Жила-была в Русском царстве красна девица Прасковья Салтыкова: капризная, гордая, малограмотная, но красивая. Ждала она красна молодца: сокола ясного, в которого влюбится и умчится с ним на край света на белом коне. А как исполнилось ей 19 лет, выдали ее замуж, да не по хотению, а по принуждению: с царем-батюшкой Иоанном насильно обвенчали. А царь-то был ненастоящий: соправитель только, да и то чахлый весь - вот-вот загнется! Не сокол ясный, как хотелось девице. Ох и лютовала Прасковья: каблучками стучала, спуску болезному мужу не давала, как старуха своего старика в сказке о рыбаке и рыбке изводила, да все без толку. Мужу всё нипочем было!
Долго ли, коротко ли, но родила царица Иоанну трех дочерей: старшую Катеньку - свет очей ее прекрасных, среднюю Аню - ни рыбу ни мясо, младшую Прасковью - пить-дать, Иванушку-дурачка в женском платье. А там и слабоумный супруг на погост отправился. "Эх, - решила строптивая царица, - заживу теперь на харчах царских, царю Петруше угождать буду, да с Васей-стольником роман закручу!"
Примерно так началась бы присказка, если история жизни царицы Прасковьи была сказкой. Но настоящая жизнь куда интереснее, правда?
Прасковья Салтыкова
Прасковья родилась в Москве глубокой дождливой осенью 1664 года. Ее отец Федор Салтыков был стольником и правнуком Михаила Салтыкова, поддержавшего поляков в период Смуты, поэтому после воцарения царя Михаила Романова переселился с семьей в Польшу. Федор же присягнул на верность русскому государю, стал воеводой в Енисейске и вернулся в Москву, когда царевна Софья начала искать невесту для своего брата Иоанна. О матери Прасковьи известно только, что ее звали Екатерина. Она была первой супругой Федора, а после ее смерти он женился на некой Анне Татищевой. Несмотря на предательство Михаила Салтыкова, на Федоре и его детях (у Прасковьи были две сестры и брат) это не отразилось. Род был знатный, поэтому Софью измена их предков не покоробила.
Прасковья была воспитана в традициях Домостроя, как истинная боярыня. Она плохо владела грамотой и не знала никаких наук, да это ей было и не нужно. Девочку растили быть женой, слушаться мужа, рукодельничать и бояться Бога. Однако сама Прасковья с детства проявляла жесткий, непослушный характер, была себялюбивой и надменной. О том, что дочь может стать царской женой, отец после предательства прадеда не помышлял, поэтому с ее дурным нравом мирился.
Смотрины невест
Традиция устраивать смотрины в нашу страну пришла из Византии. В каком-то роде она напоминала современный конкурс красоты: девушки должны были быть здоровыми, молодыми, красивыми, высокими и плодовитыми (это качество определялось по их матерям - сколько детей родили, сколько из них выжило), также изучались их близкие родственники (здоровы ли, какие родственные связи имеют, нет ли в семье тяжелых заболеваний). При этом на знатности упор не делался. Невесты созывались со всех концов страны при помощи специальной грамоты. Их осматривали бояре, которые распределяли, кто пройдет в следующий тур, а кто поедет восвояси домой. Выбранные из общей массы невесты отправлялись на смотрины к царю.
По указу Ивана Грозного, как в сказке про Золушку, родителям, которым придет грамота, нельзя было утаивать и прятать от бояр девушек детородного возраста. Тех, кто пытался укрыть от царских смотрин дочь, ждала смертная казнь.
Вот на таких смотринах и побывала статная 19-летняя Прасковья - обладательница длинных роскошных кос. Именно ей, не без вмешательства Софьи, 17-летний царь Иоанн вручил заветное колечко и платок - символы избрания ее будущей царицей Романовой.
