Найти в Дзене

Ямб, хорей и компания: разбираюсь в стихосложении

Оглавление

Можно ли верить этой статье, если на канале ещё не было выложено ни одного стихотворения? Разумный вопрос, господа! На вашем месте, я бы относилась к данному посту с крайним подозрением - автор не филолог, не литературовед, а из поэзии наизусть знает только первые двенадцать строчек "Бородино". Но для своих читателей он постарался и вник в тему, да ещё и примеры придумал из собственной головы! Эксклюзив, получается. Так что предлагаю разбираться вместе со мной.

Кто запомнит отличие ямба от хорея, получит лавровый венок!
Кто запомнит отличие ямба от хорея, получит лавровый венок!

Три причины это читать

Когда я взялась за работу, первым делом подумала: зачем мне это, собственно сдалось? Если у человека есть талант писать стихи, не всё ли равно, пишет ли он трёхстопным хореем или четырёхстопным? Но статью уж очень хотелось написать, так что причины изучить тему нашлись:

1. Во-первых (естественно, самая важная причина), согласитесь, приятно было бы в высокоинтеллектуальной беседе мимоходом заметить, что "Буря мглою небо кроет" - это, между прочим, не абы что, а четырёхстопный хорей.

2. Во-вторых, для качественного творчества какая-то база всё-таки нужна. Музыку без книжки по сольфеджио писать можно, но ноты семь штук хорошо бы знать, согласитесь. И разговаривать по-русски без лексики Толстого нетрудно, хотя падежи лишними не будут.

3. В-третьих, то, что мы рассмотрим в этой статье, может дать толчок в момент творческого застоя. Не можешь придумать тему для стихотворения? А ты попробуй дактилем написать, или логаэдическим стихом, или ещё как-нибудь наперекосяк. Поэтический челлендж.

Надеюсь, вас эти причины безумно мотивировали, так что теперь мы смело переходим с вводной части к основной

Основные термины

Стопа - самый маленький кирпичик стихотворения, состоящий из сильного (ударного) и одного\нескольких слабых (безударных) слогов. Следуя одна за другой, стопы образуют повторяющийся ритмический узор, которым поэзия и отличается от прозы.

ПРИМЕР: Буря мглою небо кроет. В этой строчке четыре одинаковые стопы. Каждая стопа состоит из первого ударного и второго безударного слогов. Рифмы ещё нет, но из-за ритмично повторяющихся стоп мозг слушателя воспринимает эти строчки как стих и подсознательно ожидает, что рифма всё-таки последует.

Стихотворный размер - это то, какие именно стопы поэт выбрал для своего творения. Ведь стопа может быть из двух слогов, из трёх слогов, из четырёх, с первым ударным, со вторым ударным, с третьим ударным - и так далее.

Посмотрим на многообразие стихотворных размеров.

Двудольные стихотворные размеры

Хорей - двудольный размер с первым ударным слогом в каждой стопе.

По-гречески "хорей" значит "плясовой" - наверное, потому что звучит очень живо. Возможно, по этой причине его так любят музыканты:

Что такое осень? Это небо,

Плачущее небо под ногами.

Это пятистопный хорей с пропуском ударений (такое тоже бывает). Пятистопный - потому что в строчке пять стоп.

Ямб - двудольный размер со вторым ударным слогом. Откуда такое название взялось, доподлинно неизвестно. Поэтому перейдём сразу к примерам:

Весна опять пришла,

И лучики тепла

Доверчиво глядят

В моё

Окно.

Опять с пропусками ударений, но узор всё равно заметно.

Трёхдольные стихотворные размеры

Дактиль - трёхдольный размер с первым ударным слогом. Как вальс. Кстати, и по звучанию он на вальс очень даже похож. Как ни странно, именно дактилем стихи на музыку почему-то не пишут, и песен найти не удалось, так что как вам такой пример:

Маленький мальчик на лифте катался.

Последняя стопа двудольная, к сожалению, но в остальном подходит.

Раз есть трёхдольный размер с первым ударным слогом, то должны наверняка быть размеры со вторым и с третьим. Они называются амфибрахий (однажды в студёную зимнюю пору) и анапест. Анапест хорошо запомнят те, кто смотрел "Двенадцать стульев":

Непонятно, зачем, почему, отчего

Я тебя повстречал, ни с того, ни с сего.

Я тебя повстречал и утратил покой.

Непонятно, зачем. Неизвестно, на кой.

Четырёхстопный анапест, самый натуральный на свете.

Трёхдольные стихотворные размеры: шок-контент

Так как границы стоп совсем необязательно совпадают с границами слов, в одной стопе может быть сразу два(!) ударных слога. Те, кто придумал стихотворные размеры, такую возможность учли, так что не будем останавливаться на достигнутом.

