Найти тему

Анализ деловой активности (на примере предприятия «Строительная компания ДНК»). Курсовая работа.

Оглавление

Курсовая работа по анализу деловой активности. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа деловой активности и экономической эффективности деятельности организации

1.1. Научные взгляды на сущность деловой активности и экономической эффективности деятельности организации

1.2. Отечественные и зарубежные подходы к анализу деловой активности 11

1.3. Методика анализа эффективности деятельности организации 24

Глава 2. Фактическое состояние деловой активности и экономической эффективности деятельности ООО «Строительная компания ДНК» 30

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Строительная компания ДНК»

2.2. Анализ деловой активности ООО «Строительная компания ДНК»

2.3. Анализ эффективности деятельности ООО «Строительная компания ДНК»

Глава 3. Пути повышения деловой активности и эффективности деятельности ООО «Строительная компания ДНК»

3.1. Мероприятия по повышению деловой активности и эффективности деятельности ООО «Строительная компания ДНК»

3.2. Оценка эффективности предложенный мероприятий

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы курсовой работы. В условиях рыночной экономики, предприятия должны стремиться к созданию динамичного, эффективного и устойчивого развития, которое невозможно без управления их деловой активностью. Развитие конкурентоспособности предприятия неразрывно связан с их деловой активностью: только компании с эффективным управлением хозяйственной деятельностью, могут получить преимущества на рынке, что, в свою очередь, является необходимым условием для формирования конкурентоспособности.

Повышение конкурентоспособности, без сомнения, находится в центре национальных экономических интересов, но это определяется не на макро уровне, но на уровне предприятия. Деловая активность предприятия, определяет эффективность использования финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов по всем направлениям бизнеса и деятельности и характеризует качество управления, потенциала экономического роста и достаточности капитала организации. Таким образом, сегодня одной из актуальных задач является исследование деловой активности экономических субъектов на микроуровне, с целью решения конкретных проблемы в конкретной рыночной ситуации и привести к более эффективному управлению предприятием.

Анализ деловой активности - это отдельная единица в системе комплексного финансового анализа деятельности организации, ее основная цель - представить экономически обоснованные оценки эффективности использования ресурсов и выявления потенциала для их повышения. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, в частности, позволяет оценить финансовое положение предприятия, способность погасить обязательства, достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций, умение справедливо и рационально использовать заемный капитал, и т.д.

Уровень деловой активности является важным показателем для потенциальных кредиторов и инвесторов, без участиях которых бизнесу просто не выжить в конкурентной среде. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что деловая активность - это индикатор, который характеризует жизнеспособность предприятия.

Степень изученности проблемы. Проблемы оценки деловой активности и экономической эффективности предприятий были изучены многими экономистами, но единая система показателей до сих пор не разработана. В частности вопросами оценки деловой активности и экономической эффективности деятельности предприятия занимались такие ученые, как: Донцова Л.В., Ефимова О.В., Киселев А.П., Мельник М.В., Никифорова А., Пожарицкая И.М., Пыркин Б.В., Пястолов С.М., Рогатенюк Э.В., Стоянова Е.С., и др.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по анализу хозяйственной деятельности, материалы научно-периодических изданий по исследуемой проблеме, таких, как: Басовский Л.Е., Ковалев В.В., Савицкая Г.В. и др.

Цель курсовой работы – разработать меры по повышению деловой активности и экономической эффективности ООО «Строительная компания ДНК».

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- рассмотреть научные взгляды на сущность деловой активности и экономической эффективности деятельности организации;

- изучить отечественные и зарубежные подходы к анализу деловой активности;

- охарактеризовать методику анализа эффективности деятельности организации;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Строительная компания ДНК»;

- проанализировать показатели деловой активности ООО «Строительная компания ДНК»;

- проанализировать эффективность деятельности ООО «Строительная компания ДНК»;

- определить пути повышения деловой активности и эффективности деятельности предприятия;

- произвести расчет и оценку влияния различных факторов на уровень затрат.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания ДНК» (ООО «Строительная компания ДНК»).

