Путешествия не обязательно должны быть далекими, главное, чтобы они были интересными, а еще лучше захватывающими. Сегодня нас ждет именно такое. Не покидая пределов Москвы, мы переместимся на 120 лет назад и окажемся в действующем паровозном депо!
Локация
Если приехать во 2-й Амбулаторный проезд или на станцию «Красный Балтиец» МЦД-2, то преодолев несколько десятков ступеней и пару сотен метров над железнодорожными путями, можно оказаться… в прошлом. И это не шутка, не обман зрения, слуха или обоняния. Между «Красным Балтийцем» и Вторым Амбулаторным проездом на самом деле есть машина времени, отправляющая всех желающих на 123 года назад, во время, когда эти территории еще даже не были Москвой, а сама она не являлась столицей. Что это за удивительное место? Действующее паровозное депо «Подмосковная»!
Это сейчас соседством с железной дорогой никого не удивишь. Бесстыковые пути, практически бесшумные локомотивы на электротяге… В столице сегодня в непосредственной близости от оживленных железнодорожных магистралей строят даже ЖК бизнес-класса. А вот раньше такого соседства старались избегать. Дым, пар, пыль, зола, копоть, бесконечные свистки и всепроникающий запах креозота. О приближении к железной дороге еще какой-нибудь век назад горожанину сначала сообщали органы слуха и обоняния, и уж в последнюю очередь зрение.
Наше знакомство с Подмосковной тоже началось со звука. Точнее протяжного паровозного гудка, который ни с чем не спутать и который проник даже через закрытые окна припаркованного автомобиля. Его источник предстал перед нами во всей красе буквально через 3 минуты. Именно столько времени потребовалось на то, чтобы подняться по лестнице, и оказаться на высоте 10 метров над железнодорожными путями и увидеть на фоне сошедшей с дореволюционной открытки станции Подмосковная самый настоящий раскочегаренный паровоз. Что этот раритет делает в столичном районе Аэропорт и откуда взялись эти исторические декорации?
Привет из позапрошлой жизни
Станция Подмосковная – это наследие даже не советского, а еще имперского прошлого нашей страны, и история этого места интересна сразу с нескольких точек зрения. Своим появлением на свет она обязана последнему российскому императору Николаю II, точнее не только она, но и вся Московско-Виндавская линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Что это за диковинное направление?
На самом деле все просто. Виндава – это Вентспилс – город и порт на побережье Балтийского моря. Зачем императору понадобилось строить туда новую железную дорогу? Для того, чтобы сделать внешнеэкономические связи более устойчивыми. На северо-западе страны на Балтике у империи уже был крупный морской порт (Санкт-Петербург, разумеется), но у него до появления мощных ледоколов был один, но очень серьезный минус: каждую зиму на несколько недель, а то и месяцев он оказывался заблокирован льдами. Глубоководный Вентспилс был этого недостатка лишен и, протянув к нему из Москвы железнодорожную линию, государство получало возможность проводить экспортно-импортные операции на этом направлении в любое время года.
Строительство линии, проложенной через Волоколамск, Ржев, Великие Луки и Елгаву (минуя Ригу) началось в 1898 году. Торжественное открытие состоялось уже через три года (недосягаемая для современных строителей скорость), но не без оговорок. Со сдачей Виндавского вокзала (через 30 лет его переименуют в Балтийский, потом в Ржевский, и только затем в Рижский) все-таки немного опоздали. Так что некоторое время Подмосковная, как ближайшая к Москве полностью готовая станция, была на этой линии конечным пунктом. Именно отсюда 123 года назад отправился первый состав в сторону Ржева, сюда прибывали поезда из Остзейских (Прибалтийских губерний), причем пассажиры были этому обстоятельству не очень рады.
Дело в том, что Подмосковной станцию назвали не просто так. Находилась она за городской чертой, причем на приличном от нее расстоянии. Ближайшим к станции населенным пунктом было село Всехсвятское (сейчас это район Сокол), а найти извозчика до Москвы было не только непросто, но и дорого. Впрочем, неудобства продлились совсем не долго и Подмосковная приступила к выполнению первоначально возложенных на нее обязанностей.
Это была одна из крупнейших в стране сортировочных станций. Сюда со всей страны стекались товары, которые потом экспортировались на Запад. Здесь перераспределяли грузы, поступавшие из Европы и США. Товарооборот постоянно рос и уже через 8 лет после строительства Подмосковную пришлось расширять. К 1909 году архитектурный ансамбль станции и паровозного депо окончательно сформировался: здание пассажирского вокзала, здание конторы, веерное паровозное депо с поворотным кругом, ремонтные мастерские и водонапорная башня, для которой пробурили две артезианские скважины.
Во время Великой Отечественной войны на Подмосковной формировали бронепоезда для Волховского и Ленинградского фронта. Один из них прошел выдающийся боевой путь: участвовал в Выборгской наступательной операции, а войну закончил уже в Эстонии.
