Реформа, запустившая переход на онлайн-кассы в России, началась с внесения в 2016 году поправок в Федеральный закон № 54. Эту реформу стоит назвать эпохальной. Мы предлагаем вспомнить ее этапы и посмотреть, к чему же в итоге ведет цифровизация сферы налогообложения.
Технологии вмешиваются во все сферы нашей жизни. Всего лишь лет пятнадцать назад многие из нас понятия не имели, например, о существовании QR-кодов (хотя они появились еще в 1994 году, в Японии, и использовались в автомобильной промышленности — на японских заводах по производству автозапчастей и в распределительных центрах). Сегодня QR-код — обыденность, повсеместно использующаяся для оплаты услуг и товаров, как и онлайн-доставка ресторанной еды — мы можем заказать ее, буквально стоя в пробке. Каршеринг, вызов такси через приложение, мобильный банк в кармане у каждого — все эти вещи, совсем недавно немыслимые и делающие нашу жизнь удобнее, превратились в обыденность. Вся эта «удобная» история была бы невозможна без повсеместного внедрения сотовой и интернет-связи. Широко использует эти возможности и государство.
Технологии на службе ФНС
Сегодня, когда практически каждый предприниматель из области ритейла или сферы услуг прекрасно знает, что такое онлайн-касса, не стоит подробно останавливаться на самом ее описании. Но мы все же вкратце вспомним самое основное.
Процесс цифровизации в сфере контрольно-кассовой техники начался с 2016 года. Государство анонсировало масштабную поэтапную реформу, конечной целью которой было внедрение онлайн-касс.
Чем же таким существенным отличалась онлайн-касса? По большому счету, всего одной деталью, и эта деталь — фискальный накопитель. Им заменялась ЭКЗЛ (электронная контрольная лента защищенная), которая до этого исполняла ту же функцию — записывала фискальные данные и сохраняла их в памяти; раз в год их передавали вместе с отчетностью в налоговые органы. Революционно изменения произошли в скорости передачи сведений в ФНС. Теперь данные через интернет-связь посылались практически в режиме реального времени оператору фискальных данных (ОФД).
Напомним, что операторы фискальных данных, на серверах которых стали сохранятся сведения с касс, тоже появились в ходе реформы в качестве «промежуточного звена» между владельцами контрольно-кассового оборудования и ФНС. Резонный вопрос: почему налоговая служба напрямую не собирает поступающие с касс данные? Ну, просто потому что не имеет возможности хранить на собственных ресурсах такой гигантский объем информации. Налоговики в любой момент могут взять эти данные с серверов ОФД.
А теперь — подробнее о самой реформе.
Этапы реформы
Федеральный закон № 54, регулирующий использование контрольно-кассовой техники, был принят еще в 2003 году. А то, что случилось в 2016 году, по эффекту было сопоставимо… ну, наверное, с извержением вулкана, не меньше. А случилось вот что — закон был дополнен положением об онлайн-кассах. С 1 февраля 2017 года предпринимателей обязали перейти на новое контрольно-кассовое оборудованием с фискальным накопителем.
Споров и ужаса было много. Сколько стоит онлайн-касса? Что это такое вообще? И к чему все это ведет? Но реальность оказалась не столь катастрофичной, как представлялось вначале.
Первая волна изменений стартовала с 1 июля 2017 года. На кассы нового образца перешли все те, кто до этого и так использовал кассу, а также продавцы подакцизных товаров. Речь в первую очередь шла о продаже алкоголя в точках розничного ритейла, в том числе тех, кто реализовывал пиво и слабый алкоголь в розлив, вне зависимости от формы собственности, то есть реформа коснулась всех — и юрлиц, и индивидуальных предпринимателей.
Кассы предыдущего поколения с июля 2017-го уже нельзя было зарегистрировать в налоговой.
Вторая волна реформы была привязана к 1 июля 2018 года. К этому моменту на онлайн-кассы должны были перейти владельцы вендинговых автоматов (за исключением механических). Торговля кофе, шоколадными батончиками, снеками и прочими подобными товарами стала, в соответствии с законодательством, невозможной без установки кассового модуля для онлайн-расчетов.
В эту итерацию реформы государство стимулировало к переходу на кассы нового образца ИП на «Патентной системе налогообложения» и на «Едином налоге на вмененный доход» — эти организации могли получить определенный налоговый вычет в случае установки онлайн-кассы.
К третьей реформенной волне мы подошли 1 июля 2019 года. На новые кассы в обязательном порядке «пересели» юрлица и ИП на «Патенте» и ЕНВЛ из сферы торговли, общепита и услуг.
К этому моменту на учете в ФНС стояло свыше 2,5 млн онлайн-касс и действовало 20 ОФД.
Некоторые послабления были даны общественному транспорту и ЖКХ — до 2020 года организации, занятые в этих сферах, могли в спокойной режиме переходить на использование онлайн-касс. На их проверки был установлен временный мораторий.
