Точнее, выдающийся железный незаконнорожденный маленький дракон — так, похоже, называлось бы в дословном переводе поднятое со дна моря в 2001 году корабельное орудие. Это статья — продолжение цикла об английской чугунной артиллерии 17 века (ссылки на другие статьи - в конце). Речь пойдет об истории и типе самого орудия, и о его корабле.
В осмысленном переводе его название iron bastard minion drake extraordinary означает:
чугунное - iron, железный, в 17 веке уточнение cast-iron часто опускали;
укороченное - bastard, незаконнорожденный, в случае оружия — укороченное;
4-х фунтовое - minion, в данном случае — маленький, по прямому, а не переносному значению, 4 фунта по обозначению калибров, принятому в Англии в это время;
орудие с конической каморой - drake, дракон или селезень, но к змеям (серпентам и шлангам, названия орудий) и василискам (также обозначение калибра орудий) все-таки ближе дракон;
из улучшенного (очищенного) металла - extraordinary, необыкновенное, нестандартное — название, применявшееся в 17 веке в Англии для чугунных орудий, отлитых из "metal refined", в противоположность обыкновенным, отлитых из "metal crude".
История находки
Ныряльщик Джон Дадд нашел остатки парусного корабля в проливе Малл (Sound of Mull) между островам Малл (Isle of Mull) и западным берегом в Шотландии в 1979 году, и поднял несколько предметов. Археологом, однако, он сообщил о находке только в 1991. Обследование и частичные спасательные раскопки, необходимые из-за подвижек грунта, происходили в 1992-2003 году.
Вот так это все выглядело для археологов:
Во время работ были обнаружены резные украшения судна с символикой Стюартов. Самая молодая из найденных монет также является серебряной кроной Карла I, датируемой 1644/45 годом. Известные крушения кораблей близкого времени в этих местах — шторм 12 сентября 1653 года (юлианский календарь), во время которого кромвелевским флотом были потеряны бывшие торговые суда "Марта и Маргарита" и "Спидвел", а также пинас "Лебедь" ("Swan"). Размер, соотношение длины к ширине и украшения позволяют достаточно уверенно опознать в останках судна именно последний.
Во время раскопок был обнаружен выступающий из ила перевёрнутый станок пушки - "gun carriage" на схеме.
Затем — остатки артиллерийского порта и небольшое орудие, покрытое донными отложениями. Затем, в процессе раскопок, было обнаружено еще 7 пушек, но поднята была только одна — самая маленькая.
Остальные, после стабилизации грунта мешками с песком и гравием, пока остаются в море — археологи нашего времени зачастую не стремятся раскопать все и сразу, а зона кораблекрушения теперь является охраняемой. Для предотвращения дальнейшей коррозии были использованы алюминиевые аноды, подключенные к орудиям (катодная защита).
Такое вооружение также соответствует пинасу "Лебедь".
История пинаса "Сван" ("Лебедь"), 1641-1653
По иронии судьбы так сложилось, что спущенный на воду в 1641 году пинас "Лебедь" был последним судном, построенным для Карла I. Дальше началась гражданская война, во время котрой в 1645 году пинас был захвачен силами парламента. Пинас, в данном случае — двухмачтовое парусно-гребное судно, диной по килю чуть менее 25 метров, шириной около 8 метров, с экипажем 40-60 человек (по переписке Адмиралтейства). Вооружение состояло из 8 орудий.
На начальном этапе гражданской войны "Лебедь" успешно мешал парламентскому судоходству между Англией и Ирландией, но в 1645 году был потерян роялистами. Конкретно — угнан из гавани Дублина, пока капитан с большей частью команды находился на берегу уже не первый день. "Поскольку у меня не было денег платить команде" - из показаний капитана на суде.
Однако во время уже кромвелевской экспедиции в Шотландии 1653 года, как было сказано в начале статьи, судну крупно не повезло. Из сообщения Роберта Лилберна Кромвелю, 22 сентября 1653:
Когда наши люди высадились 13 числа на этот остров [Малл], налетел сильнейший шторм, длившийся 16 или 18 часов подряд, в котором мы потеряли небольшой военный корабль [small Man of Warre] "Лебедь", пришедший из Ирландии, "Марту и Маргариту" из Ипсвича, где были все наши оставшиеся запасы провианта и боеприпасов, только самые большие пушки и мортиры удалось поднять...
Напомню, что в то время, если корабль затонул на доступной глубине, первым делом пытались поднять самое ценное — пушки.
Орудие, лафет и картечь в подробностях
Данные поднятого орудия: длина 1.41 м, от дула до запального отверстия 1.24 м. Это соответствует укороченному орудию, бастарду.
Внутренний диаметр ствола 82 мм, что соответствует 4-х фунтовому калибру, миньону, по тогдашней английской классификации.
Камора орудия — коническая, тое есть перед нами дрейк (дракон) - drake, как обозначали орудия этого типа англичане. Основной плюс такой каморы — лучшая обтюрация из-за центрирования снаряда в каморе, что давало возможность использовать меньшие заряды пороха. А значит, снижало вероятность разрыва пушки при стрельбе, и позволяло лить такие орудия меньшей массы.
Надписи на орудии: 3-2-23 - вес, указывался после апробирования. IB - метка производителя. В данном случае — Джон Браун (Iohn Browne в документах того времени), королевский литейщик орудий. Обозначенный вес: 3 центнера (centnerweight) по 112 фунтов, 2 четверти центнера по 28 фунтов и 23 фунта, в сумме 415 фунтов или 188 килограммов. Реальный вес расчищенного орудия 185 килограммов, что соответствует потери веса на коррозию менее 2%. Так что прекрасный вид пушки на фотографии выше — результат отличной сохранности, а не реставрации.
Интересная деталь: плотность металла орудия составляет 6.71 грамма на кубический сантиметр. Это соответствует "metal refined", очищенному металлу, из которого литейщики того времени отливали часть орудий, за двойную цену по сравнению с обычным чугуном. (Плотность которого примерно 7.7 грамма на кубический сантиметр.) Но детали этой темы — для отдельной статьи.
Лафет
Для орудий такого типа использовался не более привычный четырехколесный корабельный лафет, а двухколесный, в котором два задних колеса были заменены опорами.
Причина применения таких лафетов — более резкая отдача дрейков по сравнению с орудиями с цилиндрической каморой, как по причине лучшей обтюрации, так и по причине меньшего веса. Соответственно, данная конструкция должна была повысить точность стрельбы.
Картечь
Также рядом с орудием была найдена вот такая вещь — судя по всему, деревянный контейнер для картечи.
И рядом с контейнером — несколько свинцовых пуль, но необычных. Не круглых, а старательно искореженных.
Такие пули не пригодны для стрельбы из ружей, но прекрасно подходят для пушек. Судя по спискам вооружений, назывались они "burr shot".
Ниже — реконструкция изготовления контейнера для картечи.
Основные источники: "Железный бастард миньон дракон экстраординарный Джона Брауна с пинаса Сван, 1641-1653", Мартин, 2004; "Останки судна времен Кромвеля в проливе Малл, промежуточный отчет", Мартин, 1998; "Королевский пинас, Лебедь 1642-1645", Имес, 1961; цифровой архив Исторического окружения Шотландии (Àrainneachd Eachdraidheil Alba).
Другие статьи об английской чугунной артиллерии:
Технологии железа и стали:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!