Навык — способность, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Как студенты путают понимание с запоминанием, так часто дети не видят разницы между умением и навыком.
Как развивать навыки у детей? Терпеливо, последовательно, применяя разные педагогические методики. В этот процесс нужно вложить много сил и внимания. Навык письма, например, вырабатывается годами, а начинается с палочек и крючков. Но игра стоит свеч: усилия приносят желанные плоды.
Чтобы выполнить сложное упражнение, спортсмены разбивают его на несколько подготовительных. Чтобы научиться читать, нужно освоить буквы, потом слоги и т. д. Современные навыки также необходимо развивать постепенно, переходя от простого к сложному.
Мир диктует свои правила — сегодня ребёнку нужно уметь гораздо больше, чем даже 50–70 лет назад. Какие же навыки необходимы в наше время?
Цифровая грамотность
Вокруг детей сейчас концентрация цифровых технологий зашкаливает. Если ещё 70 лет назад телевизор считался роскошью, то теперь экраны в каждой комнате. В руках смартфон, в компьютере куча игр, планшеты и умные колонки готовы развлекать, пока не сядут аккумуляторы.
Психологи бьют тревогу: нервная система человека эволюционирует не так быстро, как технологии.
Поэтому пользоваться цифровыми благами детей нужно учить, донося до них правила, которые мало кто хочет соблюдать:
- Экранное время не должно превышать 2–3 часов.
- За 2 часа до сна не рекомендуется пользоваться гаджетами. Синий свет от экранов не даёт психике расслабиться, что негативно сказывается на качестве сна.
- Смартфон необходимо обрабатывать антисептиком хотя бы раз в неделю.
- Гаджеты лучше использовать для самообразования, нежели для игр.
- Раз в неделю устраивать семейный детокс (отказ от гаджетов).
- Обязательно делать перерывы на тишину (1–2 часа в день).
Правильное использование цифровых технологий помогает сохранить психическое и физическое здоровье.
Социальные навыки и эмпатия
Общество меняется, этикет подстраивается под современный темп и потребности людей. По знанию этикета до сих пор судят о человеке, его воспитании и образовании. Чтобы не делать ошибок и потом не искать книги по психологии общения, нужно начинать с изучения основ:
- законы приветствия,
- как представиться, подавать себя,
- базовые знания о стилях одежды, их уместности в том или ином случае,
- правила поведения за столом,
- основы делового общения,
- поведение в общественных местах,
- законы светского общения.
Знание элементарных правил поведения в разных местах и ситуациях будут пригождаться всю жизнь: на работе, в поездках, новых компаниях, семье и т. д. Ребёнок, изучающий этикет, способен различать виды поведения, что хорошо скажется на выборе окружения.
Ещё один важный социальный навык — эмпатия — способность понимать чувства и эмоции другого человека.
Эмпатия — следствие воспитания, это не врожденное свойство личности. Дети эгоцентричны. Читайте им книги об отношениях, рассказывайте о своих эмоциях, учите правильно реагировать на чужие чувства, объясняйте необходимость бережного отношения к переживаниям окружающих.
Например:
- Некрасиво смеяться, когда человеку больно — ему может стать обидно.
- Нельзя прилюдно подчёркивать недостатки других, ставить человека в неудобное положение.
- Нужно держать обещания — человек на тебя рассчитывает.
- Нельзя обижать слабого, маленького — это недостойное поведение.
- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Критическое мышление
Сомневаться, не принимать всё за чистую монету, думать перед тем, как что-то сделать, — полезнейшие навыки в современной реальности. Думающий ребёнок не станет безоговорочно подчиняться даже родителям. Он будет задавать вопросы, уточнять, анализировать.
На рынке обучающих методик для детей имеются тренажеры по критическому мышлению с подробными инструкциями для родителей. Пройти вместе такой курс будет интересно и познавательно даже взрослым.
Инициативность
Это качество идёт рука об руку с самостоятельностью и умением отстаивать свою точку зрения, представлять себя коллективу и предлагать свои решения. То есть не быть удобным, а оставаться собой.
Детская инициативность довольно хрупка, её проявления должны поддерживаться родными. Важно услышать «я могу, я сам, я уже взрослый» и уважительно к этому отнестись.
Давайте выбор, позволяйте делать по-своему, не прерывайте процесс, если ребёнок чувствует готовность к самостоятельным решениям. Они не всегда будут правильны, так дети понимают, что инициатива — это не только проявление воли, но и ответственность за сделанный шаг.
Обучаемость
Уметь учиться бесценно. В мире, где профессии исчезают и появляются с неимоверной скоростью, успеть освоить новый навык иногда жизненно важно.
Ребёнок должен знать: где и как взять информацию, какие алгоритмы обучения существуют, как применять свои знания на практике, как заполнять пробелы.
Практически в любой профессии имеется возможность повышения квалификации, дополнительного обучения. Чтобы освоение нового материала не стало барьером в будущем, ребёнка нужно научить учиться.
Креативность
Иногда полезно подойти к решению проблемы творчески, отступить от шаблонов. Это умение пригождается в жизни, его сложно переоценить. Способность находить нестандартные решения прекрасно поддаётся развитию.
Детей обучают креативности через творчество. Оно не только хорошо сказывается на психике, но и тренирует когнитивные процессы: мышление, воображение, внимание, память и т. д. Креативность влияет на адаптацию в постоянно меняющихся условиях.
Поддерживайте интерес ребёнка ко всему новому, стимулируйте воображение и фантазию, создавайте условия для расширения творческого инструментария.
Самоорганизация и управление временем
Время — самый ценный ресурс. От того, как человек его расходует, зависит практически всё.
Детям стоит научиться:
- распределять время по категориям (труд, домашние дела, хобби, отдых, спорт);
- соблюдать режим дня (+выстраивать его, если уже позволяет возраст);
- быть пунктуальными;
- эффективно использовать и ценить своё время.
Родитель должен помочь ребёнку организовать себя. Расскажите о приёмах, которыми пользуетесь сами, о том, как составлять расписание, чем заполнять вынужденное ожидание. Как менять виды деятельности, чтобы не переутомляться, и распределять время между «надо» и «хочу».
Навыкам учатся через повторение одних и тех же действий. Это далеко не всегда нравится детям, поэтому нужно запастись терпением и оптимизмом — всё обязательно получится.
Автор статьи: Alicia Ruva, мама ребёнка на СО, детская писательница, гострайтер — https://www.litres.ru/author/alicia-ruva/, https://t.me/alicia_ruva
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн