Недавно здесь кипел бой. Собственно говоря, он ещё не кончился: где-то на южной окраине села М. слышны выстрелы, патрули прочёсывают посадки и огороды, вылавливая вражеских автоматчиков.
По улице ведут группу пленных румын, колхозники вышли из погребов, сараев, щелей и оживлённо беседуют с бойцами, а ребятишки со всех сторон тащат к сборному пункту винтовки, гранаты, военное снаряжение.
Всё это побросали румыны во время панического бегства из села. Они недолго хозяйничали здесь, немногим больше, чем немцы. Гитлеровцы применили и тут свою обычную тактику: почувствовав, что здесь им придётся туго, они отошли, оставив румын на верную гибель.
Часть тов. Попова окружила село и румыны, потеряв большое количество солдат убитыми и ранеными, пачками стали сдаваться в плен.
С ужасом и отвращением вспоминают жители села о наглых делах захватчиков.
— Заскочил к нам во двор немец, — рассказывает Мелашка Пименовна Яцына, — и сразу к корове. Торопился, видно, больно хотелось ему молока. Потом забрал двух кур и ушёл.
Хата Марии Петровны Левичевой стоит на перекрёстке двух дорог. Проходившие здесь румынские солдаты ежедневно забирали у неё молоко, яйца. Кто хватал три, кто четыре яйца. Но однажды в хату зашёл немецкий ефрейтор. Размахивая пистолетом, он заорал: «Млека! Яйтц!». Левичева дала ему несколько. Он требовал ещё. Женщина принесла ещё пару. Но ефрейтор заметил спрятанное лукошко с яйцами и забрал всё. Напрасно Левичева со слезами просила оставить ей хоть немного для её четверых детей. Фашист выругался, грубо толкнул её и ушёл.
Пьяная немецкая офицерня поймала местную учительницу тов. Н. Только через сутки вернулась домой истерзанная девушка.
Крестьянина Чирка румынский солдат остановил на улице и забрал у него полотенце, рубаху, кусок мыла и сто рублей денег.
... Бойцы рассматривают зарядный ящик захваченного румынского орудия. Там мало снарядов и много награбленных вещей.
Румынские артиллеристы тащили всё, что попадалось под руку — шнурки от ботинок и пуговицы, сапожный крем и детские соколки, полотенца с украинской вышивкой и бюстгальтеры.
А на самом дне лежат (тщательно спрятанные, «чтобы друзья не спёрли!»)... звонок и педали от велосипеда.
Пленный румын заявляет: «Немцы Украину обещали нам».
И эта мелкая шантрапа, эти бухарестские холуи берлинских бандитов ещё смеют думать о покорении великого свободолюбивого украинского народа!
Но этому не бывать. Героическая Красная Армия уничтожит фашистские орды грабителей и убийц.
Красноармеец Л. ЛИВШИЦ (1942)