Найти в Дзене

Краудфандинг и благотворительность: Финансовые возможности для бизнеса и общества

Оглавление

В мире финансовых возможностей существует рабочий инструмент, который позволяет реализовывать креативные и социальные инициативы — краудфандинг. В этой статье рассмотрим, что представляет собой краудфандинг, чем он отличается от благотворительности, где его можно применять, и какие шаги необходимо проделать для успешного привлечения средств.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг - это метод финансирования проектов, в ходе которого необходимые средства помогают собрать множество людей, часто через интернет. Так предприниматели, художники, благотворители и другие творческие личности могут привлекать средства на свои идеи.

Где применяют краудфандинг

Краудфандинг применяется в различных областях: стартапы, исследования, искусство, образование и многие другие. Краудфандинг является альтернативным источником финансирования малого и среднего бизнеса, помогая реализовывать проекты без привлечения традиционного банковского финансирования. Музыканты при помощи краудфандинга собирают средства на запись альбомов, девелоперы и частные инвесторы совместно финансируют строительство или покупают готовые объекты коммерческой недвижимости, а фермеры развивают стартапы, например, по производствую мяса для вегетарианцев.

Как работает краудфандинг

Краудфандинг — это взаимовыгодные отношения, где жертвователи получают особые преимущества, а проект — необходимую поддержку. В первую очередь нужно создать проект, затем установить цели сбора средств, далее привлечь внимания целевой аудитории и предоставить участникам вознаграждения или привилегии.

Рассмотрим работу краудфандинга в России на примере разработки экологического стартапа. Допустим, двое молодых людей Сергей и Вадим решили создать устройство для очистки воды от пластиковых микрочастиц. Проблема загрязнения воды становится все более актуальной, и они придумали высокотехнологичный способ её решения. Устройство будет оснащено сверхмощными фильтрами, которые смогут улавливать даже самые мельчайшие частицы пластика.

Цели у такого проекта будут следующие:

  1. Разработать прототип устройства.
  2. Протестировать эффективность фильтрации.
  3. Запустить производство и выпустить первую партию устройств.

Допустим, что для реализации проекта молодым людям понадобится 500 000 рублей, и эту сумму они собирают через платформу краудфандинга.

Как будут распределяться средства:

  • 200 000 рублей пойдут на исследования и разработку прототипа;
  • 150 000 рублей — на тестирование и улучшение технологии;
  • 150 000 рублей — на первую партию устройств.

Как будет выстраиваться стратегия краудфандинга:

  1. Сначала Сергей и Вадим создают презентацию проекта — снимают видео и создают текстовое описание — рассказывают, что необходимо фильтровать воду, что будет, если этого не делать, и в чём разница между обычными фильтрами и устройством, которое они хотят создать.
  2. Далее они обращаются к экологическим организациям и активистам, чтобы расширить аудиторию и повысить доверие к проекту.
  3. На всём протяжении сбора молодые люди регулярно рассказывают в соцсетях и на странице проекта о том, как продвигается дело, вовлекают меценатов в процесс разработки, по отдельным моментам могут посоветоваться.
  4. За пожертвования они предлагают первые экземпляры устройства и участие в тестировании.

После успешного завершения кампании краудфандинга Сергей и Вадим будут иметь необходимые средства для разработки и производства полезного устройства, которое обеспечит людей чистой водой. Жертвователи в числе первых получат эти устройства, а бонусом ощущение причастности к чему-то важному.

Почему краудфандинг не благотворительность

При благотворительности деньги или другие материальные ресурсы передаются для поддержки нуждающихся или на решение социальных проблем. Благотворительность ориентирована на общественное благо и не всегда связана с конкретными проектами. А кроме того, благотворительность не предполагает вознаграждение, максимум слова благодарности.

Краудфандинг же позволяет жертвователям участвовать в реализации конкретных идей и получать взамен уникальные преимущества.

Виды краудфандинга

Существует несколько видов краудфандинга:

  • С вознаграждением;
  • С предоставлением доли в бизнесе;
  • Заемный;
  • Безвозмездный.

Каждый из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей проекта.