Предметом исследования является методика анализа и способы повышения деловой активности и экономической эффективности организации.

Информационной базой исследования являются: отчетность ООО «Строительная компания ДНК», Интернет-ресурсы и результаты проведенных автором исследований.

Методы исследования. В процессе исследования были применены методы системного анализа, комплексного экономического и финансового анализа, индексный, а также графический метод.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные в результате исследования резервы повышения деловой активности и экономической эффективности могут быть использованы руководством ООО «Строительная компания ДНК» при принятии управленческих решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы анализа деловой активности и экономической эффективности деятельности организации

1.1. Научные взгляды на сущность деловой активности и экономической эффективности деятельности организации

В экономической литературе встречаются различные определения понятия деловой активности. В работе В.В. Ковалева и О.Н. Волковой обозначены два подхода к определению данного понятия[1]. В широком смысле деловая активность - это усилия, направленные на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В более узком смысле, в контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности, под деловой активностью понимается текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. Данная интерпретация, возможно, связана с переводом англоязычного термина «business activity», характеризующего группу коэффициентов из системы показателей, с помощью которых анализируются производственные и коммерческие результаты хозяйственной деятельности предприятия.

«Большой экономический словарь» определяет деловую активность как экономическую деятельность, конкретизированную в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг и составляющую основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов (СНС)[2]. Данное определение не раскрывает сущности понятия, не дает полного представления о направлениях хозяйственной деятельности, составляющих деловую активность предприятия.

Н.К. Моисеева и М.В. Конышева, учитывая недостаток представленного выше определения, деловую активность характеризуют как совокупность действий, способствующих экономическому росту производственно-сбытовой системы на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой[3]. Безусловно, эффективность функционирования производственно-сбытовой деятельности и оптимальное использование ресурсов предприятия напрямую влияют на его деловую активность, но Н.К. Моисеевой и М.В. Конышевой не рассматриваются показатели результативности деятельности предприятия.

P.M. Фатыхов определяет деловую активность как экономическую категорию, конкретизирующую хозяйственную деятельность коммерческой организации с точки зрения динамики ее развития, достижения поставленных целей, а также эффективного использования производственного потенциала с учетом стратегических интересов агентских групп[4]. На наш взгляд, данное определение имеет ряд недостатков. Автором отмечено, что деловая активность представляет собой некую экономическую категорию, но деловая активность - это в первую очередь деятельность, имеющая конкретную цель. В определении акцент сделан на использовании производственного потенциала и не упоминается о других важных аспектах деловой активности (например, финансовом, коммерческом). Кроме того, не расшифровано словосочетание «агентские группы», что оставляет открытым вопрос о том, интересы кого учитываются при определении деловой активности.

В одной из последних работ, посвященных проблемам деловой активности, предлагается следующая дефиниция: «Деловая активность - это деятельность всех функциональных подразделений предприятия, направленная в целом на повышение эффективности работы предприятия и его конкурентоспособности»[5]. Остается не совсем понятным, какая это деятельность и каким образом она способна повлиять на конкурентоспособность предприятия.

Деловая активность во многом зависит от макросреды предприятия, его непосредственного окружения и других внешних факторов, раскрывает внутренние возможности предприятия, его потенциал. На наш взгляд, наиболее полным определением деловой активности будет следующее. Деловая активность - это совокупность действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия, основанных на активном взаимодействии с внешней средой и направленных на экономический рост и достижение положительной динамики деятельности организации в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, конечной целью управления деловой активностью предприятия является повышение его конкурентоспособности. В настоящее время это жизненно важная задача, поскольку конкурентоспособность является необходимым условием устойчивого развития предприятия[6] .

Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах, и исключает механистические подходы[7].

