Найти тему

Кратко о древнеримской скульптуре

498 прочитали

Всё, что нужно знать о ваянии Великой Империи.

Всё, что нужно знать о ваянии Великой Империи. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...", где широкими мазками рассказываю о самых интересных феноменах культуры и искусства. С другими выпусками "Кратко о..." вы можете познакомиться здесь:

А сегодня мы поговорим о великой и могучей скульптуре Древнего Рима, сравним с древнегреческим ваянием, отметим характерные черты и, конечно же, я расскажу о фундаментальном влиянии древнеримской скульптуры на последующие эпохи.

Временной период: рассмотрим историю скульптуры Рима с Древней эпохи (VIII век до н. э.) по 4 сентября 476 г. от Рождества Христова. Эта дата традиционно считается временем падения Западной Римской империи. За этот период Римская скульптура прошла четыре этапа:

  • Древнейшая эпоха, где римляне заимствовали формы и сюжеты у этрусков: VIII — V вв. до н. э.;
  • Эпоха Республики, период становления самобытной древнеримской стилистики: V — I вв. до н. э.;
  • Эпоха Империи, активное заимствование древнегреческой стилистики: I в. до н. э. — III в. н. э.;
  • Эпоха Упадка, название эпохи говорит само за себя. Этот период характеризуется утратой технологий, художественных наработок и окончательному исчезновению древнеримской скульптуры: III — IV вв. до н. э.

Древнейшая эпоха, этруски и первые опыты древнеримской скульптуры

Когда Рим был маленьким городком, постоянно воюющим с соседями, на Апеннинском полуострове уже существовала развитое государство — Этрурия. Это был союз 12 богатых городов, и по уровню развития цивилизации этруски ничуть не уступали Древней Греции.

Карта Этрурии
Карта Этрурии

Так получилось, что этрусская скульптура имело сильно влияние древнегреческого ваяния, однако обладало и самобытными элементами. Часто можно услышать, что древние римляне полностью переняли искусство, в том числе скульптуру у древних греков. Однако это только отчасти правда: римляне всё взяли у своих соседей этрусков, тем самым "унаследовав через одного" древнегреческие наработки.

Аполлон из Вей. Вулка. V в. до н. э.
Аполлон из Вей. Вулка. V в. до н. э.

Но вернёмся к этрускам. До наших дней дошло не слишком много скульптур этого народа, однако те, что есть позволяют нам сделать несколько выводов.

  • Во-первых, форма, пропорции и материалы идентичны древнегреческой архаики.
  • Во-вторых, главное отличие этрусской скульптуры от древнегреческой — это больше внимание к деталям и подробная проработка таких элементов, как одежда, украшений и т.д. Греки тоже придут к этому, но через несколько веков. И вот это внимательность к мелким деталям и дополнительной проработке древние римляне унаследовали именно от этрусков.
  • В-третьих, статуи у этрусков носили декоративный характер, а не религиозный или функцию общественной пропаганды. Напомню, что у греков скульптура всегда имела какую-то задачу: например, бесчисленные дорифоры (копьеносцы) показывали мужчинам, какими они должны быть сильными воинами. У этрусков подобного не было, а у римлян появится, только когда они напрямую повстречают греков, уже в Эпоху Империи. Меньшее внимание уделяли этруски и композиции движения, предпочитая изящество линейного рисунка, жертвуя объёмом.
  • В-четвёртых, этруски любили в большей степени раскрашивать свои скульптуры яркими красками, а потому цвет являлся важным элементом композиции, и ваятель планировал свой труд исходя из этого.

Период республики

В этот период римляне завоевали весь Апеннинский полуостров и сделали культуру этрусков, а также греческих колоний на юге своей частью.

Тогатус Барберини
Тогатус Барберини

Портрет предков

Важной частью мировоззрения и религии римлян был культ предков. Особенно это было распространено в богатых семьях патрициев. И, как обычно, это бывает, искусство обслуживало интересы богатых семей, создавая портретные скульпты для родовых усыпальниц.

Характерным примером является, приведённая выше скульптура, изображающая Тогатуса Барберини. Для его создания использовалась посмертная маска, снятая непосредственно с лица модели. В руках он держит бюсты своих предков. Именно этим способом патриции показывали древность и значимость своего рода. Часто подобные бюсты и скульптуры ставили в вестибюле римского жилища, чтобы любой вошедший знал о знатности семьи.

Главное отличие древнегреческой скульптуры от древнеримской

Именно в описанном аспекте выше и закладывается главное отличие. Древние греки стремились к созданию изображения идеального человека, чей образ станет пример для подражания обществу. Древние римляне создавали портретное сходство статуй, пытаясь угодить не обществу, а богатым семьям-заказчикам. Можно сказать, что уже на этом этапе видна та самая разница между коллективной Восточной Европой и персонализированной Западной Европой, ведь первые наследовали Грецию и Византию, а вторые Римскую Империю.

Портрет старого римлянина
Портрет старого римлянина

Критерий оценки скульптуры эпохи Республики

Как несложно догадаться, но мастером современники называли того, кто умел делать максимальное портретное сходство в своей работе. Был выработан принцип веризма (от лат. veritas — правда), который подразумевал повторение характерных особенностей того, кого изображали.

