Найти тему

Что может рассказать скульптура на фасаде? Геба, орел и Приап

Оглавление

Возможно, самый неприличный барельеф старой Москвы уже 200 лет украшает дом, который сейчас занимает Союз женщин России. Вряд ли хозяйки здания подозревают, что там на самом деле изображено.

Смысл большинства скульптурных групп на стенах зданий — ускользает от прохожих. А я давно пытался эти сценки разгадать: что это за истории? о чем молчат каменные москвичи в одеждах древних греков?

Кое-что получается выяснить! Особенно мне помог текст защищенной несколько лет назад диссертации С. М. Царевой.

Фотография автора
Фотография автора

На фоне всадника

Знакомьтесь, Глинищевский переулок, дом 6, 1780-е (фасадная скульптура — первой трети XIX века). Синий дом в стиле классицизм, о двух этажах под маленьким фронтоном, выглядит так же, как и двести лет назад, при Пушкине. Прибавилась лишь темная мемориальная доска с горельефом. Одна фигура — это сам Александр Сергеевич, вторая — его польский собрат по перу. Между поэтами, на заднем плане, вырисовывается Медный всадник. Впрочем, поэма под таким заглавием еще не была создана в то время, когда Пушкин и Адам Мицкевич в последний раз беседовали — здесь, в гостинице «Север», дом Обера, 29 марта 1829 года.

Мемориальная доска, фотография автора
Мемориальная доска, фотография автора

Ниже — стихи:

«Он говорил о временах грядущих,
когда народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся» А. Пушкин
“Znali się z sobą, niedlugo lecz wiele —
I od dni kilku juź są przyjacele” A.Mickiewicz

В поэтическом переводе на русский язык эти строчки звучат таким образом:

«Хоть встретились немного дней назад,
Но речь вели, как с братом брат»

Мемориальную доску в 1956 году (скульптор Михаил Мильергер)

Орел и Геба

Теперь посмотрим на второй этаж! Там, в надоконных нишах, со времен Пушкина и Мицкевича белеют рельефы.

Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»
Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»

Первый сюжет — самый простой, перекликается с хрестоматийными стихами о грозе в начале мая:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Когда я был мал, это четверостишие казалось лишним, сейчас — кажется гениальным. Если орлиный Зевс — бог грома, то его дочь, богиня юности и свежести, разносит олимпийцам чаши с бессмертным нектаром. По Тютчеву, вместе с весенним ливнем и Зевесовой грозой Геба вдруг опрокинула эту живительную мощь на землю, к смертным.

Но возвратимся к нашей скульптуре! Взрослая женщина, держащая орла — это, наверное, мать маленькой богини, олимпийская царица Гера. Когда девица с чашей подрастет, ее выдадут замуж за Геракла.

Твердость и Милосердие

Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»
Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»

Еще один сюжет, который чередуется с кормлением орла — аллегория Твердости и Милосердия. «Милость» — женщина верхом на льве или с лавровой ветвью в руках, а «Твердость» или «Постоянство» — это фигура, которая опирается на колонну. Так говорит популярный в те времена «Иконологический лексикон». В нашем случае все эти символы слились в один синкретичный образ.

Такая пара чередующихся барельефов — Геба с орлом и Твердость — украшает в Москве целых три фасада: Яузская улица, 11, Малый Палашевский переулок, 7 и этот, Глинищевский, 6.

Однако это еще далеко не все!

Эрот и Приап

Помимо Твердости, здесь есть еще «Жертвоприношение Приапу» — богу, который отвечал за плодородие.

Фотография автора
Фотография автора

Этот рельеф есть в полукруглых нишах в крыльях дома. Среди дерев, буйных трав и рогов изобилия пылает жертвенник-треножник. Точно по центру композиции — мужчина с постаментом вместо ног: выходит, мы видим скульптуру скульптуры. Обнаженная женщина приобняла этот идол, загородив собственным телом то, что демонстрировать нельзя… особенно на городских фасадах. Идол Приапа «охранял» от воришек сады и даже по меркам античности был непристоен.

Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»
Фотография из книги Андрея Мархотина «Москва в деталях»

Ирония судьбы: дом с «Жертвоприношением Приапу» с 1975 года занимает главная женская организация страны… правда, я думаю, смысл в советское время значение барельефа не знал никто. Да и сейчас знают единицы.

Рядом же, в небольших тондо, белеют не совсем для меня ясные рельефы с женщинами и младенцами. Судя по крылышкам, ребенок должен быть Эротом, однако Афродита ли — с ним рядом? В одном из вариантов барельефа женщина одной рукой держит весы, другой — что-то похожее на меч; я бы без колебаний счел эту даму Фемидой, если б еще и глаза были завязаны.

Фотография автора. Прошу прощения за качество, но лучшей пока нет
Фотография автора. Прошу прощения за качество, но лучшей пока нет

Но она — зрячая, да и легко ли найти связь между эросом и правосудием? В доступной мне литературе эти маленькие рельефы не объяснены.