Столь широкое трактование эффективности не противоречит узконаправленному ее пониманию. Широко известны показатели эффективности производства: его результативность, интенсивность функционирования системы, степень достижения цели и уровень организованности системы и т.д.[8]. Это свидетельствует, с одной стороны о многогранности категории эффективности, и, с другой – о сложности ее представления в показателях и измерителях.

Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательской деятельности рассмотрим две важнейшие экономические категории – эффект и эффективность.

Оби эти категории отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, выраженным в объемных показателях. Наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития и присущими ему качественными изменениями, благодаря которым чаще всего достигается желаемый результат. Экономический рост может не отражать использования интенсивных факторов, а происходить за счет увеличения ресурсов.

Вместе с тем между категориями «эффект» и «эффективность» есть существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Понятие «эффект» и «результат» можно воспринимать как тождественные. Управление, получившее в международной практике наименование «управление по результатам», направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик.

Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется[9].

Приведенные положения позволяют раскрыть понятие трех разных видов эффективности.

1. Эффективность хозяйственной деятельности пред­приятия определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей разви­тия (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реа­лизованной продукции или получение прибыли как эффекта и т. п.) и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация) пред­ставленным в виде объема реализованной продукции или эффек­та и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и по­требленных ресурсов.

2. Эффективность использования отдельных видов ре­сурсов характеризуется соотношением объема выпуска продук­ции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или от­дельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с исполь­зованием основных фондов или оборотных средств).

Здесь необходимо пояснение сущности отдель­ных понятий. Так, конечные результаты деятельности предпри­ятия представляют собой объем выпуска или объем реализован­ной продукции и эффект в виде прибыли[10].

Примененные ресурсы - это реальный капитал, который измеряется в стоимостной форме и включает величину основных фондов и оборотных средств[11].

Потребленные ресурсы - это текущие затраты живого и овеществленного труда в виде издержек производства и обраще­ния[12].

Ресурсный и затратный методы построения системы по­казателей экономической эффективности не противоречат один другому, наоборот, при таком подходе к их определению воз­можно более глубоко исследовать движение эффективности, оп­ределить резервы и наметить конкретные пути ее повышения.

3. Эффективность производства товаров состоит в ис­пользовании минимального количества ресурсов для производст­ва данного объема товаров и оказания услуг и в снижении из­держек всех резервов.

Второй показатель эффективности (из трех, названных выше) является сквозным, который используется при ее оценке по отрасли, различным сферам и в целом по экономике страны.

Эффективность в сфере экономики - воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы вос­производства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов.

Отсюда очевидна необходимость изучения эффективности применительно к воспроизводству в целом и его отдельным фа­зам во всех сферах национальной экономики и на уровне хозяй­ствующих субъектов.

Эффективная работа предприятий способствует обеспече­нию эффективности общественного производства. Она (эффек­тивность) достигается тогда, когда невозможно перестроить ис­пользование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара[13]. В другой редакции - для достижения эффективности не­обходимо отсутствие возможности получения дополнительных выигрышей путем перераспределения ресурсов или обмена на­личными продуктами между потребителями. В данном случае изложена теоретическая посылка, и достижение такой ситуации на практике невозможно.

1.2. Отечественные и зарубежные подходы к анализу деловой активности

Эффективность использования предприятием своих средств характеризуют различные показатели деловой активности. Следует подчеркнуть, что в экономической литературе единой методики анализа оценки деловой активности не существует, в группу показателей деловой активности входят показатели оценки оборачиваемости активов, коэффициенты использования активов или коэффициенты управления активами, а также показатели оценки результатов хозяйственной деятельности. Рассмотрим систему показателей, характеризующих деловую активность производственного предприятия в табл. 1 (прил. 1.). Исследования показывают, что наименования и порядок расчета показателей в литературе отличаются. Следовательно, авторам следует уточнять расчет показателей при проведении сравнительного, факторного анализа.