Отсюда и большое внимание к деталям у ваятелей, которые изображали всё, включая недостатки. И в проработанности лиц, пожалуй, ни одни скульпторы древности не могли сравниться с римскими.

Без наготы

Ещё одной характерной особенностью римской скульптуры, отличающая её от древнегреческой состояла в том, что люди изображались всегда одетыми. Если греки стремились показать идеальное обнажённое тело, то римляне делали акцент именно на лице, а статуи всегда были одеты преимущественно в тогу. Отсюда и название целого ряда скульптур Древнего Рима — тогатус.

Тиберий в тоге
Тиберий в тоге

Эпоха Империи

И только в это эпоху древнеримская скульптура (да и искусство вообще) начинает усваивать древнегреческое ваяние. С 146 г. до н.э. с окончательного завоевания Балканского полуострова в Рим начинают активно свозить произведения искусства Греции. Мастера начинают копировать и усваивать приёмы скульптуры Эллады. И идеализация, характерная для греческого ваяния становится востребованной в условиях Римской Империи. Старые приёмы веризма, портретного сходства не подходят для изображения императора и его приближённых, а поэтом римляне активно переучиваются на греческий лад.

"Политическая пропаганда" в скульптуре

Октавиан Август
Октавиан Август

На примере статуи Октавиана Августа мы можем увидеть, как поменялся дискурс в искусстве. Теперь никаких недостатков и неприятных подробностей, только идеальное тело и лицо, увековеченное в веках. Кроме того, у ног императора изображён Амур (помощник богини Венеры), что как бы намекает на то, что перед нами не просто император, а некто близкий к богам. А если ещё вспомнить, что род Юлиев, считал своей прародительницей саму Венеру, то всё окончательно встаёт на свои места. Это композиция говорит всем, что Август не только достоин быть императором, но является лучшим вариантом из всех возможных, ведь он почти как бог.

Спасительное копирование

Среди патрициев становится хорошим тоном коллекционировать и делать копии с классической греческой скульптуры. Как это ни странно, но благодаря такой моде, римляне смогли сохранить для нас большое количество древнегреческих статуй. Как я уже говорил в прошлом материале, посвящённому древнегреческой скульптуре, большинство статуй той эпохи делали из бронзы. Увы, но в Тёмные века Средневековья большинство статуй было переплавлено на оружие, а потому многие греческие статуи до нас дошли только в виде мраморных римских копий.

Эпоха Упадка

Как часто это и бывает, искусство отлично отражает на метафизическом уровне эпоху. Уже ранее в прошлом материале я рассказывал вам о том, как на упадок греческой цивилизации отреагировали ваятели: вместо мощных и здоровых людей, они стали изображать меланхоличных девушек и юношей, остранённых от мира. Рим повторил этот путь, но добавил кое-что ещё.

Отстранение

Характерным для этого периода является изображение меланхолического свойства. Учитывая, что римляне лучше греков доносили портретные черты лица, это становится особенно заметно.

Портрет римлянки
Портрет римлянки

Восточные заимствования

Но одним лишь декадансом римляне не обошлись. Под конец существования единой Римской Империи местные скульпторы вообще решили вернуться к первоистокам скульптуры. Они стали копировать форму древнеегипетской и шумерской скульптуры с её монументальными изображениями. Характерным примером является скульптурное изображение императора Константина.

Всё, что нужно знать о ваянии Великой Империи. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...-9

Колосс императора был целых 12 метров в высоту и имел довольно схематичное изображение. Это изображение уникально для европейской культуры. С одной стороны, в ней ещё сохраняется элементы и наработки римской скульптуры и веризма, но с другой, восточное здесь чувствуется достаточно сильно.

Все аналогии ложны, но они достаточно красивы, а потому мне эта ситуация напомнила кризис европейской живописи премодерна. С изобретением фотоаппарат, реалистичное изображение художниками действительности оказалось ненужным, а потом все кинулись искать новые способы выражения. И одной из попыток был примитивизм, когда художники пытались найти вдохновение в африканском изобразительном искусстве и японской ксилографии. Тоже смотрели на Восток.

Значение

В этот раз я просто тезисно выскажусь о значении и не буду особо расписывать, а в конце приведу одну картинку, а вы сразу угадаете, чем вдохновлялся скульптор (если, конечно, внимательно читали).

  • В первую очередь, древнеримская скульптура сильнейшим образом повлияла на средневековые барельефы, статуи-аллегории и христианскую скульптуру. Приёмы, материалы, композиция заимствовалась один в один.
  • В том числе, благодаря древнеримской скульптуре история человечества получила эпоху Возрождения и эпоху Классицизма в искусстве. Итальянский ренессанс был полностью вдохновлён древнеримской статуей. Достаточно взглянуть на изваяния Микеланджело.
  • Благодаря древнеримским копиям, до наших дней дошло огромное количество греческих статуй.
  • И в широком смысле римская тяга к портретному изображению обучила целую плеяду европейских мастеров разных эпох, как скульптуры, так и изобразительного искусства начиная от книжной миниатюры и заканчивая модернистами. Даже неудачник-художник Райский из романа А. Гончарова "Обрыв" изучал именно римскую скульптуру и пытался скопировать.

Обещенное изображение:

Всё, что нужно знать о ваянии Великой Империи. Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику "Кратко о...-10

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.