Высокая ключевая ставка депозиты делает более привлекательными, а кредиты — менее. И мы действительно видим стабильно растущие темпы роста банковских вкладов. А кредитование немного замедляется. Решения людей о кредитах, покупках и сбережениях, точнее об их соотношении, влияют на потребительский спрос и далее — на цены.
И видно, что цены сегодня растут уже не так сильно, как, к примеру, в осенние месяцы. Но до цели в 4% в год еще далеко.
Удерживая высокую ключевую ставку, Центробанк хочет сохранить привлекательность сбережений. Но здесь надо учитывать, что помимо самой ставки на привлекательность вкладов влияют ожидания по инфляции: если люди ждут сильного роста цен, они и не стремятся откладывать, сберегать свои финансы. А ожидания сейчас хоть и снизились, но еще очень высокие. По опросам, люди ждут роста цен примерно на 11–12% — поэтому доходность вкладов ниже, чем, скажем, 13–15% годовых, по мнению людей, никак не защитила бы их сбережения. Поэтому ЦБ и не спешит снижать ставку с нынешнего уровня 16%.
Проблем с ростом спроса не было бы, если б не сложности со стороны предложения. Его не так просто расширить. Экономика работает с максимальной по историческим меркам загрузкой производственных мощностей и нехваткой свободной рабочей силы. Да, в прошлом году были сделаны огромные инвестиции в производственные мощности. Они призваны восполнить нехватку продукции, деталей и компонентов, которые ранее импортировались. Но на то, чтобы все построить и увеличить само производство, все равно требуется время.
Это время экономике дает Банк России — он заботится о том, чтобы на волне развития производства не раскрутилась инфляционная спираль. А для этого необходимо перераспределить траты сегодняшнего дня в сбережения и в потребление завтра. Регулятор выбирает такой уровень ключевой ставки, чтобы стимулировать этот переток. Результатом должно быть снижение инфляции до показателей вблизи 4%. По прогнозу Банка России, инфляция будет 4–4,5% к концу этого года.