На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использование оборотных активов, можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки банковского кредита. Кризис продажи произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных активов. Следовательно, необходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолженности в активах предприятия. Ускорение оборачиваемости способствует сокращению потребности в оборотном капитале (абсолютное высвобождение), приросту объемов продукции (относительное высвобождение), следовательно, увеличению прибыли. Скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, непосредственно укрепляет платежеспособность. Кроме того, увеличение скорости оборота средств характеризует при прочих равных условиях рост производственно-технического потенциала предприятия.

Ускорение оборачиваемости оборотных активов означает экономию общественно необходимого времени и высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходиться меньшей суммой оборотных активов для обеспечения выпуска и продажи продукции или при том же объеме оборотных активов увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.

В свою очередь, замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности предприятия.

Величина и скорость оборота оборотных активов определяются: масштабом деятельности организации; характером бизнеса, т.е. отраслевой принадлежностью организации; длительностью производственного цикла; количеством потребляемых видов ресурсов; системой расчетов за товары, работы, услуги; платежеспособностью клиентов; темпами роста производства и продажи продукции; долей добавленной стоимости в цене продукта; учетной политикой организации; инфляцией[14].

В условиях рыночной экономики усиливается возможность и значение исчисления и анализа частных показателей оборачиваемости, т.е. оборачиваемости по отдельным элементам оборотных активов. Это связано с тем, что скорость оборота всех оборотных средств зависит от того, с какой скоростью каждый их элемент переходит из одной функциональной формы в другую. Наиболее важными частными показателями представляются такие как оборачиваемость средств, вложенных в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, товары. Чем выше скорость продажи запасов, тем более ликвидной становится структура баланса. Положительно влияет на деловую активность предприятия сокращение среднего срока погашения дебиторской задолженности за продукцию (векселя полученные).

В результате такого анализа выявляется, какое количество оборотов совершил в течение аналогичного периода капитал, вложенный в ту или иную материально-вещественную форму, то есть сколько раз он возмещался предприятию при продаже продукции.

Критерием эффективности использования оборотных активов (деловой активности) может быть относительная минимизация авансируемых оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких производственных (объем производства, ассортимент, качество продукции) и финансовых (прибыль, доход) результатов деятельности предприятия.

Исходя из указанного критерия, эффективность использования оборотных активов может характеризоваться системой показателей: коэффициентом опережения темпов роста объема продукции над темпами роста остатков оборотных активов; увеличением объема продажи продукции на 1 руб. оборотных активов; относительной экономией (дополнительным увеличением) оборотных активов; ускорением оборачиваемости оборотных активов. Расчеты производятся на основании плана предприятия, формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В отношении приемов оценки деловой активности большинство авторов придерживаются схожих взглядов, в то же время объект оценки деловой активности является предметом дискуссии в научных кругах. В связи с этим определенный интерес представляет проведение сравнительного анализа различных методов оценки деловой активности коммерческой организации.

Сравнение различных методов оценки деловой активности позволит выявить:

- во-первых, наиболее существенные общие положения в известных подходах;

- во-вторых, положительные и отрицательные стороны различных взглядов с целью их дальнейшего использования при разработке оригинальных положений оценки деловой активности.

В трудах многих зарубежных специалистов по бухгалтерскому учету, финансовому менеджменту, аудиту и экономическому анализу встречается термин «деловая активность» с изложением методических вопросов ее оценки. При этом следует отметить, что западная экономическая литература существенно отличается от отечественной. Во-первых, она менее теоретизирована, зато наполнена практическим содержанием, конкретными примерами и опытом деятельности фирм и компаний. С одной стороны, это подчеркивает актуальность прикладных вопросов учета и анализа и открывает пути их решения, с другой стороны, – недостаточно раскрывает сущность изучаемых явлений и процессов, создает дефицит определений и формулировок. Во-вторых, наблюдается тесная увязка излагаемого материала с функционированием развитого рынка ценных бумаг. Исходя из этого, формируются оценочные показатели, коэффициенты, строится экономическая политика фирм, прогнозы их развития. В нашей стране фондовый рынок еще не достаточно развит, что должно учитываться при переносе зарубежного опыта на отечественные предприятия.

