Если речь о портрете скульптурном, ученики художественной школы могут с ним "поиграть": выключить свет, зажечь свечу, посветить сверху, снизу, спереди, сбоку - и попытаться объяснить, почему так меняется выражение? Ну не может же персона, каменная или бронзовая, действительно корчить рожи?
Но это свойство - зависимость выражения от света, от ракурса, скульпторы старались учитывать.
Есть в Русском музее портрет, каждый раз разный! Это бюст императора Павла Первого.
И кто здесь интереснее? Загадочный Павел, или прямодушный скульптор? Федот Шубин, крестьянский сын, односельчанин и младший друг Ломоносова, изобразил государя так, что можно было бы счесть карикатурой... если бы оригинал примерно так и не выглядел.
Посмотрим с разных ракурсов:
Случай столь явный, клинический, что ордена выглядят насмешкой! Но чуть изменим точку зрения...
Акцент сместился с провала переносицы и оттопыренной губы - на глаза. Ассиметричные глаза с приподнятыми бровями - застывшая трагическая маска!
Тот же поворот, только другое освещение. И уже на лице тягостная неуверенность в себе...
А спереди, в фас? Застывшая, затаённая боль.
Взгляд снизу - и вот уже на этом лице написано упрямство, вздорное, но неодолимое!
А так - высокомерие.
Можно ли найти ракурс, при котором Павел показался бы ... просто человеком? Сколь-нибудь привлекательным?
Удивительно, но самому Павлу этот портрет понравился. Сам он видел себя сентиментальным мечтателем, и очевидно, оценил вот это выражение:
А несовершенные черты - что поделаешь? Слишком многие художники и скульпторы его "подправляли", откровенно льстили, но сам-то видел, что далеко не Аполлон...