Американский вменяемый эксперт понятным языком рассказывает, откуда взялся столь колоссальный долг США, как он прирастает, и что Штатам нужно делать, чтобы оттянуть неизбежное...
Дэвид Ривилл
Вызовет ли наш долг крах нашей экономики?
Давайте более подробно рассмотрим этот вопрос о том, может ли привести к финансовому краху нынешний уровень американского долга.
Как вы, несомненно, знаете, если вы читаете или смотрите финансовую прессу, постоянно звучит барабанная дробь о том, что впереди нас ждет полный крах нашей экономической системы. Причина: наш государственный долг в размере 34 триллионов долларов. Посмотрите на часы государственного долга США: в режиме реального времени, чтобы почувствовать, насколько быстро мы увеличиваем обязательства нашей страны.
Несомненно, это ошеломляющая сумма долга, и никто не должен утверждать, что это вообще желательно. Я здесь не для того, чтобы сказать вам, что мы находимся в хорошем финансовом положении. Я бы хотел, чтобы наша страна взяла свои расходы под контроль. Однако вопрос, который мы рассматриваем сегодня, заключается в том, ожидает ли нас в ближайшем будущем полный финансовый крах, как предсказывают некоторые. Я так не думаю, но есть несколько конкретных примеров, которые мы можем использовать для достижения более гармоничного будущего.
Практический пример: Япония
Экономисты считают Японию аналогичным примером развития финансового состояния Америки. Как и в Соединенных Штатах, в Японии стареет население, причем граждане пенсионного возраста составляют огромную часть экономики.
Как и во время «бэби-бума», значительная часть населения Японии вышла на пенсию и больше не делает продуктивной карьеры. Тем не менее, они требуют значительных социальных, медицинских и других услуг. Это заставляет правительства тратить деньги на эти услуги, от которых налоговые поступления незначительны или вообще отсутствуют.
Посмотрите на две основные статьи расходов в США: медицина и социальное обеспечение. Эти средства надо было накопить раньше, когда бумеры получали хорошие зарплаты. Но, как вы знаете, мы этого не сделали. Вместо этого мы должны занять деньги сейчас, чтобы выплатить пособия бумерам, и наш государственный долг снова увеличится.
Насколько опасен этот более высокий уровень долга? Уровень долга США в настоящее время превышает нашу экономику на 12% (112% ВВП). Хотя это, конечно, нехорошо, но если бы Япония была нашим примером, такой уровень долга перед экономикой был бы вполне управляемым.
Ведь таже Япония превысила 12% долга экономики еще 21 год назад. И никто не говорит о значительном кризисе для Японии. Сегодня долг Японии на целых 146% превышает уровень ее экономики (264% ВВП). Другими словами, долг Японии увеличился более чем вдвое за последний 21 год.
Я не предлагаю нам следовать примеру Японии и продолжать увеличивать нашу долговую кучу – вовсе нет! Единственное, что я хочу сказать, это то, что, используя Японию в качестве нашей модели, не существует абсолютно волшебного уровня долга, при котором экономика рухнет.
Возвращаясь к нашему обсуждению, используя несколько показателей, отметим, что уровень долга Соединенных Штатов в настоящее время примерно такой же, каким он был в последние дни Второй мировой войны. Как и во Второй мировой войне, внешний враг довел страну до такого высокого уровня долга. На этот раз этим врагом стала пандемия COVID-19.
В 2020 году, в первый год пандемии, федеральные расходы резко возросли; Такие стратегии, как программы стимулирования, в сочетании со снижением государственных доходов из-за «локдауна» привели к тому, что дефицит государственного бюджета вырос до самого высокого уровня за всю историю, превысив 3 триллиона долларов.
Сегодня Соединенные Штаты имеют кредитный рейтинг АА+ по версии Moody's и Ааа по версии Standard and Poors с общим кредитным рейтингом 97. ААА и 100 баллов. Но ни одно рейтинговое агентство не предвидит в ближайшем будущем ничего похожего на дефолт или крах.
Что может вызвать финансовый крах?
Итак, если никакой волшебный уровень долга не вызывает финансовых кризисов, что же может стать причиной экономического кризиса? Ответ для нации такой же, как и для любого бизнеса или частного лица: держите ли вы расходы под контролем и есть ли у вас план погашения и сокращения долга?
Уолл-стрит очень хорошо умеет оценивать кредитоспособность человека. Это то, что мы делаем. При оценке любых инвестиций самое первое, на что мы смотрим, — это их финансовые отчеты.
Имеет ли руководство жесткий контроль над своими расходами? Тратят ли они только то, что им нужно, и приобретают ли они товары и услуги по разумной цене? Или они тратят деньги, как пресловутый «пьяный моряк», разбрасываясь деньгами на предметы личной роскоши или другие ненужные вещи?
