Найти тему
Культурологический Ликбез

Кратко о древнегреческой архитектуре

Оглавление

Всё, что нужно знать об искусстве возведения построек в Древней Греции.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С другими выпусками "Кратко о..." вы можете познакомиться здесь:

А сегодня у нас речь пойдёт о древнегреческой архитектуре, о её истории, развитии и влиянии на всю мировую культуру. Поговорим немного о древнегреческих ордерах и технологиях, которые использовали в то время. А ещё сегодня будет много картинок. Архитектуру нужно показывать.

Временной период: мы начнём с периода Архаики, примерно VIII век до н. э. и закончим излётом эпохи Эллинизма, I веком н.э., когда Древняя Греция окончательно подпала под власть Римской Империи.

Сокровищница в Дельфах. Период Архаики.
Сокровищница в Дельфах. Период Архаики.

Основные положения

Когда мы начинаем разговор о древнегреческой архитектуре, нужно в первую очередь понимать, что большая часть значительных архитектурных сооружение — это храмы. Даже такие постройки, о которых у нас есть более или менее точные сведения, вроде сокровищницы, акрополь (верхний город) или некрополь (город мёртвых) они неразрывно стилистически и по смыслу связаны с храмами. Поэтому в этом материале будет сделан упор именно на них.

Что касается гражданских построек, здесь намного меньше сведений. Однако, благодаря сохранившимся и раскопанным городам, как Херсонес в Крыму, мы можем говорить о планировке, организации быта и жизни древнегреческого полиса. Кстати, при возможности настоятельно рекомендую посетить это место.

-3

Какими были храмы?

Храм и его окрестности для древних греков являлся центром города и социальной жизни. Главный храм — бога или богини, которые покровительствовали городу, использовали как место для деловых встреч, казну, приёмов иностранных гостей. Чуть позже функция деловых встреч была отдана строение под названием Стоя. Но оно всегда было рядом с храмом.

Стоя — компьютерная реконструкция
Стоя — компьютерная реконструкция

Помимо этого, некоторые храмы богов напрямую являлись общественными зданиями или даже инфраструктурой. Так, храмами Гермеса были дороги, а храмами Диониса — театры.

Строение храма

Древнегреческий храм по планировке очень прост. Это прямоугольное здание, не имеющее окон, с одним входом и колоннами. Внутри — главное помещение со статуей бога, которое называлось naos. С древнегреческого это слово переводится как "храм". Иногда опционально присутствовало ещё два помещения: что-то вроде предбанника у входа — pronaos и сокровищница, как городская, так и для подношений — opisthodomos.

Строение храма
Строение храма

Типология храмов

Количество колонн и их расположение определяют тип древнегреческого храма.

Храм в антах — две колонны у входа, стоящие в торцовом выступе стен. Как пример, упомянутая выше сокровищница в Дельфах.

Храм в антах
Храм в антах

Простиль — колоннада стоит в торце от угла до угла перед всем фасадом.

Простиль
Простиль

Амфипростиль — если колоннада находится с двух торцов: и сзади, и спереди.

Амфипростиль
Амфипростиль

Периптер — колоннада окружает весь храм по периметру. Это самый распространённый тип храма. Почти всё, что дошло до наших дней, построено по канону периптера. Кстати, с древнегреческого это слово переводится, как "окрылённый".

Периптер
Периптер

Диптер — самый большой тип храма по площади. Это тот же периптер, но имеет по периметру два ряда колонн, что позволяло строить храмы в два раза больше.

Диптер
Диптер

Толос или круглый храм — из названия всё становится ясно. Это храм, имеющий круглую форму с колоннами по периметру. Предок римских базилик.

Толос
Толос

Технология строительства

Всё гениальное просто. Несмотря на свой монструозный вид, древнегреческие храмы имеют достаточно простую технологию постройки. Делалась площадка, на неё поднимались каменные столбы, а на каменные столбы устанавливали балки. При этом не использовали никаких связующих растворов. Технологически древнегреческие храмы напоминали строительство мегалитов и дольменов, наподобие знаменитого Стоунхенджа. При их строительстве также не использовались никакие технологии, кроме как поставить камень на камень.

Стоунхендж
Стоунхендж

Художественный смысл греческой архитектуры

В основе древнегреческой архитектуры лежит два художественных принципа: антропоморфизм и тектоника.

Антропоморфизм — с древнегреческого переводится, как "человеческая форма или "похожесть на человека". Но что в древнегреческой архитектуре похоже на человека? Конечно же, колонна, созданная по образу человека. Давайте посмотрим внимательно на одну из колонн.

Колона из храма Зевса, Афины.
Колона из храма Зевса, Афины.

Мы видим три явно выделенных части. Первая — основание, которое напоминает ступни. Вторая часть, самая большая — это туловище. Желобки на колонне играют роль складок одежды. Наконец, последняя часть — это голова. Её так и называют капитель (от лат. capitellum, ит. capitello — головка).

Второй принцип — тектоника. В архитектуре тектоникой называют отражение самой конструкции здания в его облике. Этот принцип неразрывно связан с древнегреческими ордерами. То есть, когда вы смотрите на строение, вы сразу же по внешним признакам понимаете, к кому ордеру относится то или иное здание. Это и есть принцип тектоники. А вот ордера заслуживают отдельного разговора.

Древнегреческие ордера

Часто ордера путают с типами колонн. Однако ордера — это не только колонны, но целая система художественных приёмов, которые распространяются на всю постройку и её элементы.

-14

Обычно исследователи веделяют три главных древнегреческих ордера. Конечно, их было несколько больше, но именно эти являются самыми распространёнными.

  • Дорический ордер. Это самый древний из ордеров в греческой архитектуре. Колонны своим видом напоминают зрелого мужчину. Это более массивные и простые конструкции. Колонны иногда без основания, а на капители отсутствует украшение.
  • Ионический ордер. Колонны своим видом напоминают зрелую женщину. Здесь уже больше украшательств, а отличительной чертой колоны является волюта на капители, такой характерный завиток.
Капительная волюта (от лат. volutare — катать, закручивать)
Капительная волюта (от лат. volutare — катать, закручивать)
  • Коринфский ордер. Колонны напоминают стройную девушку. Это самый изящные из ордеров и самый поздний по времени появления. На капители колонны характерная цветочная композиция.

Нужно понимать, что ордера — это не просто стиль, а именно традиция. Никто никогда намешал различные ордера между собой, вроде я вчера работал в ионическом ордере, а сегодня будут использовать дорический. Нет, это был жёсткий канон, который привязывался к географии и тому или иному древнегреческому племени и языковому диалекту. Ведь именно название племён древних греков и дали своё имя ордерам. И лишь потом, в эллинистическую и римскую эпоху мы можем наблюдать смешение ордеров. Чаще всего это заметно в римской архитектуре. Жители Вечного город уж слишком много позаимствовали у своих восточных соседей.

Парфенон
Парфенон

Итог

Даже как-то неудобно говорить о значении древнегреческой архитектуры, ибо мы это видим повседневно в Москве, в Питере, в европейских городах. Из греческой архитектуры полностью выросла римская, которая добавила несколько технологий, вроде свода купольной постройки, которые используются по сей день. Европейская же архитектура постоянно возвращалась к античным образцам, порождая стили, вроде ампира или новой классики. Даже в советское время любили использовать колоннаду, например, для строительства домов культуры. Вот, например, Люберецкий дворец культуры, где вы без труда найдёте элементы или переосмысление древнегреческой архитектуры.

Люберецкий дворец культуры
Люберецкий дворец культуры

Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.