Найти в Дзене

История рода Романовых. Глава 6. При дворе Василия III

Василий III диктует завещание. Рисунок из журнала "Нива".
Василий III диктует завещание. Рисунок из журнала "Нива".

Юрий Захарьевич Кошкин оставил многочисленное потомство. Только сыновей у него считается шестеро.

Наша задача облегчается малым количеством сведений о большинстве из них. Поэтому в очерке остановимся на двоих. На старшем сыне Михаиле Юрьевиче, главе клана, и на Романе Юрьевиче, от которого и пошли Романовы.

Михаил Юрьевич Захарьин (так уже именовали этот клан) личность для своего времени известная. Ближний боярин при Василии III. Участник многих дел, о которых остались кое-какие сведения.

Много упоминаний Михаила Захарьина в разрядах. Он командовал полками и правил посольства, вел переговоры с чужими послами. Например, в смоленских походах 1512-1514 годов Михаил – воевода Сторожевого, Передового полков и второй воевода Большого полка – высокий пост, надо заметить.

Не было более или менее крупного военного предприятия, в котором не участвовал бы Михаил Юрьевич. Здесь и войны с Литвой, и походы на Казань и стояние на Берегу.

Надо думать, что военные назначения не были следствием какого-то особого военного таланта. Просто так полагалось по местническому счету. Впрочем, и совсем уж бестолковым воеводой, видимо, Захарьин не был. Иначе вряд ли бы получал ответственные назначения.

Дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и в 1526 годах, называл Михаила Захарьина главным советником великого князя Василия. И, пожалуй, он имел к тому основания.

Фото материи, рисунок и реконструкция детской рубашки, найденной в Покровском суздальском монастыре. Находка связывается с легендой о Соломонии Сабуровой и ее возможном ребенке от Василия III.
Фото материи, рисунок и реконструкция детской рубашки, найденной в Покровском суздальском монастыре. Находка связывается с легендой о Соломонии Сабуровой и ее возможном ребенке от Василия III.

Кроме дипломатической и военной службы, Захарьин оказывал Василию III услуги более личного характера. Не могу сказать, какую роль сыграл Захарьин в истории с разводом Василия III и Соломонии Сабуровой (1525), но на свадьбе князя с Еленой Глинской (1526) он выступал дружкой жениха, то есть самого Василия III.

В 1533 году Василий III почувствовал себя плохо. Почти всё время этой смертельной болезни подле князя находился Михаил Юрьевич Захарьин. Князь советовался с боярином относительно регентства при 3-летнем наследнике Иване.

При предсмертном пострижении Василия III в монахи крестное знамение ослабевшей рукой князя совершил Захарьин. Пожалуй, ближе уже некуда. Так что Герберштейн не преувеличивал.

Никакого регентского совета после смерти Василия III так и не образовалось. В течение нескольких месяцев его вдова Елена Глинская со своим любовником Овчиной-Телепневым-Оболенским устранили конкурентов и захватили власть в стране.

Михаил Захарьин воевать не стал и отошел в тень. Ну, не совсем уж в полную тень. Он продолжал занимать высокие посты, но уже не оказывал прежнего влияния на государственные дела.

В частности, с 1535 года Захарьин ведал «нарядом». То есть всей артиллерией Московского государства. При Петре I его назвали бы генерал-фельдцейхмейстером. Скончался глава клана Захарьиных в 1538 году.

Рисунок-реконструкция лица Романа Юрьевича Захарьина.
Рисунок-реконструкция лица Романа Юрьевича Захарьина.

По идее, после его смерти главным в роду стал брат Роман Юрьевич. Но о нем нам известно очень мало. Роман прославился: а) потомством, б) смертью. Точнее посмертным изучением останков.

Роман Юрьевич рано отошел от дел и умер в 1543 году. Его похоронили в Новоспасском монастыре. Могила сохранилась до XX века, когда ее вскрыли, чтобы изучить останки.

Результаты оказались не сенсационными, но любопытными. Во-первых, Роман Юрьевич оказался довольно высокого роста – около 180 см. Во-вторых, он страдал болезнью Педжета – болезнь костной системы. Возможно, именно из-за нее он и отошел от службы.

В-третьих, по черепу боярина удалось восстановить его портрет. Да, наверное, весьма условный, но что уж есть. В конце концов, это самый ранний портрет Романова. Раньше у нас просто никого нет.

Со смертью двух братьев клан Захарьиных не лишился силы или влияния. Даже напротив, при молодом Иване Грозном он обрел новую силу. Двоюродные братья Захарьины (потомки Михаила и Романа Юрьевичей) оказались очень близки к государю. Но об этом мы поговорим в следующей главе.