В прошлой жизни я отвечал за разработку кредитного отчета для некоторых брокерских фирм, с которыми мы хотели иметь дело. Многие из них были небольшими фирмами, которые только начинали свою деятельность. Я помню, как зашел в офис одной новой фирмы, который представлял собой верх роскоши, с плюшевыми коврами, креслами с подлокотниками и оригинальными произведениями искусства на стенах. Любой будет впечатлен, просто войдя в приемную.
Я голосовал против сотрудничества с этой фирмой. Почему? Потому что я знал, что у них небольшой доход (их финансовые отчеты общедоступны). И все же они потратили экстравагантно, далеко сверх нормы, на украшение офиса. Мне они показались плохими финансовыми менеджерами. Действительно, через два года после моего визита они подали заявление о банкротстве.
***
Соединенные Штаты, как и любая компания или человек, испытывают сегодня финансовые трудности. Предупреждающие флажки отключены. Однако на сегодняшний день нет ничего, что указывало бы на то, что США находятся в непосредственной опасности, и, таким образом, какие-либо опасения финансового краха в настоящее время не оправданы. С другой стороны, не может быть никаких сомнений в том, что мы движемся не в том направлении.
Реальность такова, что мы являемся должником номер один в мире. Сейчас не время высокомерно требовать, чтобы остальной мир поддерживал наши расходы. Вместо этого пришло время нам работать с мировым сообществом и искать их финансовой поддержки. Как любой заемщик, мы зависим от наших кредиторов.
Здесь нынешняя администрация потерпела неудачу больше, чем где бы то ни было. Отключение России от международной расчетной системы SWIFT сыграло важную роль в расколе глобального мира, когда нам потребовалась международная поддержка. В частности, негативно на этот шаг отреагировали Китай и Саудовская Аравия. Китай открыл свою торговую систему, а Саудовская Аравия отказалась от нефтедоллара.
Ходят упорные слухи о том, что администрация стоит за схемой конфискации 300 миллиардов долларов (США) на российских депозитах, принадлежащих европейским и американским банкам. Это забьёт еще один гвоздь в Глобальную финансовую систему, систему, которая нам необходима для поддержки нашего растущего долга. Хотя Россия имеет лишь небольшую сумму долга США (казначейские облигации и векселя), очевидно, что политика Америки в отношении России влияет на Китай, а у Китая в распоряжении долг США более, чем на триллион долларов.
Как сообщают CNBC и другие, администрация, которая далека от контроля расходов, продолжает использовать свои методы свободных расходов, увеличивая наш дефицит на 1 триллион долларов каждые 100 дней. Это неустойчиво. И мировые рынки это заметили.
Когда рынки облигаций видят что-то, что им не нравится, они повышают ставки, по которым нужно платить. Учитывая, что Соединенные Штаты ежегодно тратят около 3,5 триллионов долларов США, мы наблюдаем рост доходности наших облигаций. В настоящее время доходность 10-летних казначейских облигаций США превышает 4%, что выше, чем в Англии, Германии, Франции и Испании, на 177 базисных пунктов выше, чем в Китае, и почти в три раза выше, чем в Японии.
И помните, это не только результат политики процентных ставок Федеральной резервной системы, хотя она, несомненно, имеет к этому отношение. Эти более высокие ставки в США также являются результатом реакции мировых финансовых рынков на наши расточительные расходы.
ВЫВОДЫ
Итак, это длинный ответ: движемся ли мы к явному финансовому краху? Нет. Но я хотел отметить пару моментов.
Соединенным Штатам не грозит финансовый крах, поэтому в панике нет необходимости. Паника – это последнее, чего нам хотелось бы, но она может привести к такому поведению, которое приведет к кризису.
Два крупнейших финансовых рейтинговых агентства, S&P и Moody's, по-прежнему ставят США на 13-е место в мире, опережая более 180 других стран.
Ежегодные государственные поступления (налоги и сборы) правительства США составляют почти 5 триллионов долларов. Мы все еще можем оплатить наши счета.
Если мы будем контролировать наши расходы (вы слышите, администрация Байдена?), мы сможем изменить ситуацию довольно быстро.
Последний пункт таков: мировое сообщество наблюдает. Мы должны платить одну из самых высоких ставок по нашим долгосрочным обязательствам (облигации и облигации США со сроком погашения 10 лет и более), потому что наши расходы безрассудны. Инвесторы в облигации не могут предсказать, сколько новых долгов мы добавим в течение следующих нескольких лет. Увеличение предложения долговых обязательств США (облигаций и векселей) означает снижение цен. То, чего инвесторы хотят избежать.
Мы можем позволить себе всё необходимое: оборону, социальное обеспечение, медицинскую помощь и высокие процентные ставки. Но нам нужно приостановить все эти сумасшедшие новые расходы. Несколько раз предлагалось правительству США заморозить расходы на нынешнем уровне. Сейчас самое подходящее время для заморозки.