Найти тему
Культурологический Ликбез

Кратко о древнеримской архитектуре

Оглавление

Всё, что нужно знать об искусстве возведения построек в Древнем Риме, и чем оно отличается от древнегреческого.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С другими выпусками "Кратко о..." вы можете познакомиться здесь:

От скульптуры мы переходим к римской архитектуре, и в отличие от ваяния, которое было во многом заимствовано у греков и этрусков, римская архитектура самобытна и уникальна. В первую очередь, из-за технологий строительства. Античные жители апеннинского полуострова произвели самую настоящую революцию. Об этом мы ещё поговорим отдельно. Как и в материале про древнегреческую архитектуру будет много картинок. Это нужно показывать.

-2

Временной период:

Древнейшая эпоха, где римляне многое заимствовали у этрусков. Простые сооружения, созданные в основном из дерева и сырцового кирпича. Чистые функциональные и бытовые здания: VIII — V вв. до н. э.;

Эпоха Республики, период становления самобытной древнеримской архитектуры и начало проникновения греческих черт. Попытка увековечить мощь человека в зданиях. Появление первых мраморных храмов: V — I вв. до н. э.;

Эпоха Империи, более активное заимствование древнегреческой стилистики, окончательное формирование великой имперской архитектуры. Именно в это время появляется тот самый узнаваемый римский стиль. Появление триумфальных арок: I в. до н. э. — III в. н. э.;

Эпоха Упадка, этот период характеризуется утратой технологий, художественных наработок. Вторжение восточных веяний и попытка последних императоров оставить что-то после себя в виде монументальных сооружений: III — IV вв. до н. э.

Римская империя на пике своего могущества
Римская империя на пике своего могущества

Основные положения

Римская архитектура — это техническая и идеологическая обслуга огромной империи. Именно поэтому главную роль играла функциональность и инфраструктура. Дороги, акведуки (способ доставки воды), форумы, склады — это очень важная часть римского зодчества. Римлян можно даже заподозрить в первой попытке стандартизации и создания единого архитектурного облика. Так, хозяйственные строения, построенные империей в Риме и на самых окраинах мало чем отличались технологически. Единственная разница могла быть в использованных материалах.

Принцип работы акведука
Принцип работы акведука

Важны были и постройки, связанные с досугом. Всюду, куда приходила Римская империя, в городах тут же появлялись здания театров, терм (бани), цирки. Последним словом римляне называли ипподромы, где устраивались скачки.

Циркус Максимус в Риме (реконструкция)
Циркус Максимус в Риме (реконструкция)

Особый интерес в римской архитектуре представляет здание, которое называлось базиликой. Она выполняла функции рынка, места деловых встреч и арбитражного суда. Базилики часто строили в центре города, и она являясь самым посещаемым местом у горожан. Удивительно, но именно структура базилики станет прародителем первых христианских церквей. Такой стиль останется в религиозном зодчестве, и многие кирхи в Германии и Восточной Европе структурно похожи на те самые римские базилики.

Базилика в Риме и Храм Сергия Радонежского (бывшая кирха) на территории Калининградской области
Базилика в Риме и Храм Сергия Радонежского (бывшая кирха) на территории Калининградской области

Наконец, ещё одной важной особенностью римской архитектуры являются частично унифицированные многоэтажные жилые дома под названием инсулы. Далёкий предок наших родных панелек.

Реконструкция инсулы
Реконструкция инсулы

Однако главным жанром в архитектуре был не какой-то отдельный тип сооружения, а совокупность перечисленного. Римляне планировали застройку городов, а потому важную роль играл именно фукнциональный ансамбль, включающий все здания, перечисленные выше. Строения располагали очень плотно друг к другу. Их невозможно было обойти кругом. Планировка городов строилась по принципу квадратов. Такой способ стал прообразом современных кварталов — часть города, огороженная пересекающимися улицами. Особое внимание уделялось многочисленным триумфальным аркам и храмам. Их ставили в плотной застройке так, чтобы не было возможности подойти к ним сбоку или сзади. Для взора должен был открываться только фасад строения.

-8

Рим и Греция: сходства и различия

На первый взгляд, римская архитектура, особенно храмовая очень сильно напоминает греческую. Римляне использовали те же самые ордера: ионический, дорический и коринфский. Только смешивали их между собой куда охотнее. Так появилось два других ордера: тосканский и римский (композитный).