После войны сортировочную нагрузку взяли на себя другие станции, а на Подмосковной оборудовали крупный железнодорожный телефонный узел. Депо продолжало обслуживать и ремонтировать паровозы.
В 2008 году Подмосковная была на волосок от смерти. Власти города решили снести все относящиеся к ней здания, а на освободившейся территории построить ЖК. Спасение исторического ансамбля иначе как чудом и не назовешь. Спасибо, в том числе, активистам Архнадзора.
Пять лет городские власти думали о том, что делать с выявленным объектом культурного наследия и к 2014 году придумали, начав комплексную реставрацию территории.
Царство огня и пара
Подмосковная, словно остров, окружена железнодорожными путями. С одной стороны на Красный Балтиец по расписанию приходят электрички, с другой расположилось суперсовременное депо, где обслуживают Ласточки и Сапсаны, а буквально в 20 метрах от него за невысоким забором, как и 120 лет назад властвует его величество Пар!
Здание первого станционного вокзала, к сожалению, не сохранилось. Точнее, физически оно еще существует, но восстановлению уже не подлежит и поэтому медленно догнивает за высоким забором. Зато все остальное, что видит посетитель – мало того, что аутентичное, так еще и действующее (за исключением здания бывшей конторы и дома начальника станции). Насосы, как и 120 лет назад, поднимают из артезианских скважин воду в резервуары водонапорной станции, в депо идет плановая работа по обслуживанию и реставрации паровозов, а в механическом цеху вытачивают нужные для этого детали.
И именно это обстоятельство делает Подмосковную по-настоящему уникальной. Это не только музей, но и действующее предприятие, которое не прекращало работы даже во время реставрации объекта. К Подмосковной приписана паровозная колонна Московской железной дороги, локомотивы которой водят «Поезда Победы», снимаются в кино, возят туристов в ретропоездах.
Попав на эту станцию, ты получаешь бесценную возможность не просто посмотреть на застывшие исторические экспонаты (это можно сделать и на Рижском вокзале), но и окунуться в атмосферу вековой давности, почувствовать запах креозота, послушать, как «дышит» паровоз, заглянуть в его раскаленную топку. Невероятно увлекательный аттракцион для мальчишек и девчонок любого возраста.
Экспозиции и паровозные внутренности
Что касается музейной составляющей Подмосковной, то она очень богата. Первое, что видят посетители после покупки билетов, - это здание бывшей конторы, в которой воссоздали типичную обстановку вокзала начала XX века с кассой, почтой, телеграфом, залом ожидания и буфетом. Архитектурная доминанта всего ансамбля – водонапорная башня, как я уже говорил, она действующая, а экспозиция, размещенная в помещениях ее первого этажа, посвящена воде и ее роли в жизни железной дороги прошлого века. Рядом с башней расположен Дом начальника станции, в котором можно посмотреть на аутентичный кабинет и квартиру железнодорожного служащего. С другой стороны за путями под небольшим навесом стоит макет первого русского паровоза братьев Черепановых, или как его тогда называли, сухопутного парохода. Когда мы были на Подмосковной, то застали на первом пути прекрасно отреставрированный бронепоезд.
В 50 метрах от водонапорной башни начинается территория собственно депо. Первое, что ты видишь – поворотный круг, или трансбордер, как его называли полтора века назад – до гениальности простое и эффективное инженерное решение, позволявшее экономить и место, и рельсы со шпалами. Самое удивительное, что, несмотря на всю массивность трансбордера, привести его в движение паровозная бригада (3 – 4 человека) могла собственными силами.
От поворотного круга, как лучи от солнца расходятся пути, каждые к отдельному стойлу. Всего их тут 12, но туристов сюда не пускают, поэтому пойдем дальше, в сторону механического цеха. В одном из двух залов здесь представлены самые разнообразные станки, использовавшиеся и до сих пор использующиеся в депо, а вот в другом… В другом помимо прочего стоит паровоз в разрезе в натуральную величину! Внутренности паровоза самой массовой довоенной серии Э явили миру с благими намерениями: чтобы подсветив основные узлы и агрегаты наглядно продемонстрировать принцип действия очень эффективного для своего времени механизма.
Еще несколько лет назад по выходным с Рижского вокзала на Подмосковную приходил экскурсионный ретропоезд. Стоило это удовольствие недешево (по 1700 рублей со взрослого пассажира и 1500 с ребенка), но определенный интерес все-таки представляло, однако сейчас этого маршрута в туристическом расписании РЖД нет. Говорят, что его убрали из-за того, что в последние годы своего существования, он привлекал мало туристов, а "добил" его коронавирусный карантин. Эпидемиологические ограничения давно отменены, но никакой информации о том, вернется этот ретропоезд в расписание или нет, до сих пор отсутствует. Благо в столице это был не единственный исторический железнодорожный состав, и у тех, кто хочет не только посмотреть на сухопутные пароходы, но и оценить их в действии, такая возможность по-прежнему существует.
Подписывайтесь на мой канал и следите за новыми публикациями! Дальше будет еще интереснее!