не удавалось ни одной стороне (сильно упрощая всю ситуацию, положение на вторую половину войны). И противники решили увеличить мощность артиллерии своих судов.

"Захват Превезы", неизвестный художник, около 1690
"Захват Превезы", неизвестный художник, около 1690

Первый путь был очевиден. Увеличить количество орудий и/или увеличить калибр орудий. Для этого надо было радикально увеличивать сами корабли, чтобы они могли нести больше орудий или более тяжелые орудия. Магистральный путь развития флотов, с одним недостатком — это не то, что можно сделать быстро. А победа была нужна сейчас, если не в этом году — то в следующем. И кроме строительства новых, более крупных кораблей, стоило задуматься и о довооружении имеющихся.

Второй путь — чуть-чуть схитрить и обратиться к прошлому на новом техническом уровне. В принципе, чугунные ядра несколько избыточны для поражения деревянных кораблей. При достаточном калибре их вполне можно заменить каменными, которые нанесут даже больше повреждений.

Так поступили турки. В 1697 году был спущен на воду трехпалубный 110-пушечный корабль, вооруженный как традиционными пушками с чугунными ядрами калибров 16, 12 и 7 окка (примерно 40, 32, 20 английских фунтов), так и несколькими новыми орудиями калибром 44 окка — теоретически соответствует 124 фунтам. Или примерно 230 мм. Разумеется, стреляли они каменными ядрами — иначе были бы слишком тяжелы. По 4-6 таких орудий стали устанавливать и на ранее построенные корабли линии, и на новые 90-пушечные двухпалубные корабли.

Венецианцы хотели пойти третьим путем — использование орудий, стреляющих бомбами. Точнее сказать, литейщик орудий Сигизмондо Альбергетти (Сиджизмондо Альберджетти, Sigismondo_Alberghetti, 1632-1702) приложил все усилия, чтобы Венеция пошла этим путем. И в результате, уже после его смерти, это произошло. Об этом речь далее и пойдет.

Galiote a bombe, гравюра, Франция, 1720
Galiote a bombe, гравюра, Франция, 1720

Бомбы на море к тому моменту не были чем-то неслыханным. Франция успешно применяла мортиры для обстрела берега со специальных судов - galiote a bombe, бомбовых/бомбических/бомбардирских галиотов с 1640 года. Венеция пыталась не отставать.

После французских бомбардировок Алжира (1682) и Генуи (1684), к концу 1684 году были разработаны и отлиты мортиры для стрельбы бомбами калибром в 300, 500 и 1000 венецианских малых либр — около 350 мм, 410 мм и 515 мм соответственно. Использовались сферические чугунные бомбы, отливавшиеся, в основном, в Брешии.

Венецианские мортиры. Гравюра Джулиано Дзулиани, около 1782. Из "Венецианской артиллерии" Доминико Джасперони
Венецианские мортиры. Гравюра Джулиано Дзулиани, около 1782. Из "Венецианской артиллерии" Доминико Джасперони

В это же время Франция и Англия пробовали и стрельбу бомбами с кораблей. Однако сочли достаточно безопасным только использование мортир, а они были пригодны только для бомбардировки берега, а не морского боя.

Находившийся же в начале 1680х годов в Англии Сигизмондо Альбергетти, изучавший местную промышленность и организовывавший закупку английских чугунных орудий, посчитал иначе. Сначала, в письме из Лондона в 1684 году, он предложил орудие в 120 либр (примерно 212 мм), имеющее сферическую камору. Потом, вероятно, после консультаций с английскими литейщиками, он пришел к схеме с конической каморой и сфероцилиндрическим снарядом.

Гаубицы с разрывными снарядами из "Учения артиллерийского..." Зигмунда Бухнера, по русскому изданию 1711. Немецкое первое издание - 1682.
Гаубицы с разрывными снарядами из "Учения артиллерийского..." Зигмунда Бухнера, по русскому изданию 1711. Немецкое первое издание - 1682.

Опять-таки надо заметить, что собственно снаряд продолговатой формы для стрельбы из гаубиц он не изобрел. Но вот именно литую бомбу такой формы, он, видимо, придумал.