Стимулом не нарушать закон, разумеется, стали штрафы — до четверти выручки за весь период, в течение которого предприниматель, обязанный использовать онлайн-кассу, ее не использовал. При этом штраф не мог быть менее 10 000 рублей для ИП и менее 30 000 — для юрлиц. То же нарушение при повторной проверке уже грозило закрытием бизнеса на срок до 90 дней.
К 2021 году переход на онлайн-кассы в целом был завершен. Реформа для контролирующих органов прошла успешно — все юрлица и ИП, являвшиеся до 2016 года пользователями ККТ, перешли на оборудование нового образца, и даже сверх того — в «клуб владельцев онлайн-касс» были включены еще и новые категории налогоплательщиков. Индивидуальные предприниматели, работающие в сфере услуг (косметология, парикмахерские и т.п.) без наемных сотрудников до 1 июля 2021 года имели право на отсрочку. Отсрочка истекла — и они тоже стали пользователями нового контрольно-кассового оборудования.
На первых трех волнах история, разумеется, не окончилась. Законодательство меняется постоянно — в него вносятся новые требования, и присходит это практически каждый год.
В 2022 году изменились правила контроля за исполнением, так сказать, кассовой дисциплины. Область применения онлайн-касс стал курировать 248-ФЗ Федеральный закон № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Что, впрочем, вовсе не означало, что эту сферу ФНС больше не контролирует. Это означало, что налогоплательщики имеют некоторые гарантии защиты. В положениях 248 ФЗ прописывается возможность признания недействительными результатов контрольно-надзорных мероприятий в случае грубых нарушений со стороны проверяющих органов. ФНС перестала проводить плановые проверки полноты учета выручки на онлайн-кассах — остались лишь проверки внеплановые, происходящие без предупреждения.
Какое-то время действовавшее послабление для служб доставки и почтовых служб (им разрешалось в определенных случаях не указывать код маркировки продукции в чеке) закончилось. В феврале 2023 года код маркированного товара в чеках стали указывать курьерские службы, в апреле — владельцы вендинговых аппаратов. А в марте маркетплейсы, до этого освобожденные от обязанности проверять коды маркировки, включили в «клуб» участников оборота маркированных товаров. С этого момента крупные представители онлайн-ритейла стали выполнять законодательные требования в части, касающейся маркированной продукции: проверять достоверность кодов, сканировать штрихкоды и передавать сведения в «Честный ЗНАК».
Кроме того, продавцов маркированных товаров обязали обновить ПО, чтобы касса смогла отличать контрафактные (то есть с «неправильным» кодом маркировки) товары. Изменения, связанные с правилами отражения в чеках кодов маркированной продукции, вносятся в 54 ФЗ ежегодно, а сам ее список постоянно расширяется.
Что в итоге мы все получили?
Поправки в 54 ФЗ имели в целом вполне понятную цель — контроль налоговых правонарушений. К очевидным плюсам реформы можно отнести оптимизацию времени налогоплательщиков и самих налоговых инспекторов, так как вся эта история вела к автоматизации диалога между теми, кто налоги платит, и теми, кто их собирает.
Из самых очевидных минусов — для значительного числа предпринимателей совокупная стоимость владения кассовым аппаратом нового образца стала достаточно высокой. Например, жирным минусом стало то, что поначалу показалось плюсом. Поправки в 54 ФЗ отменили обязательное для всех владельцев касс заключение договоров с лицензированным центром технического обслуживания кассовой техники (ЦТО). Казалось, это была возможность хоть на чем-то сэкономить. Но в итоге оказалось, что фискальные накопители (помимо их немалой первоначальной стоимости), подлежащие периодической замене (раз в 15 или 36 месяцев — в зависимости от спецификации) выходят бизнесу в ту же цену, если не еще дороже. Ну и техническое обслуживание кассы, пусть оно и не обязательно по закону, никто не отменял. Вы все равно вызовете специалиста, если с оборудованием что-то случится. Так что, дешевой «онлайн-история» в сфере ККТ не получилась. Зато она получилась крайне удачной с точки зрения собираемости налогов.
Ежедневное накопление сведений о владельцах онлайн-касс по фискальных чекам привело к тому, что налоговая стала лучше «видеть» и понимать всю хозяйственную деятельность компаний. «Зрение» у ФНС становится все более зорким за счет двух вещей: 1) инновационные цифровые технологии, которые планомерно внедрялись в работу налоговиков и совершенствуются по сей день, 2) расширение и детализация сведений, которые ФНС собирает о налогоплательщике.