- Прасковья была взбешена. Выйти замуж за слабоумного царя, который немощен духовно и физически? В расцвете своих лет? Ну уж нет! Она любви и счастья хочет! А не влачить жалкое существование из-за безвольного чудака в царском одеянии!
По свидетельству дипломата Хильдебрандта Горна, своенравная девушка прямо на смотринах объявила, что замуж за слабоумного царя не пойдет и лучше умрет. Нового предательства Федор Салтыков после забытой истории с прадедом в своей семье терпеть не собирался, поэтому заставил Прасковью повиноваться.
Свадьба Прасковьи и Иоанна
Венчание молодых состоялось в январе 1684 года. Таинство совершил патриарх Московский и всея России и северных стран Иоаким. Сразу после свадьбы новобрачных отвели в опочивальню, а наутро постельничий забрал у них сорочки и простыни, чтобы проверить, совершилась ли между супругами первая брачная ночь и целомудренна ли невеста. Такая постыдная традиция в Русском царстве вскоре исчезла благодаря Петру I, соправителю Иоанна V.
Пожалуй, стоит немного прояснить ситуацию, которая происходила в Русском царстве в рассматриваемый период времени.
После смерти царя Алексея Тишайшего в 1676 году престол занял его сын от первого брака Федор III. Алексей был женат дважды: в браке с Марией Милославской у него родилось тринадцать детей, а в супружестве с Натальей Нарышкиной - трое. После кончины Федора в 1682 году престол, по идее, должен был перейти к 15-летнему Иоанну, сыну Алексея от Марии Милославской, однако из-за его болезненности вышла заминка и престол в ходе дворцового переворота занял 10-летний Петр, сын царя от Натальи Нарышкиной. Точнее, переворот организовали Нарышкины при поддержке того же патриарха Иоакима, Петр для этого был еще мал. Стрельцы, возмущенные тем, что нарушен порядок престолонаследия, подняли восстание. По их требованию Иоанн и Петр стали царями-соправителями, а София - их сестра по линии Милославских - регентом при них.
Именно поэтому 24-летней Софье так нужен был брак Иоанна и Прасковьи. Царевна надеялась, что Салтыкова родит наследника, который будет отличной заменой слабоумному Иоанну и позволит сослать Петра в монастырь, а она станет регентом при новорожденном малыше. Однако царевна просчиталась.
Прасковья детей не рожала, а годы шли! Пять лет спустя царица родила дочку Марию. Тут Нарышкины снова активизировались: вторая супруга Алексея Наталья женила Петра на Евдокии Лопухиной.
- Софья запаниковала: теперь у приближающегося к совершеннолетию Петра тоже мог родиться наследник! А это означало крах всех ее притязаний на престол! Липкий страх стал спутником ее жизни.
У Петра действительно через год родился наследник Алексей, а у Прасковьи с Иоанном появилась на свет вторая дочка Феодосия, однако это на судьбу царевны уже не повлияло. Петр низложил ее еще до рождения сына и стал полноправным правителем Русского царства при номинальной власти своего соправителя Иоанна.
Жизнь Прасковьи в браке
Первенцы Прасковьи Мария и Феодосия умерли в младенчестве. В качестве утешения после их смерти Господь послал супругам дочку Екатерину. Прасковья души не чаяла в девочке, которую назвала в честь своей матери, и всю свою нерастраченную любовь отдала ей. Через несколько лет после Кати родились Анна и Прасковья, однако этих дочек царица невзлюбила сразу и считала их обузой для себя.
Семейная жизнь Прасковьи протекала буднично. Она ходила на все службы в церковь, как ее приучили в детстве родители, подавала милостыню нищим, делала пожертвования монастырям, ездила на поклонение к иконам, общалась с богомольцами и рукодельничала. Большего она, в принципе, не умела. С хозяйством царица была на "вы", всеми делами заведовал Постельный приказ. На 12 году супружеской жизни скончался Иоанн и женщина с тремя дочками на руках осталась одна.
