Всё, что нужно знать об искусстве возведения зданий в Тёмные века европейской истории.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С другими выпусками "Кратко о..." вы можете познакомиться здесь:
Исторический контекст, характеристики и временной период:
Западноевропейская архитектура раннего Средневековья, охватывающая период приблизительно с V по начало XI вв. н. э., характеризуется значительными изменениями в общественной, экономической и культурной жизни Европы, вызванными распадом Римской империи и последующими варварскими вторжениями.
Этот период сопровождался формированием новых политических образований: королевств франков, англосаксов, вестготов. Именно тогда Европа начала приобретать свой главный характер: на небольшом участке земли сосредоточилось множество народов, воюющие между собой, и им только предстояло научиться жить друг с другом. Относительному единению способствовало то, что большинство народов Европы были включены в одно культурное пространство, сформированное христианством. Вместе с тем ещё рядом существовало античное наследие, которое постоянно приводило к тому, что тот или иной правитель решался устроить очередное Возрождение древнеримских и древнегреческих традиций.
В таких условиях архитектура не могла не отразить происходящие изменения, опираясь при этом на римское наследие и заимствуя новые элементы строительства у варварских народов, а также адаптировав их к изменяющимся религиозным, социальным и климатическим реалиям Европы.
Подробная периодизация:
- Эпоха великого переселения народов (IV-V вв.)
- Тёмные века (VI-IX вв.)
- Каролингский период (IX в.- сер. X в.)
- Оттоновский период (вт. пол X в. - нач. XI в.)
Основные черты раннесредневековой архитектуры:
- Наследие античных форм
- Религиозная направленность
- Простота и функциональность нерелигиозных построек
- Использование подручных материалов в виде соломы, глины, дерева. Широкое распространение камня в VIII веке
Эпоха великого переселения народов и Тёмные века
Этот период характерен активным расселением германских племён на территорию бывшей Западной Римской империи. Новые жители активно начинают впитывать наследие римлян, однако, многие секреты и технологии теряются в междоусобных войнах, набегах других народов. Фактически в это время ничего не строится, а лишь используются здания, которые остались от Римской Империи. Отсюда и превращение чисто хозяйственных построек, таких как базилика в храмы и церкви. Секрет в том, что умение германцев строить было на низком уровне, а потому даже каменные сооружения римлян для хранения зерна на этом фоне подходили для храмов лучше, чем собственные постройки германцев.
Однако не все племена совсем уж были лишены строительных технологий и архитектурных изысканий. В первую очередь, стоит отметить период правления Теодориха Великого (середина V - начало VI вв.) — вождя, а затем и короля вестготов и автора одного из ранних Возрождений, Остготского Возрождения. С дозволения Константинополя Теодорих захватывает почти всю Италию и начинает попытки реформирования жизни своих соплеменников по римскому образцу. Столицей нового государства Теодориха становится Равенна. Именно там сохранилось несколько построек, возведённые при его правлении.
Первым стоит упомянуть Дворец Теодориха.
Здесь мы видим довольно примитивные технологии строительства и фактическое отсутствие каких-либо украшений. Здание выполняло чистую утилитарную функцию — место, где Теодорих жил, ел, принимал гостей и своих вельмож.
Второе здание — это Мавзолей Теодориха.
Здание сделано ещё в более примитивном стиле, а монолитный купол отсылает нас к технологиям древних египтян и греков.
Третье здание, которое относится не к самому Теодориху, но к его соплеменникам — остготам, поселившимся на территории современной Испании и Португалии. Это часовня Сан-Фрутуозо-де-Монтелиос.
Здесь мы также можем наблюдать довольно примитивную обработку камня и отсутствие арочной и сводчатой технологии строительства.
По дошедшим до нас свидетельствам, несмотря на всю грубость и нетехнологичность построек вестготов и остготов, они всё-таки смогли сохранить умение возведения зданий из камня. По ту сторону Альп, на территории современной Германии и Франции вплоть до Каролингской эпохи каменные сооружения не создавались вообще. И именно этот грубый, немного неопрятный стиль го́тов, смешавшись с новыми инженерными и математическими открытиями впоследствии главный стиль Средних веков — готической архитектуры.
Каролингский период
При Карле Великом короле франков сумевшего создать огромную империю на территории Западной Европы, произошёл рассвет культуры. Этот период часто называют каролингское возрождение. Латынь превращается в общий язык Европы, а христианский вариант римской цивилизации становится эталоном. Реконструкция древнеримского канона повлиял и на архитектуру. Каменное строительство возвращается, а варварская грубость смешивается с остатками римских технологий, порождая готический стиль. Рассмотрим это на конкретном примере — на постройке IX века воротах монастыря в Лорше.
Стилистикой эта постройка неплохо подражает римской архитектуре, заимствуя арочную конструкцию, правильные пропорции колон и даже сохраняется подобие ордера. Мы даже видим попытку скопировать капитель. Но это робкая попытка, которая не идёт в сравнение с великими сооружениями римских зодчих.