Британские ученые Д. Стоун и К. Хитчинг рассматривают коэффициенты деловой активности как «характеристики эффективности управления портфелем активов компании». Интересно, что к слову «коэффициенты» авторы делают приставку «управленческие и информационные» что, видимо, подчеркивает их важную роль в принятии управленческих решений, а также информационную функцию этих индикаторов. Коэффициенты деловой активности структурированы в виде ключевых показателей и представляют двухфакторную детерминированную модель зависимости рентабельности активов от оборачиваемости капитала и рентабельности продаж. По мнению авторов, рентабельность активов – главный показатель эффективности менеджмента, следовательно, и является ключевым индикатором деловой активности организации. Коэффициент оборачиваемости активов – «основной показатель эффективности хозяйственной деятельности».

Надо сказать, что практически все западные и большинство отечественных ученых в своих работах приводят эту модель, разработанную фирмой Дюпон как демонстрацию дилеммы между оборачиваемостью и рентабельностью при решении задачи повышения рентабельности активов, а следовательно, искусства управления.

Профессор Вирджинского университета Р. Холт также акцентирует внимание на показателях эффективности производственной деятельности, которые, по мнению автора, «измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы». В эту группу показателей Р. Холт включает прибыльность продаж, валовую прибыль, оборачиваемость активов, доходность активов, доходность капитала, прибыль на акцию, показатели выплаты дивидендов и покрытия процентов[15]. Заслуживает определенного внимания выделение автором коэффициента обеспеченности темпа устойчивого роста за счет внутренних источников. Данный показатель, характеризующий способность компании к наращиванию активов за счет внутренних источников, вполне может рассматриваться как один из индикаторов деловой активности организации, фактор повышения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.

По нашему мнению, позиции Д. Стоуна, К. Хитчинга, К. Бригхэма, Р. Холта относительно оценки деловой активности в целом сходны и заключаются в оценке эффективности использования активов, преимущественно, через их оборачиваемость и рентабельность.

К. Хеддервик в своей книге «Финансово-экономический анализ деятельности предприятий» деловую активность выделяет в отдельную главу, в рамках которой рассматривается оборот (товарооборот) компании, оборот на одного работника, оборот на авансированный капитал, оборот на запасы, а также оборот по видам деятельности и рынкам сбыта. Данный метод оценки деловой активности во многом схож с предыдущей, однако некоторые качественные отличия все-таки имеются;

- во-первых, анализируются не только коэффициенты оборачиваемости, но и величина оборота. При этом автор настоятельно рекомендует анализировать динамику оборота не только в текущих, но и в измененных ценах. Он подчеркивает: «чтобы определить реальные изменения оборота, необходимо учитывать соответствующие изменения цен».

- во-вторых, в рамках оценки деловой активности рассматривается производительность труда, то есть оценка деловой активности по К. Хеддервику есть не только оценка эффективности использования активов, но и трудовых ресурсов, что принципиально важно.

- в-третьих, автор рассматривает оборот по видам деятельности и рынкам сбыта. При этом под видами деятельности подразумевается отраслевая специфика бизнеса – производство, торговля, гостиничное обслуживание, нефтепереработка.

Таким образом, данный метод оценки деловой активности является более обоснованным и привлекательным, несмотря на наличие некоторых недостатков.