Краудфандинг с вознаграждением. Жертвователям предлагают определенные награды, связанные с проектом, для которого осуществляется сбор. Это может быть предварительная поставка продукции или участие в бета-тестировании. Авторы проекта могут определить разные виды вознаграждений за разные суммы. Например, при сборе денег на издание книги за 500 рублей подарить экземпляр будущей книги, а за 1000 добавить авторский мерч.

Для каких проектов подходит:

  • Творческие проекты;
  • Производство товаров;
  • Технологические и научные исследования;
  • Культурные и социальные проекты;
  • Небольшие бизнесы и стартапы.

Краудфандинг с предоставлением доли в бизнесе. В этом виде краудфандинга инвесторы в обмен на финансовые вложения получают долю в бизнесе — акции, долю прибыли — и становятся заинтересованными сторонами в успехе проекта, так как их доход зависит от финансового благополучия компании. Владельцы долей могут получить право участвовать в важных решениях компании, принимать участие в голосованиях и общем собрании акционеров. Краудфандинг с предоставлением доли в бизнесе обычно означает более долгосрочные инвестиции, так как инвесторы с течением времени ждут роста стоимости своих долей. Этот вид краудфандинга часто сопровождается более сложными юридическими и финансовыми соглашениями.

Для каких проектов подходит:

  • Стартапы, которые ищут долгосрочное инвестирование;
  • Технологические и инновационные проекты;
  • Компании, ищущие дополнительные инвестиции для расширения;
  • Проекты с высоким потенциалом роста.

Заёмный краудфандинг. В отличие от других видов, при заёмном краудфандинге заемщик обязуется вернуть деньги на заранее оговоренных условиях. А кроме этого, выплатить проценты или другую финансовую отдачу сверх суммы. Заемные средства предоставляются с риском, и инвесторы могут потерять часть или все вложенные деньги, если заемщик не сможет вернуть заем. Проекты, привлекающие заёмные средства, обычно имеют четкую временную рамку для возврата займа.

Для каких проектов подходит:

  • Малый бизнес и стартапы;
  • Развитие производства;
  • Исследования и разработки;
  • Коммерческая недвижимость;
  • Энергетические и экологические проекты.

Безвозмездный краудфандинг. В этом виде жертвователи предоставляют финансовую поддержку проекту без ожидания материальных возвратов или долей в компании. Проекты, использующие безвозмездный краудфандинг, часто связаны с социальными, общественными или благотворительными инициативами.

Для каких проектов подходит:

  • Благотворительные организации;
  • Социальные и общественные инициативы;
  • Медицинские и исследовательские проекты;
  • Искусство и культура;
  • Образовательные программы.

Безвозмездный краудфандинг особенно подходит для проектов, в которых участникам и их целевой аудитории наиболее ценными оказываются социальное влияние и поддержка.

Самые известные платформы для краудфандинга

Механизм работы у всех платформ примерно одинаков, но у каждой есть свои особенности: тематика, требования к авторам, нюансы продвижения, с которыми необходимо ознакомиться перед публикацией проекта.

Российские краудфандинг-платформы и их категории:

  1. Planeta.ru.: творчество, наука, социум, бизнес.
  2. CrowdRepublic.: настольные игры, комиксы, игры.
  3. Boomstarter.: творчество, технологии, социум, бизнес.
  4. Rounds.: средний и малый бизнес.
  5. Сила Слова.: журналистика.

Зарубежные краудфандинг-платформы [недоступны в РФ]:

  1. KickStarter.: технологии, искусство, комиксы, фильмы, игры, музыка.
  2. GoFundMe.: медицина, ЧС, образование, кризисная помощь, благотворительность.
  3. Patreon.: творчество.

Краудфандинг и налоги

Средства, собранные при помощи краудфандинговых платформ, признаются доходом и облагаются налогом. Особенности налогообложения зависят от правового статуса автора проекта:

Физическое лицо оплачивает НДФЛ (налог на доходы физических лиц) в размере 13% от полученной суммы.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — налог зависит от действующего режима налогообложения. Доходом признаётся вся сумма, полученная к моменту завершения сбора.

Некоммерческая организация — зависит от сферы деятельности. Средства, собранные при помощи платформы краудфандинга, могут признаваться пожертвованиями или доходом с иных источников. Налог взимается в соответствии с системой учёта НКО.

Лица, которые не являются гражданами РФ, и организации, не зарегистрированные в России, оплачивают налоги согласно международным договорам между Россией и другими странами.