Сегодня слово морг вызывает в воображении образы эффективного, гигиеничного помещения, за которым наблюдают профессионалы в лабораторных халатах и резиновых перчатках. Большинство из нас знакомо с его внутренним устройством только по полицейским сериалам и криминальным романам, у нас никогда не было желания — или необходимости - посетить один из них в реальной жизни. Но наш образ современного стерильного морга резко контрастирует с помещением, которое изначально дало начало этому термину.
Ранние определения морга
В Париже 18 века посетители Grand Châtelet — объединенного суда, полицейского управления и тюрьмы, которая служила центром юрисдикции общего права в дореволюционной Франции, - могли спуститься в basse-geole (подвальная тюрьма) и заглянуть внутрь через решетку на двери. Там они мельком увидели небольшую комнату, где на всеобщее обозрение были выставлены неопознанные мертвые тела, разбросанные по голому полу.
Помещение стало неофициально известно как la morgue, раннее определение которого появилось в Академическом словаре 1718 года: “Место в Шатле, где найденные мертвые тела выставлены на всеобщее обозрение, чтобы их можно было опознать”.
Название этой ужасной комнаты, вероятно, восходит к архаичному французскому глаголу morguer, что означает "выглядеть торжественно”. Историки полагают, что такие помещения существовали в парижских тюрьмах с 14 века, первоначально как место, где содержались недавно заключенные до опознания, но позже для работы со многими мертвыми телами, найденными на улицах или извлеченными из Сены. (На самом деле, в реке было так много тел, что через реку в Сен-Клу была протянута огромная сеть, чтобы ловить тела, когда их смывало вниз по течению, откуда их перевозили в Гран-Шатле.) Но только на рубеже 18 века публику пригласили внутрь и попросили попытаться опознать мертвых в la morgue.
Морги становятся общедоступными
Зловоние, исходившее от трупов в морге, должно быть, было невыносимым, а публичное знакомство с ”дурным настроением" стало одной из причин создания нового, более гигиеничного морга на площади Марш-Неф на Иль-де-ла-Сите в 1804 году. Это новое здание морга (к настоящему времени официально известное как La Morgue) размещалось в здании, стилизованном под греческий храм, которое находилось недалеко от реки, что позволяло перевозить тела туда на лодке. Теперь трупы были выставлены в специально построенном выставочном зале с зеркальными окнами и большим количеством естественного света, что позволяло толпе собираться и глазеть на трупы, разложенные на мраморных плитах. Охлаждение появилось только в 1880-х годах, поэтому тела охлаждали с помощью постоянной подачи холодной воды, что придавало трупам раздутый вид. Одежда покойного была развешана на колышках рядом с мертвыми в качестве дополнительного средства для их идентификации.
Центральное расположение морга обеспечило здоровое движение людей всех классов, превратив его в место, где можно увидеть и быть замеченным, а также узнать последние сплетни. Его популярность как зрелищного места росла с течением 19 века, чему способствовало включение его в число обязательных к посещению мест в большинстве путеводителей по Парижу. Через несколько дней после совершения крупного преступления в его двери входило до 40 000 человек.
О морге также писали такие светила, как Чарльз Диккенс, который несколько раз затрагивал его в своей публицистике, признаваясь в "Некоммерческом путешественнике " (серия очерков, написанных между 1860 и 1869 годами), что в нем был ужасный рисунок:
“Всякий раз, когда я бываю в Париже, невидимая сила тащит меня в морг. Я никогда не хочу туда идти, но меня всегда тянет туда. Однажды на Рождество, когда я предпочел бы оказаться где-нибудь в другом месте, меня привлекло зрелище седого старика, лежащего в полном одиночестве на своей холодной кровати, с открытым краном воды на его седых волосах, и вода капала, капала, капала по его несчастному лицу, пока не добралась до уголка рта, где она искривилась, придавая ему лукавый вид. ”
Диккенс также описал толпы людей, стекающихся в морг поглазеть на недавно прибывших, праздно обмениваясь предположениями о причинах смерти и возможных личностях. “Было странно видеть столько шума из-за одного бедного худощавого седовласого старика, такого тихого навсегда”, - писал он.
Эволюция морга
В 1864 году морг на Марше-Неф был снесен, чтобы освободить место для масштабной реконструкции Парижа бароном Османом. Новое здание морга было расположено сразу за Собором Парижской Богоматери, опять же в оживленном общественном месте, подтверждая свое назначение как места для осмотра и опознания мертвых тел. Однако именно в этом новом здании морг отошел от чистого зрелища и стал ассоциироваться с медицинской идентификацией тел, а также достижениями в области судебной экспертизы и профессионализацией полиции.
В новом морге были комната для вскрытия, небольшая лаборатория для химического анализа и помещения, где полиция и администрация могли осматривать тела и фиксировать любые убийства. Акцент сместился — опознание тел в морге больше не зависело исключительно от общественности; теперь эту работу выполняли медицинские, административные и следственные сотрудники, что приближало ее к нашему современному представлению о том, что такое морг.
К 1880-м годам слава парижского морга и восхищение его ныне эффективными административными структурами распространились по всему миру. Слово "морг" стало использоваться для описания мест, где содержались мертвые, как в Великобритании, так и в Америке, заменив более старый термин "мертвый дом" и став синонимом "морга". Со временем morgue также вошло в американский английский, возможно, слегка насмешливо, для обозначения помещений, где хранятся архивы газет или журналов - например, морг New York Times, хранилище исторических вырезок, фотографий и других справочных материалов, связанных с газетой.
Парижский морг закрыл свои двери для публики в 1907 году. К такому решению привело сочетание факторов: постепенное изменение отношения общественности к осмотру мертвых тел, озабоченность по поводу гигиены и распространения болезней, а также растущий профессионализм полиции и коронеров. Сегодня городской офис, пришедший ему на смену, известен как Институт медицинской помощи Парижа. Между тем, само слово морг прошло долгий путь от своих корней в мрачном зрелище. Теперь это место профессионализма и уважения.