Доктор Гарвардской высшей школы бизнеса, Президент корпорации «Grown Zellerbach Corporation» Э. Хелферт относит оценку деловой активности к сфере ключевых показателей текущей производственной деятельности. Между тем автор демонстрирует достаточно интересный подход к анализу деловой активности с различных точек зрения, а именно менеджеров, владельцев, заимодавцев. Так, с точки зрения менеджеров организации, анализ деловой активности проводится через оценку эффективности и прибыльности производственной деятельности и эффективности использования ресурсов. С точки зрения собственников, необходимо анализировать доходность акционерного капитала, характер распределения прибыли, а также рыночные показатели. Наконец, заимодавцы заинтересованы в получении информации о ликвидности фирмы, финансовом леверидже и обслуживании долга. Таким образом, оценка деловой активности, по мнению Э. Хелферта, должна прояснить, «насколько эффективно менеджеры используют активы, доверенные им собственниками». Следовательно, оценка деловой активности показывает работу менеджеров. Субъектами же могут выступать как менеджеры с целью оценки собственной деятельности, так и собственники, являющиеся владельцами активов. Что касается показателей деловой активности, то для менеджеров ими являются оборачиваемость и доходность активов. Для собственников деловая активность будет измеряться ставкой доходности собственного капитала, денежным потоком на акцию, коэффициентом выплаты дивидендов, соотношением дивидендов и активов и другими индикаторами, отражающими способность фирмы удовлетворять интересы собственников. Таким образом, отличительной чертой метода Э. Хелферта является оценка деловой активности с различных точек зрения, что расширяет возможности анализа, способствует принятию взвешенных управленческих решений разными пользователями отчетности[16].

Дж. К. Ван Хорн применяет методику оценки деловой активности к рассмотрению вопроса о внешнем финансировании. По его мнению, результатом всех аналитических процедур должно быть определение потребности в финансировании, после чего руководство фирмы может приступить к переговорам с потенциальными инвесторами и кредиторами. Оценка деловой активности, с позиции Ван Хорна, – это оценка способности компании привлечь финансовые ресурсы на внешних рынках. При этом Ван Хорн выделяет четыре группы показателей: ликвидности; удельного веса заемного капитала; рентабельности; обеспеченности процентов по кредитам[17].

Принципиально иной метод оценки деловой активности можно найти в трудах профессора Парижского университета Жака Ришара. Ученый исходит из того, что для успешного функционирования предприятие должно иметь в любой момент равновесие между двумя видами сегментов или между двумя видами областей стратегической активности:

– сегментами ускоренного роста, когда значительная часть прибыли капитализируется, то есть происходят крупные инвестиции;

– сегментами, которые достигли этапа зрелости или же перешли этап падения, порождая приток денежных средств.

По мнению Ж. Ришара, необходимо финансировать сегменты ускоренного роста при помощи денежных потоков, возникающих из безинвестиционных сегментов. Автор подчеркивает, что «цель оценки деловой активности состоит в определении того, имеет ли предприятие весь набор сегментов стратегической активности, соответствующим образом структурированной для достижения финансового равновесия».

Итак, по мнению французского ученого главный критерий деловой активности – финансовое равновесие сегментов бизнеса на основании их роста и рентабельности. На наш взгляд, позиция Ж. Ришара является наиболее последовательной и принципиальной. Она учитывает современные тенденции сегментирования бизнеса и, в определенной степени, подчинена теории жизненного цикла.

Отечественные ученые в своих работах также рассматривают методические вопросы оценки деловой активности. Основное внимание уделяется исследованию уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Далее эти коэффициенты разделяются на общие показатели оборачиваемости и показатели управления активами.

Разные авторы выделяют различные показатели, которые на их взгляд требуют наиболее пристального внимания. Однако большинство из них по сути отождествляет оценку деловой активности и анализ оборачиваемости активов и обязательств.

Профессор А.Д. Шеремет и Е.В. Негашев предлагают десять коэффициентов деловой активности, представляющих соотношение выручки и разного рода активов, а также кредиторской задолженности и собственного капитала[18].

