Найти тему
Культурологический Ликбез

Кратко о древнеегипетской скульптуре

Оглавление

Всё, что нужно знать о ваянии и зодчестве Древнего Египта.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Я запускаю новую рубрику на канале, где кратко буду рассказывать о каких-то феноменах культуры и искусства, давая только общую информацию формата: "всё, что необходимо знать о теме не специалисту". Пробная ласточка будет посвящена древнеегипетской скульптуре, её особенностям, принципам, художественным свойствам, рассвету и упадку. Итак, мы начинаем.

Временной период: когда речь идёт о больших промежутках времени в истории и культуре, всегда возникают споры о датировке. Я возьму саму распространённую дату развития древнеегипетской скульптуры: с Древнего Царства по эпоху Эллинизма(28-24 вв. до н.э по 3 век до н.э).

-2

Основные положения

В древнеегипетском изобразительном искусстве важную роль занимают статуи. В первую очередь это связано с религиозными воззрениями. Согласно верованиям — душа человека состояла из нескольких частей и одной из главных являлась Ка. Очень сложно перевести на современный язык значение этого понятия, но если утрировать, то Ка отвечала за жизненные силы, характер и судьбу человека. Ка являлась двойником личности, остававшаяся жить после смерти. Для того чтобы лучше сохранить Ка после смерти, изготавливались скульптуры, куда могла вселиться эта энергия после смерти. Важный момент в том, что душа должна была узнать себя, а потому скульптура обязана быть похожей на усопшего. Именно с этого и берёт своё начало древнеегипетская скульптура.

Головной убор у статуи выполнен в виде иероглифа "Ка"
Головной убор у статуи выполнен в виде иероглифа "Ка"

Художественные особенности древнеегипетской скульптуры

Перед скульпторами стояло две задачи: во-первых, сделать черты изваяния похожим на изображаемого человека, а во-вторых, оставаться в рамках сложившегося канона красоты и благородства, о том, как в культурной парадигме должен выглядеть человек вообще. Если описывать канон древнеегипетской скульптуры простыми словами, то можно отметить, что главное в нём — это целостный и ясный образ, схематичный и монументальный в своей статике, без попытки изобразить случайность натуры. Можно сказать, что скульптуры Древнего Египта были больше "человеческими картографами", чем непосредственно художниками. Они создавали искусство для вечности.

Шаг в вечность

Одной из интересных частей канона был так называемый шаг в вечность, где скульптур отходил от незыблемой статики.

-4

Однако это не попытка решить пластические задачи и придать динамику изображению, чем впоследствии будут заниматься древние греки, а символический знак перехода из этого мира в мир иной.

Канонические пропорции

Для изображения человека художники и скульпторы Египта использовали специальную каноническую сетку.

-5

Как мы видим, она чётко разделяла человеческое тело на определённые части, придавая изображению геометричность и некоторую схематичность. Многие древнеегипетские статуи изображались по принципу четырёхфасадности. То есть изваяние имело четыре чёткие геометрические стороны.

Размер и его соотношение

-6

Размер фигур в живописи и скульптуре Древнего Египта не передавали реального масштаба композиции (кто-то физически выше, а кто-то ниже), а показывал социальный статус. Поэтому фараон, независимо от его роста, всегда изображался огромным на фоне своих слуг. Это тоже часть древнеегипетского канона. В Новое царство (16-11 вв. до н.э.) этот принцип достиг абсолютной максимы. До нас дошли все эти гигантские изображения богов и фараонов, где размер подчёркивал их важность и могущество.

"Бунтарь" Эхнатон

Знаменитый фараон Эхнатон или Аменхотеп IV (2 в. до н.э.), который провёл несколько важных реформ в Египетском царстве, включая попытку заменить весь разнообразный пантеон богов Египта культом одного бога Атона (одна из форм бога-солнца Ра). В скульптуре Эхнатон тоже попытался сделать преобразования, попросив у скульпторов нарушить канон и изобразить фараона реалистично:

-7

Мы видим совершенно новые пропорции и попытка изобразить человека реалистично со всеми его физическими недостатками.

Итог

Древнеегипетская скульптура оказала огромное влияние на мировую культуру и, прежде всего, на европейскую. Именно египетским статуям будут подражать первые греческие мастера, которым в дальнейшем суждено вывести динамику и пластику статуй на новый уровень. А если говорит в целом про искусство Древнего Египта, то многие века спустя европейцы открывали "заново" эти величественные сооружения, вдохновляясь на создание своих шедевров .

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.