Сегодня кассовый чек — это целая «простыня», состоящая из огромного количества реквизитов. Что это за реквизиты — прописано в статье 4.7 Федерального закона № 54. Приготовьтесь, этот список не для слабонервных):
1. наименование документа (например, кассовый чек);
2. порядковый номер за смену;
3. дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети "Интернет" — адрес сайта пользователя);
4. наименование организации-пользователя или ФИО индивидуального предпринимателя, являющего пользователем онлайн-кассы;
5. ИНН владельца кассы;
6. применяемая при расчете система налогообложения;
7. признак расчета (приход, расход, возврат прихода или расхода);
8. наименование товаров, работ, услуг их количество и цена в рублях;
9. сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам;
10. форма расчета (оплата наличными или в безналичном порядке), а также сумма оплаты;
11. должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществленных в безналичном порядке в интернете;
12. регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
13. заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
14. фискальный признак документа;
15. адрес сайта уполномоченного органа (налоговой службы), где может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
16. телефонный номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме
17. порядковый номер фискального документа;
18. номер смены;
19. фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
20. QR-код, в котором зашифрованы дата и время платежа, порядковый номер, фискальный признак документа, заводской номером фискального накопителя, признак и сумма расчета.
По фискальным чекам налоговая способна «увидеть» многое. Структура этого документа за периоды реформы (начиная с 2016 года) изменялась неоднократно — разумеется, в сторону расширения включаемых в него сведений.
ФНС неоднократно призывала к формированию «правильных» чеков, то есть пользователи кассы не должны забывать менять кассовые настройки, чтобы в фискальных документах отображалось все, что требует отображать в них законодательство — во избежание проблем, связанным с тех, что суммы доходов по декларациях не увязываются с суммами по фискальным чекам. Банальный пример: допустим, в прошлом году вы применяли систему УСН, и в кассовом аппарате были установлены соответствующие настройки, а в этом перешли на «Патент», но настройки в кассе не изменили. Следовательно, в этом году вы не сдадите декларацию по УСН, но налоговая увидит иные цифры — так как в настройках кассы не был сменен режим налогообложения. Что в этом случае случится? Верно — вы неизбежно получите «письмо счастья» с просьбой объяснить расхождения.
Надо также отметить, что ФНС ведет планомерную работу по стимулированию пользователей касс к отказу от бумажных чеков и переходу на их электронные версии — для этого усложняются правила печати. Например, вводятся новые требования к шрифту и контрастности символов. Вся финансовая история в «онлайне» — это удобно и налоговикам, и предпринимателям.
Словом, владельцам онлайн-касс не приходится расслабляться — нужно постоянно держать руку на пульсе законодательства.
История продолжается
Сперва большинство предпринимателей видели во всей этой истории только дополнительные расходы на приобретение кассового оборудования современного типа и усиление фискального контроля со стороны налоговой. Однако за «неприятностями» начального этапа последовали более вдохновляющие вещи. По прошествии нескольких лет пользователи онлайн-касс оценили их удобство.
Практически все умные кассы позволяют вам, находясь вне офиса, на отдыхе, в любой момент выйти в мобильное приложение и посмотреть, что реально происходит с вашим бизнесом: какую выручку вы получили за определенный период и т. д. Один из положительных итогов этой реформы — пожалуй, в том, что малый и средний бизнес получил возможность относительно недорого войти в новую технологическую страту. Предприниматели стали использовать технологии, ранее доступные только крупным компаниям — ведение товароучета на принципиально ином уровне и более детальное понимание собственного бизнеса благодаря внедрению автоматизации мониторинга хозяйственной деятельности.
Цифровизация — это всего лишь инструмент достижения прозрачности во взаимоотношениях государства и общества, служащий в идеале на благо. Главное стремится именно к благу — открытости и честности. Ну а сам по себе инструмент — это всего лишь инструмент, все зависит от того, кто и как его использует.
Сейчас история с онлайн-кассами столь же обыденна, как смартфон в кармане. Предприниматель приобретает кассу, тестирует, смотрит. Если решение его устраивает, если он готов платить него определенную сумму в месяц (а содержание кассы, разумеется, сколько-то стоит), — то он это решение оставляет, если не готов — меняет его, подобно тому, как мы избавляемся от приложений в своем телефоне, которые в какой-то момент сочтем бесполезными.
Ну а предложений сегодня на рынке — масса. Торговый ритейл чаще всего выбирает разной функциональности аппараты от «Атола», «Эватора» и прочих небезызвестных производителей. А вот в сферах с внушительным количеством обслуживаемых лицевых счетов (речь в первую очередь идет об управляющих компаниях в жилищно-коммунальном хозяйстве, провайдерах и застройщиках, они имеют дело со сложным расчетом) лидирующие позиции стабильно занимают фискальные сервера «Валлаб» — просто потому что это оборудование функционально «заточено» под вполне конкретный спектр потребностей компаний со сложным формированием фискальной номенклатуры.
Хотите узнать больше об онлайн-кассах и обо всем, что с ними связано? Читайте наш канал, в нем много очень полезной информации.