В.В. Бочаров отмечает, что «деловую активность измеряют с помощью количественных и качественных критериев». В свою очередь количественные критерии, по мнению автора, характеризуют абсолютными и относительными показателями. Качественные критерии – это широта рынков сбыта, деловая репутация организации, наличие постоянных поставщиков и покупателей. Среди абсолютных количественных показателей В.В. Бочаров выделяет объем продаж, прибыль, величину авансированного капитала. Относительными показателями «можно представить системы финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости активов, собственного и заемного капитала»[19].

При помощи качественных показателей наиболее комплексно деловая активность отражена в логике проведения анализа инвестиционной привлекательности в подходе Л.И. Ушвицкого. За основу методики анализа он выделил пять блоков. Это оценка положения на рынке, которая, в свою очередь, характеризуется следующими факторами: длительностью работы на рынке, наличием конкуренции, диверсификацией продукции, долей рынка, сезонностью. Это оценка деловой репутации, которая характеризуется следующими факторами: отзывами в средствах массовой информации, отзывами партнеров по бизнесу, наличием задолженности по оплате труда, репутацией качества продукции. Оценке зависимости компании от крупных поставщиков и покупателей присущи следующие факторы: зависимость от крупных поставщиков и покупателей, доля денежных расчетов с покупателями, длительность хозяйственных связей. Оценке акционеров компании присущи следующие факторы: информация о составе акционеров, информация об акционерах, характер участия акционеров в управлении, конфликты между акционерами и/или руководством, распределение пакетов акций, критерии уровня руководства, устойчивость управленческого состава, нормативная база компании, организация планирования, конфликт с налоговыми и другими государственными органами и трудовым персоналом.

В дальнейшем методика Л.И. Ушвицкого получила развитие в трудах Д.А. Ендовицкого и В.Е. Соболевой в подходах к оценке инвестиционной привлекательности компании. Данную методику используют как одну из составляющих комплексного анализа и рассчитывают итоговую «оценку-ориентир»[20].

Г.В. Савицкая также является сторонником метода оценки деловой активности на основе оценки оборачиваемости средств организации. Она, в частности, отмечает, что «оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью и является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность». При этом автор подчеркивает, что в процессе оценки необходимо детально изучить скорость оборота капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление или ускорение движения средств[21].

Глава 2. Фактическое состояние деловой активности и экономической эффективности деятельности ООО «Строительная компания ДНК»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Строительная компания ДНК»

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания ДНК» зарегистрировано Администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда распоряжением № 344 от 30.07.2000 г. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Форма собственности ООО «Строительная компания ДНК» – частная.

Фирменное наименование общества «Строительная компания ДНК».

Полное: общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «ДНК».

Сокращенное: ООО «СК ДНК».

Местонахождение: 400127, г. Волгоград, ул. Студеная, 3.

Данное предприятие является коммерческим, поэтому основной целью его деятельности является получение прибыли. Для достижения данной цели предприятие занимается следующими видами деятельности: строительно-монтажные, строительно-восстановительные, реставрационные и другие виды строительных работ; производство строительных материалов и конструкций; инвестиционная деятельность; оптовая и розничная торговля строительными материалами и т.д.

ООО «Строительная компания ДНК» создано для осуществления функций заказчика и подрядчика по строительству объектов на территории Волгоградской области, финансируемых из бюджетов разных уровней в целях удовлетворения потребностей населения и организаций Волгоградской области и получения прибыли

Предметом деятельности предприятия являются:

- подрядная деятельность в строительстве (выполнение строительных, отделочных и других работ);

- торгово-закупочная и посредническая деятельность;

- функции заказчика и ведение технического надзора за качеством строительства;

- организация тендеров и проведение подрядных торгов;

- оценка рынка и участие в подготовке конкурсов, аукционов.

Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Организационная структура ООО «Строительная компания ДНК» представлена на рис. 2.

ООО «Строительная компания ДНК», является хозяйственным обществом, действующим в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом, требования которых обязательны для исполнения всеми органами ООО «Строительная компания ДНК» и его участниками.

-2

Рис. 2. Организационная структура управления ООО «Строительная компания ДНК».

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-3