Елизавета Ивановна любовалась на розовощекого пухлого младенца, своего первенца. Она была старородящей и опасалась, что роды пройдут плохо, но все прошло гладко. Малыш родился в июне 1793 года, когда его матери было 27 лет. Родители его назвали Павлом (в крещении Пауль-Бухард).
Впереди у Елизаветы Ивановны было еще пять родов.
Елизавета родилась в Дрездене, в 1766 году. Она была дочерью Ивана Ивановича фон Крока и баронессы Анны фон Диц.
Время шло, а родные не настаивали, чтобы дочь выходила замуж. Елизавета наслаждалась предоставленной ей свободой, занималась живописью, путешествовала по Франции и Италии. Замуж она вышла в 1792 году, когда ей было 26 лет. Избранником стал ее двоюродный брат Иван Борисович Пестель. Он был всего на год ее старше.
Иван Борисович жил в Москве, трудился Почт-директором. Эту должность он получил в 24 года, заняв ее после своего отца, ушедшего в отставку.
Молодожены поселились в большом доме на Мясницкой улице, являвшимся казенной почт-директорской резиденцией. Именно в этом доме Елизавета Ивановна рожала первенца.
-Наш сын пойдет по твоим стопам, - улыбаясь говорила она мужу. - После тебя станет директором московской почты.
Мечтам матери было не суждено сбыться.
Сам Иван Борисович Пестель родился в многодетной семье. У его родителей было десять детей, он был первенцем. Дедом Ивана Борисовича был лютеранин Вольфганг Пестель. Он прибыл в Российскую Империю в начале XVIII века и смог удачно устроиться в незнакомой стране, грамотно организовав почтовую службу. Свое детище он передал сыну, а тот своему сыну.
Иван Борисович начал управлять почтой в позднюю екатерининскую эпоху. Его отец позаботился о том, чтобы почтовая служба была отлично налажена и ему оставалось лишь поддерживать порядок.
В конце 1790-х годов Ивану Борисовичу поручили руководство петербургской почтой, и он вместе с семейством перебрался в столицу.
В 1799 году Пестель был назначен президентом Главного почтового ведомства России. Казалось, что его карьера стремительно идет вверх, но все было не так просто. В то время страной управлял император Павел Петрович. Государь отличался своенравным и непредсказуемым характером, из-за чего никто не мог ощущать стабильности.
Пока правил Павел, Пестель боялся, что в любой момент может получить отставку. Узнав о смерти государя, он лишь вздохнул с облегчением.
Молодой император Александр I дал Пестелю должности сенатора и тайного советника. С годами доверие к Ивану Борисовичу только росло и в 1806 году император назначил его генерал-губернатором Сибири. Эту высокую должность он занимал на протяжении тринадцати следующих лет. Занимал бы и дольше, но его враги и завистники проявляли активность. На него постоянно писали доносы и упрекали в том, что он не может руководить Сибирью, безвылазно находясь в Петербурге.
В конце 1818 года Иван Борисович получил отставку. Был назначен новый генерал-губернатор Сибири Михаил Сперанский. После ухода своего предшественника он начал ревизию, продолжавшуюся несколько лет, после чего сделал императору доклад, согласно которому Пестель был взяточником и "пустой головой, какую когда-либо знал".
Униженный и оскорбленный Пестель покинул Петербург и уехал в небольшую деревню Васильево Красницкого уезда Смоленской губернии, принадлежавшую его супруге.
Елизавета Ивановна последовала за мужем, отказавшись от радостей столичной жизни. К тому моменту она родила шестерых детей.
1. Павел Пестель (1793—1826).
2. Борис (1794—1848).
3. Владимир (1795—1865).
4. Александр (1801—после 1843).
5. Константин (1805— скончался в младенчестве).
6. Софья (1810—после 1875).
Когда наступил роковой 1825 год, Елизавета Ивановна и Иван Борисович находились в здравии. Им пришлось пережить известие об участии сына в декабрьском восстании и самое страшное - узнать, что их сын, один из главарей заговорщиков, будет казнен.
Никогда ни один из сыновей не был так нежно любим своими родителями, как ты. - писала Елизавета Ивановна старшему сыну. - Если б суждено было, чтобы осуществились в сем мире все благословения, которые мы тебе посылаем, то, конечно, ты был бы счастливейшим из смертных на земле
Иван Борисович был шокирован новостями из Петербурга. Он отправился в столицу, рассчитывая обнаружить хоть какие-то связи, которые помогут смягчить приговор сыну. Все было тщетно. Понимая, что он оказался бессилен, за день до казни, Пестель старший покинул город.
Павел переживал, что родителям придется из-за него страдать. Он писал:
Они стары и немощны, и на то немногое количество дней, которое остается им еще прожить, все их надежды, весь смысл существования заключался для них в их детях. Богу известно, что я охотно бы отдал жизнь свою за них, и вот теперь я сам, быть может, свожу их в могилу
Иван Борисович, всегда ратующий за самодержавие, утратил в него веру. После казни Павла он повесил в своем кабинете два его портрета и частенько сидел в кресле, смотря на сына и размышляя о произошедшем.
Елизавета Ивановна знала о том, что сын принадлежит к радикальному движению, но не одобряла его планы и боялась. Она писала про революцию:
Это значит убить человека — если давать ему так называемые сильные средства против неизлечимой болезни, которую паллиативы сделали бы весьма сносной
Казнь Павла навсегда разделила жизнь его родителей на "до" и "после".
Елизавета Ивановна скончалась в мае 1836 года. На момент смерти ей было 70 лет. Иван Борисович прожил до мая 1843 года. На момент смерти ему было 78 лет.
Еще про Павла Пестеля и его родителей можно прочитать в статье "Отец не одобрил выбранную Павлом Пестелем невесту. История сорванного брака":
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.