Чертеж орудия и бомбы калибром 120 либр. Из Государственного архива Венеции. По Кандиани 2011
Чертеж орудия и бомбы калибром 120 либр. Из Государственного архива Венеции. По Кандиани 2011

Ключевым моментом является именно цилиндрическая часть — ее можно сравнительно дешево, по сравнению со сферой, обработать на токарном станке в нужный размер с высокой (для своего времени) точностью. Забегая вперед, на практике это означало зазор в стволе около 2.9 мм. Для сравнения — современные английские пушки имели зазор около 7.5 мм, карронады конца 18 века — около 3.7 мм. А такая цифра более характерна уже для времен Пексана, 1820х и позже.

Две таких пушки были отлиты из чугуна и успешно испытаны в Суссексе в 1685 году и показали дальность стрельбы более 5 километров. Именно то, что хотел Альбергетти — быстро стреляющее (гораздо быстрее орудий с цилиндрической, а тем более сферической каморой) на большие дистанции орудие. Возможность выбрать дистанцию боя за пределами дальнобойности тяжелых турецких орудий и утопить противника считанными попаданиями. Генерал Пексан и адмирал Фишер понимающе улыбаются. Позже, к 1697 году, было спроектировано орудие калибром 200 либр, около 250 мм.

Далее имеется тонкий момент. В литературе упоминается длина ствола орудий в 6 калибров — это чистая гаубица. Для сравнения, длина стволов единорогов и пушек-гаубиц Пексана 9-10 калибров. Однако на документах из государственного архива Венеции мы видим орудия с длиной цилиндрической части ствола в 8 (120 либр) или 6 (200 либр) калибров. И с каморой в примерно полтора калибра. Неясно, где именно неточность, поскольку документации сохранилось мало. Но при длине по чертежам это уже, скорее, пушки-гаубицы.

Чертеж орудия и бомбы калибром 200 либр. Из Государственного архива Венеции. По Кандиани 2011
Чертеж орудия и бомбы калибром 200 либр. Из Государственного архива Венеции. По Кандиани 2011

Из особенностей надо отметить нестандартный для морских орудий лафет. Причина, скорее всего, в резкой и сильной отдаче — врожденной особенности орудий с конической каморой. Поэтому лафет, вероятно, был спроектирован с учетом английской практики, использовавших орудия с такой каморой с 1620х годов, только с передней парой колес.

Также имелся механизм быстрого изменения угла вертикальной наводки и фиксирующим винтом. А на цапфе устанавливался прицел с квадрантом — отвес виден на чертежах, опять-таки, для скорости ведения огня. По заявлениям Альбергетти, расчет из трех (!) человек должен был стрелять из этого орудия "так же легко и быстро, как из мушкета".

Однако после возвращения из Англии, литейщик столкнулся с политическими проблемами и благодушным настроением Сената из-за успехов первой фазы Морейской войны. Орудия остались лежать в Арсенале. Однако наступил 1695 год и поражение Венеции в битве у Спламадори (островов Ойнусс) и провал Хиосской экспедиции. Турция наращивала флот.

В 1697 году Сенат, после усиленного напоминания командованием галер, желавших тяжелые орудия не хуже турецких, вспомнил о проекте. В Арсенале было решено отлить бронзовые орудия калибром 120 и 200 либр. Первые, по замыслу, предназначались для кораблей линии, по 4-6 на корабль. Вторые должны были устанавливаться на большие галеры. Испытания орудия в 120 либр прошло успешно в декабре 1697 года. Венецианский Provveditori alle Artiglierie, руководитель артиллерийского парка республики, счел необходимым по 6 орудий для довооружения 70-80 пушечных кораблей. Сенат согласился заказать 48, из расчета 4 на корабль.

Однако еще один артиллерийский руководитель потребовал дальнейших испытаний. Это был англичанин Якоб Ричардс, Sergente Generale dell’Artiglieria. Напомню, в тот момент в Венеции иностранные наемники на высоких должностях — абсолютно нормальная практика, и в среднем успешная практика. Орудия были сочтены слишком легкими, бомбы слишком опасными, а цилиндрическая форма — сомнительной... В результате испытания продолжились в 1698 и снова оказались успешными.

В результате, к сентябрю 1698 года венецианцы смогли установить по два 120-либровых орудий на часть кораблей линии, и по одному 200-либровому на часть галер. При этом было поставлено 600 цилиндрических снарядов, однако 289 из них были каменными — на бомбы не хватило времени.

И когда 20 сентября произошло сражение при Саморанче, из 20 венецианских кораблей орудия Альбергетти имелись только на 12. И только 54 бомбы. Каменных снарядов, судя по всему, имелось в достатке. И бомбами, судя по всему, стрелял только флагманский корабль, где процессом руководил Карло Альбергетти, младший брат Сигизмондо. Стрельба под его руководством шла настолько быстро и успешно, что он заслужил благодарность адмирала.

Остальные капитаны и адмиралы не хотели рисковать и использовали камень. Орудия же всем понравились высоким темпом стрельбы. Однако классического успеха обстрела бомбами, когда снаряд разрывается внутри, а в идеале - у противоположного борта вражеского корабля, судя по всему, так и не произошло. Сражение закончилось ничьей. А следом закончилась и война.

И пушки снова попали на склады Арсенала. Сигизмондо Альбергетти умер в 1702 году. В 1701 году, однако, он успел отлить еще 2 орудия.

Венецианские "petrieri". Гравюра Джулиано Дзулиани, около 1782. Из "Венецианской артиллерии" Доминико Джасперони
Венецианские "petrieri". Гравюра Джулиано Дзулиани, около 1782. Из "Венецианской артиллерии" Доминико Джасперони

Они имеют ту же форму и пропорции, что 200-либровые, однако калибр у них обозначен в 1000 либр. Их можно найти на нескольких гравюрах 18 века, однако использовались ли они когда-нибудь в бою — неясно.

Время шло. Наступил 1714 год и началась Вторая Морейская война. Об орудиях Альбергетти вспомнили. В данных ряда кораблей 70-80 пушечных кораблей линии, они значатся как "canon per tirar bombe da 200lb" и "canon per tirar bombe da 120lb". Обычно в количестве 6-8 штук, в сочетаниях 4+2 или 4+4, редко 6+2.

Пушки приняли участие во всех боях 1716 года, начиная со сражения у острова Корфу. Было потрачено 1200 снарядов, инертных и бомб. Орудия отмечали за меткость стрельбы и высокий темп огня, ругали за малую длину и излишнюю легкость. Первая создавала опасность для корабля за счет искр из ствола, вторая вызывала сильный откат. В общем, стандартные проблемы для данного типа орудий.

Битва у Корфу, 1716
Битва у Корфу, 1716

Тем не менее общее впечатление было положительным. И венецианцы заложили новые 60-орудийные корабли, на которых должно было устанавливаться уже по 10 орудий "нового изобретения" (6+4), как их стали называть.

И наконец, они использовались и в сражении у мыса Матапан в 1718 году, закончившемся тактической победой Венеции. Итоги же войны стали для республики поражением.

"Сражение у мыса Матапан", Жоао Дантас, 1812
"Сражение у мыса Матапан", Жоао Дантас, 1812

Действие орудий специально не отмечалось, однако они были упомянуты в документах Сената 1725 года как очень важные для успеха морской войны. В списках орудий корабле они значатся и в 1725-1727 годах, на кораблях, пошедших на слом ближе к 1740. На более новых, построенных в 1730х и позже они уже не фигурируют.

Были ли они позже перелиты еще при Венецианской республике или по результатам ее падения в 1797 году — неизвестно, однако, к сожалению, не сохранилось ни одно.

Основные источники: "Гонка больших калибров во время Первой Морейской войны и орудия нового изобретения Сигизмондо Альбергетти", Кандиани, в "Корабли и орудия" (Ships and Guns), Белтрам и Риделла ред., 2011 (англ.); "Корабли Сиятельной. Война, политика и судостроение Венеции Нового времени, 1650-1720", Кандиани, 2009 (ит), данные сайта "Три Палубы" (threedecks).

Другие статьи на канале:

Артиллерия | Книжные раскопки Kopist | Дзен

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!