Антибакхий - трёхстопный размер с первым и вторым ударными слогами. Пример:

Что страсти? Ведь рано иль поздно их сладкий недуг...

(дальше в стихе идёт амфибрахий)

Кретик - трёхстопный размер с первым и третьим ударными слогами. Пример (придуманный из головы):

Я пришёл в мир людей,

Я колдун, я злодей.

Бакхий - трёхстопный размер со вторым и третьим ударными слогами.

В русском языке мы, добрые и миролюбивые, предпочитаем лишний раз не ударять слог, если можно этого избежать. Поэтому все эти бакхии-антибакхии существуют в нашей поэзии скорее формально, а читаем мы их всё равно как дактиль, амфибрахий и анапест. По формуле бакхия, кстати, мне вообще не удалось ничего срифмовать - начинаю сомневаться, что с русскими словами это возможно. Может, у вас получится?

Наверное, вы уже обратили внимание, что во всех перечисленных мною стихотворных размерах строчка состоит из повторения одинаковых стоп - да, местами есть пропуски ударений или другие отклонения от шаблона, но сами стопы одинаковые. Но иногда можно столкнуться с тем, что поэт сочетает совершенно разные стопы:

Сегодня плохой день:

Кузнечиков хор спит,

И сумрачных скал сень -

Мрачней гробовых плит.

В каждой строчке здесь целых три вида стоп: стопа ямба, стопа дактиля, стопа брахиколона (состоит из единственного слога, который к тому же ещё и ударный). Такие стихи из нескольких видов стоп называются логаэдическими или логаэдами.

Рифма

Как это обычно бывает, за предельно понятным термином скрываются удивительные вещи. Нам кажется, что с рифмой всё ясно: рифма - это когда рифмуется и звучит хорошо, ну то есть когда стих получается. Палка-скалка. На самом деле, и на рифму можно смотреть по-разному. В совсем древние времена, например, поэты рифмовали не окончания, а начала строк:

Плачет наша Таня громко,

Мячик в речку уронила.

Но вернёмся к нашей нормальной рифме в конце строчки. Она тоже бывает разной: а конкретно, мужская, женская и дактиллическая. Тут всё просто: дело в том, на какой слог падает последнее ударение в строчке.

Мужская рифма - в рифмующихся словах ударение в самом конце:

Ветер с моря дул,

Нагонял беду.

И сказал ты мне:

Больше не приду.

Женская рифма - ударение на втором слоге с конца:

По улицам ходила

Большая крокодила.

Дактиллическая рифма - ударение на третьем слоге с конца:

Голубой вагон бежит, качается;

Скорый поезд набирает ход.

Ну зачем же этот день кончается?

Пусть бы он тянулся целый год!

Увидели в последнем стихотворении сразу два вида рифмы? Всё верно, их можно миксовать! Звучат такие стихи ни капельки не хуже.

Существует ещё гипердактиллическая рифма (ударение на четвёртом слоге с конца), но это уже редкость:

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Принципы рифмовки

Если вы расстроились, что после стихотворных размеров вся высшая математика закончилась, спешу обрадовать: парочка алгоритмов есть и в теории рифмы.

Когда строчки уже срифмованы, встаёт вопрос о том, как их разместить относительно друг друга. Если мы возьмём четверостишие, то получим четыре варианта, как его можно собрать. Схемы нетрудные, так что просто привожу примеры.

Смежная рифма (аабб):

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Перекрёстная рифма (абаб):

Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главною непокорной

Александрийского столпа.

Кольцевая рифма (абба):

Чтобы с рифмой кольцевой

Сочинить стихотворенье,

Мне пришлось на удивленье

Долго думать головой.

Сквозная рифма (аааа):

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски — полгорбушки да мосол.

Рифмовки, не подходящие под эти схемы, называются сплетёнными. И вообще: сколько бы статей про теорию стихосложения авторы не писали, вы как поэт имеете полное право придумать какой-нибудь ямбодактиль, срифмовать вместо конца строчек их середину или изобрести что-нибудь похуже.

На этой радостной ноте мы завершаем экскурсию по миру стихотворческих терминов. Надеюсь, вам было не только полезно, но и интересно - как и мне)

А чтобы было прям совсем весело, вот вам задание: попробуйте сочинить стихи по следующим требованиям

1. Трёхстопный ямб с мужской сквозной рифмой

2. Четырёхстопный дактиль с дактиллической кольцевой рифмой

3. Любой бакхий, если это вообще возможно

Да пребудет с вами вдохновение!

Автор статьи и некоторых замечательных стихов: Даша Лысенко