Греческие ордера: дорический, ионический и коринфский
Греческие ордера: дорический, ионический и коринфский

Удивительно, но на этом почти все сходства заканчиваются. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть, древнеримская и древнегреческая архитектура кардинально различаются между собой. Отметим эти различия:

  • Греческая архитектура в большей степени религиозна, когда римляне направляли свои усилия на общественные здания;
  • Греческая архитектура пытается вписываться в ландшафт, а римская меняет его под свои нужды. Греки предпочитали строить храмы на вершинах, а театры размещать в естественных глубинах, используя природу, как часть сооружения. Римляне строили всё с нуля, практически не используя природное окружение.
  • Греки больше внимание уделяли внешнему виду здания и экстерьеру, а римляне заботились и об интерьере;
  • Греческая скульптура вписана в общий архитектурный ансамбль, римская — в меньшей степени;
  • Отличие в технологиях: греки использовали балочную систему, иногда кирпичную кладку. Римляне изобрели бетон и арочно-сводчатую конструкцию.
Пантеон — характерное строение Римской империи, которое наглядно показывает и преемственность греческого стиля и его существенные отличия
Пантеон — характерное строение Римской империи, которое наглядно показывает и преемственность греческого стиля и его существенные отличия

Римская технологическая революция: бетон и арки

Римляне стали гасить известь и класть кирпичи или каменные блоки на раствор, часто добавляя вулканическую пыль. При такой технологии исчезла необходимость аккуратно обтёсывать камни или делать монолитные сооружения, выбивая их целиком из скалы. Мастера просто делали опалубку из кирпича, а внутрь заливали раствор извести и насыпали камней различного размера. Это открывало огромный технологический простор для строительства различных сооружений. Подобная технология требует точного расчёта, но не требует квалифицированного труда. Камнетёсам не нужно долго и мучительно обрабатывать камень. С их задачами спокойно справлялись рабы и солдаты. Поэтому римляне строили быстро, много, и учитывая современную сохранность зданий, относительно надёжно.

Римский бетон внутри
Римский бетон внутри

Именно так появились арки и своды. В этой технологии кроется секрет того, почему римские строения чаще всего выглядят как набор арок или крестовых сводов.

Арка, цилиндрический (туннельный) свод и крестовый свод
Арка, цилиндрический (туннельный) свод и крестовый свод

С получением опыта в итоге римляне научились превращать арку в купол, путём "закрутки" этой самой арки в сферу.

Купол
Купол

Давайте немного посмотрим на примеры этих конструкций в римской архитектуре. Арка узнаётся без особого труда, например, в любом акведуке, триумфальной арке или знаменитом Колизее.

Цилиндрический свод чаще всего встречается в сооружениях под названием клоака. Это синоним канализации. Самая известная клоака — это Клоака Максима, проходившая под римским форумом.

Клоака Максима
Клоака Максима

Однако цилиндрический свод можно увидеть и в постройках базилик. Характерный пример Базилика Максенция-Константина в Риме.

Базилика Максенция-Константина
Базилика Максенция-Константина

Примеров крестовых сводов сохранилась не так много, ибо чаще всего крестовый свод использовался для хозяйственных сооружений. Однако кое-что есть. Например, термы Диоклетиана в Риме. Сейчас на территории руин терм находится церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири, которая использует часть конструкции бывшей бани. По интерьеру можно заметить характерный крестовый свод.

-17

Купол же можно увидеть в уже упомянутом Пантеоне — храме всех богов.

Пантеон
Пантеон

С этого ракурса отлично видно как образуется купол, путём соединения многочисленных арок.

Значение римской архитектуры

Римская архитектура и её элементы до сих пор остаются с нами. Многие шедевры мировой архитектуры являются прямыми наследниками римского зодчества. Капитолий в Вашингтоне, Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, Бранденбургские ворота в Берлине, Собор Святой Софии (большая мечеть Айя-София) в Стамбуле — лишь малая часть сооружений, использовавших римские концепты. Русские церкви, немецкие кирхи и итальянские базилики — прямые потомки древнеримской архитектуры.

Но не только в культовых сооружениях и триумфальных арках виден след великого Рима. Цирки, театры, стадионы, современные ипподромы, многоквартирные дома сохранили технологические или концептуальные следы прошлого. Здесь больше и добавить нечего.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.