Любовь к стольнику
После смерти Иоанна Петр I отдал царице и ее дочерям усадьбу Измайлово - резиденцию своего отца в Москве, а в 1701 году отправил к ней сержанта Василия Юшкова, который должен был стать ее стольником и помочь Прасковье вести большое хозяйство. В последующем Юшков находился при ней почти до конца ее жизни.
- Василий был младше Прасковьи на 13 лет. Но царица, увидев его, почувствовала трепет в сердце. В животе запорхали бабочки. Не любившая Иоанна и выданная замуж насильно, она жаждала познать любовь. Очень быстро царица доверила ему все свои секреты и стала дарить дорогие подарки. Наконец настал день, когда она потеряла голову: Василий стал ее фаворитом. Как относились к ее роману младшие дочери, ее не волновало. Только Катю она старалась оградить от лишней информации. Да и девочкам было не до того: они постигали иностранные языки, историю, географию, русский язык - положение обязывало царевен учиться.
Госпиталь для нищих и ханжей
Между тем, Петр взял курс на европеизацию страны и затеял строительство Петербурга. При этом он любил наведываться в гости к Прасковье, которая вертелась как уж на сковородке, стараясь угодить царю. Она принимала все его государственные преобразования, участвовала в развлекательных забавах и ассамблеях. Петру это льстило, поэтому он часто проводил время в Измайлово вместе со всей своей свитой. Он устраивал у царицы шутовские свадьбы, маскарады и многодневные пиры.
- Прасковья в развлечениях царя принимала непосредственное участие. Она могла облачиться в открытые немецкие платья, надеть любые шутовские костюмы, несмотря на свою религиозность и приверженность к русским нарядам, много пила и исполняла любые капризы и смехотворные идеи деверя.
В усадьбе царица устроила приют для странников, калек, нищих, гадалок и прорицателей, на долгие годы поселила у себя выжившего из ума подьячего Тимофея Архиповича, который выдавал себя за святого старца и ясновидящего. В Измайлово вереницей тянулись люди, которые думали, что он может предсказать им будущее или помолиться за них. Сам подьячий же, окруженный ореолом славы, отвечал просителям грубо, выпивал и ошибался в предсказаниях. Так средней дочке царицы Анне он предсказал, что она станет монахиней Анфисой (она стала императрицей), а младшей Прасковье говорил, что она будет женой короля и многодетной матерью (она вышла замуж за военного и родила всего одного ребенка). Царица же поощряла "старца" и радовалась, что у нее есть собственный юродивый.
Петру религиозное помешательство царицы не нравилось, поэтому во время его визитов всех нищих и выживших из ума странников прятали по чуланам и амбарам. Однако царь был не глуп и знал о манипуляциях Прасковьи.
«Двор невестки - госпиталь уродов, ханжей и пустосвятов», - говорил он.
Переезд в Петербург
Когда дочери выросли, царице пришлось вместе с ними и возлюбленным Василием переехать в Петербург. На дворе стоял 1708 год. Она не хотела жить в строящемся городе, однако не смела ослушаться Петра. У царя на ее дочек были свои далекоидущие планы. Прасковья раболепно их исполняла.
Через два года по велению Петра дочь Прасковьи Анна была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха. Женой Фридриха должна была стать Катя, однако царица не хотела отпускать любимицу в Курляндию и упросила Петра заменить невест. Через шесть лет женщине все-таки пришлось расстаться с Катей - Петр выдал ее замуж за герцога Карла Мекленбург-Шверинского, молодые поселились в Мекленбурге. Любимица уехала и царица затосковала.
Между тем, Петр хотел, чтобы она часто ездила в Ригу к овдовевшей дочери Анне, которую она третировала каждый свой приезд, а заподозрив ее в связи с гофмейстером Петром Бестужевым, люто озлобилась на нелюбимую дочь и прокляла ее.