Вторым свидетельством возрождения архитектуры является город Ахен. Здесь при Карле Великом был построен целый комплекс каменных сооружений, главным из которых стал Ахенский собор.
Внешний вид сейчас искажён более поздними зданиями: карловским является только куполообразно строение по центру. Зато интерьер практически остался нетронутым с тех времён. Здесь мы видим пересечение сразу трёх архитектурных течений: византийский, древнеримский и готской. Именно с Ахенского собора можно начинать отсчёт готического стиля. Кстати, сам Карл Великий был похоронен именно здесь.
При Карле Великом в большом количестве строились монастыри. Они становились центром жизни его империи, возле которых возникали города. Учитывая, что оборонительные сооружения были тогда достаточно примитивными, именно монастыри служили отличным убежищем для жителей окрестностей, а впоследствии вдохновили средневековых зодчих на создание знаменитых замков.
Но при Карле Великом именно монастыри выполняли оборонительную функцию. К сожалению, те монастыри, что дошли до нас, практически полностью были перестроены и имеют много новодела на своей территории.
Трансформация храмовых построек при Каролингах
Именно эпоху каролингов в архитектуре можно считать началом готического стиля. Традиционные базилики, известные ещё со времён Римской империи, принимают новые очертания. Если храмы Рима строились аккуратными, компактными и с большим количеством арок и круглых элементов, вроде куполов, то ранеевропейское западное зодчество шло в сторону прямоугольных геометрических форм. Они были проще в планировке и в условиях отсутствия технологий позволяли создавать сооружения значительно больше стандартной базилики.
Рассмотрим план типичного храма IX века, возводимый на территории монастыря.
Мы можем наблюдать правильные геометрические формы и попытки архитекторов сыграть в религиозный символизм уже на уровне планировки. Именно при Каролингах помимо традиционных продольных нефов в Западной Европе начинают использовать поперечный неф, который называется трансептом. Он создаёт видимость креста.
Интересным образом трансформируется притвор или нартекс — место перед входом в основную часть храма. Он увеличивается и становится самостоятельным помещением. Часто нартекс при Каролингах создают многоэтажным, добавляют башни, превращая притвор в хозяйственные и жилые помещения.
Таким образом, мы видим, как эпоха Каролингов, соединившая в себе римский, готский и византийский стиль окончательно формирует новый архитектурный подход, который станет одним из главенствующих в европейском строительстве вплоть до XVI века, а после дойдёт и до современных архитекторов в виде псевдоготики.
Оттоновская эпоха
Если Каролингский период породил готическую архитектуру, то Оттоновская эпоха сформировала второй главенствующий стиль Средневековья — романский.
Этот период связан с доминированием византийской архитектуры в Западной Европе. Оттоновская архитектура, названная в честь правления династии Оттонов в Германии (919–1024 гг.), является важным периодом в истории средневекового искусства и архитектуры. Она отражает в себе плавный переход от раннего Средневековья к романскому стилю, характеризующемуся монументальностью, величественностью и стремлением к устойчивому объёму в архитектурных сооружениях.
Этот стиль объединяет в себе элементы каролингского искусства, а также византийские и северные традиции. Главной чертой оттоновской архитектуры является стремление к созданию пространственной гармонии, использование тяжёлых каменных стен и полукрестовых сводов.
Особенностью оттоновской архитектуры является применение различных типов сводов, включая полукрестовые и ребристые. Это позволяло создавать более просторные и светлые внутренние помещения. Также важную роль играли декоративные элементы, такие как рельефы, мозаики и фрески, которые часто имели религиозную тематику и служили для украшения интерьеров церквей и соборов. В своей сути оттоновская архитектура является свидетельством инновационности и креативности средневековых мастеров, их стремления к совершенству формы и содержания в создании священных пространств, отражающих глубокую религиозную веру и миропонимание того времени.
По архитектурным элементам мы видим заметное влияние византийского зодчества и начало формирования романского стиля, который станет особенно популярным на юге Европы. Север же Европы, особенно Францию и Германию захватит готический стиль.
Заключение
В отличие от античной архитектуры к средневековой, а уж тем более к раннесредневековому стилю впоследствии обращались не так часто. Даже в эпоху главенства романтизма, когда Средние века были подобием эталона, барокко и классицизм не отдали своих позиций.
Однако именно раннесредневековая архитектура, особенно в в её каролингской и оттоновской вариации позволили сохранить, пересмотреть и переработать наследие Римской Империи в Западной Европе. Если в Византии с технологиями и знаниями из Вечного города не было проблем, то для немецких племён, создавшие новые феодальные королевства это было большой проблемой. Заново осваивая стили предшественников, новые европейцы смогли создать свой неповторимый стиль, который стал олицетворять всё Средневековье.
Но Западная Европа — это не вся Европа. Поэтому в следующий раз поговорим о Византийской архитектуре, где всё было несколько интереснее, а преемственность от Римской Империи сохранялась.
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.