В январе 1945 года части дивизии, которой командовал полковник А. Ковтун-Станкевич, вышли к железной дороге и кладбищу Керепеши, что в пригороде Будапешта.
Артиллеристы поддерживали огнём своих орудий наступление стрелковых подразделений. Особенно ожесточённо огрызались гитлеровцы из углового дома, первый этаж которого занимал магазин. Расчёту 122-мм гаубицы командир дивизиона майор Охрименко приказал поддержать огнём пехоту. Тягач на большой скорости рванулся к дому, но неожиданно заглох мотор. Расчёт успел укрыться, а гаубица с машиной остались под огнём врага. Майор Охрименко приказал младшему лейтенанту Тоболочкину возглавить группу артиллерийских разведчиков, чтобы спасти орудие.
Группа броском ушла вперёд. Огонь со стороны гитлеровцев усилился. Под прикрытие стен добежали не все... Разведчики Станислав Ходневич, Николай Гора и Владимир Трегуб стояли, прижавшись к стене дома. Наконец увидели стрелявший вражеский пулемёт. Бросить гранату было невозможно: металлические шторы приспущены, свободное пространство окна заложено тюками с мануфактурой.
И тогда вперёд рванулся Ходневич. Его друзьям хорошо было видно, как он грудью бросился на пулемёт и вместе с тюком перевалился через подоконник в магазин. Следом вбежали в помещение Николай Гора и Трегуб. И тут же увидели умирающего Ходневича. Он ещё успел сказать: «Бейте гадов!»
Более сорока лет прошло со дня подвига комсорга роты Ходневича, посмертно награждённого орденом Отечественной войны 2-й степени. Но не забыт матросовец из Белоруссии.
Одному из пионерских отрядов школы, где он учился, присвоено имя Станислава Ходневича. Горняки-комсомольцы города Доброполья зачислили его в списки одной из шахтёрских бригад. Выполняя производственные нормы за Станислава Ходневича, заработанные деньги они переводят в Советский фонд мира.
Н. СОЛОВЬЕВ, старший лейтенант запаса (1987)