Лицемерие царицы. Расправа
С годами жесткий властный характер Прасковьи становился суровее. Угодлива она была только с царем и лицами царской фамилии, а богомольна только со священнослужителями. Остальным приходилось несладко. Она вернулась в Измайлово, часто болела, пристрастилась к выпивке, сильно располнела, стала злой и раздражительной. Поездки на воды ей не помогали. Дочке Прасковье приходилось с матерью очень тяжело.
На 56 году жизни у царицы начались проблемы с ногами, она почти не ходила и много времени проводила в постели, однако со своим любимым фаворитом связь не прекратила. Поездки в Петербург по первому зову Петра тоже продолжились.
Два года спустя, когда в Москву к матери вернулась сбежавшая от мужа Екатерина с маленькой дочкой, случилась история, которая повергла в ужас всех домочадцев Прасковьи.
Фаворит царицы Василий был нечист на руку, как и все, кто служил у Прасковьи, не разбирающейся в хозяйственных делах. Приказчики безбожно воровали и скрывали доходы с ее имений, а Василий, пользующийся слепой любовью старой царицы, вел себя со всеми нагло и свысока. Один из подьячих Василий Деревнин выкрал зашифрованное письмо царицы к фавориту и решил его шантажировать им. Однако Юшков был не прост: он велел схватить Деревнина и пытать до тех пор, пока тот не сознается в краже и не отдаст письма.
Подьячего едва не убили, однако тут в Измайлово приехал Петр. Юшков испугался, что царь узнает о его самоуправстве и велел временно отпустить Деревнина. Пока Петр гостил в Москве, подьячий сбежал. После отъезда царя Юшков придумал историю, что Деревнин выкрал царскую казну и бежал, поэтому к его поискам подключились обер-полицмейстер и полиция.
Начались допросы родственников подьячего, в ходе которых выяснилось о письме, в котором могли скрываться не только амурные дела Василия и Прасковьи, но и козни против царя, поэтому за дело взялась Тайная канцелярия. Деревнина арестовали. Однако как не пыталась Прасковья вытащить его из камеры, чтобы расправиться с воришкой самостоятельно, у нее это не вышло. Поэтому царица была доставлена в камеру подьячего на носилках (ходить она перестала окончательно) и жестоко избила его палкой. Этого ей оказалось недостаточно. Она попросила своих сподручных жечь его лицо свечами, а после облить его горькой и поджечь. К счастью, вовремя подоспела помощь и Деревнина спасли. Петр, узнав о случившемся, лично разобрал дело, наказал тех, кто чинил самоуправство над Деревниным, а Юшкова весной 1723 года сослал в Нижний Новгород (в зашифрованном письме царицы и фаворита не было ничего криминального, однако обнаружились его нехилые растраты и кражи).
- Прасковья плакала, умоляла Петра не наказывать ее возлюбленного. На старости лет ей не хотелось оставаться одной. Однако Петр на этот раз навстречу царице не пошел, отрезав, что такой казнокрад-фаворит женщине не нужен. Василий ее не любил, а использовал.
Послесловие
Через полгода после этих событий Прасковья, лишенная общества любимого фаворита, вконец захворала. 12 октября она худо-бедно отпраздновала свой 59 день рождения, а на следующий день преставилась. Перед смертью она успела отправить письмо своей дочери Анне, с которой была в ссоре, и милостиво ее простила (не попросила прощения за то, что прокляла ее, а с царского плеча простила грехи средней дочери перед ней).
Младшая дочка Прасковья, нещадно понукаемая царицей при жизни, после смерти матери вздохнула, наконец, свободно и вышла замуж за любимого, а старшая дочь Екатерина стала единственной, кто пролил по ней горькие слезы. Фаворит Василий вернулся из ссылки после смерти Петра и прожил еще полтора года.
Какие эмоции разбудила в вас судьба Прасковьи Салтыковой? Сложилась бы ее жизнь иначе, если она вышла замуж по любви? Или строптивый характер все равно привел бы ее к тому же итогу?