Найти в Дзене

Для чего нужна супервизия в онлайн-школе?

С начала учебного года у нас в онлайн-школе ЕГ раз в месяц проходит супервизия под руководством профессионального психотерапевта в Балинтовской группе. Этот формат разработал психоаналитик Майкл Балинт.

Супервизия — это уникальный инструмент для регулярной профилактики профессионального выгорания и совершенствования навыков коммуникации, что очень важно для учителей, тьюторов и наставников. Особенно ценно это в работе с «трудными» учениками и в любых сложных, иногда стрессовых, ситуациях межличностного общения.

Как же это работает?

Один участник рассказывает свой рабочий кейс, остальные задают вопросы на до-понимание. Психоаналитик-ведущий следит за процессом и уточняет, что автор кейса хочет от группы. Затем автор отодвигается за круг, а группа начинает работать с кейсом, делясь своими эмоциями.

Два основных инструмента Балинтовской работы:

1. Анализ. Он выявляет незамеченные рассказчиком смыслы, значения, причины, установки, ожидания и эмоции.

2. Поддержка. Создает теплую атмосферу, помогает переносить Анализ, принять то, что вытеснялось, и повысить самоценность.

Важнейшая задача такой супервизии – помочь учителям уловить и осмыслить собственный вклад во взаимодействие с учениками. Это движение к изменению фокуса внимания от внутриличностной коммуникации к межличностной и обратно. Группа помогает разобраться в собственных чувствах и принять новые решения из своего «Я».

Игорь Алферов: «С сотрудниками Европейской гимназии мы провели пять встреч в балинтовской группе. Хоть коллектив и состоит из учителей, психологов, тьюторов, наставников и руководителей, могу отметить редкую сплочённость и высокую заинтересованность развиваться каждому и вместе со всеми. Правила балинтовской группы не всегда сразу бывают правильно понятыми, но наши педагоги очень ответственны и здесь. А истории преобразования их коммуникации с учениками и их родителями чрезвычайно удивительны и вызывают много радости.

Балинтовская супервизия развивает эмоциональную компетентность педагогов, которую они передают своим ученикам, а это помогает им всем лучше понимать друг друга и создавать эффективные отношения в жизни за пределами учёбы и работы в удовольствие и без выгорания.

Психологи и психотерапевты больше знают о супервизии и её ценности для практики и для себя лично. И очень жаль, что многие врачи, учителя и другие помогающие практики до сих пор не открыли её для себя. Техника и профессиональный инструментарий занимают в нашей работе лишь 15%, остальные 85% — это отношения. То есть гораздо важнее не что мы делаем с клиентом, учеником или пациентом, а то, что происходит между нами.

По своему опыту работы школьным психологом десяток лет назад и сейчас с педагогами Европейской гимназии могу сказать, что отношения в любом учебном заведении зачастую более эмоционально нагружены, чем в той же психотерапии. В школе нередки размытые границы и не всегда очевидны запросы от детей, их родителей и администрации (более того, эти запросы зачастую противоречат друг другу). Очень много сил теряется именно здесь. Это видно по разбираемым нами историям и подтверждает идею заботы о себе для восполнения ресурса прямо на рабочем месте, а не игнорирования постепенно накапливающегося напряжения с отчаянным ожиданием конца учебного года и надеждой волшебным образом восстановиться в отпуске.

Анна Полионова – Глава тьюторской службы: «Супервизия кейсов, не только тьюторских, но межличностных. Где вы еще найдите учителей, готовых вкладывать свое время и ресурсы в разбор взаимоотношений с учениками?

Это одновременно и тимбилдинг, и профилактика выгорания, и поддержка и существование в едином ценностном поле, и развитие педагогического мастерства. Супервизия дает ощущение плеча – когда ты не один с тем, что беспокоит, когда есть возможность разделить с коллегами и пережить все чувства и эмоции вместе.

Каждый участник в ходе постоянной работы группы развивает свою эмпатию, прокачивает «человечность» и профессионализм. Ведь учителя и наставники ежедневно работают собой.

Татьяна Шаталова – академический директор: «Балинтовская группа позволяет мне в ситуациях, как на работе, так и дома, в случае конфликта интересов и напряжённости постараться встать на место другого человека и попытаться хотя бы представить себе глубинную причину его эмоций. При этом я понимаю, что могу ошибиться и додумать не то, что есть на самом деле, однако теперь у меня есть смелость спросить: «Ты видишь картину так?». Чаще всего со мной не соглашаются, но это является стимулом для объяснения своих чувств и их причины, а не просто выплеска эмоций. А ещё я стала замечать рост эмпатичности в коллективе, и от этого у меня появляется больше уважения к коллегам и снижается тревожность, ведь я могу доверить им решение вопросов и не бояться за результат.

Маша Стадухина – наставник, тьютор: «В силу своего характера я часто воспринимаю ситуации близко к сердцу, а если мне очень трудно, то хочется просто сдаться. Балинтовская группа стала для меня тем местом, где я могу сказать, что я устала, что мне не хватает сил для решения задачи, что эмоции берут верх. И, рассказав свой кейс, я каждый раз постепенно начинаю чувствовать, что никакой катастрофы нет. Ситуации, которые внутри переживаются очень трудно, становятся простыми рабочими моментами. Исчезает желание убежать, появляется ресурс на дальнейшую работу. Благодаря группе: включенности коллег, поддержке, эмпатии, - я перестаю чувствовать себя одиноко со своими рабочими проблемами. Это помогает находить новые способы и радоваться, когда я вижу результат своих действий. И ключевое слово здесь – Вижу.»