… отряд боролся с караванами, доставляющими душманам оружие и боеприпасы из Пакистана.
… караван втянется в ущелье полностью, подходит к перевалу и попадает в засаду.
… информация о караване могла быть дезой, которую духи подкинули нашему «пресс центру».
(подробности ниже).
Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.
На Ваш суд представляется первая часть рассказа. Это художественное произведение. Рассказ не связан с реальными событиями, все персонажи вымышленные. Однако такое вполне могло произойти в те далекие времена афганской войны. В случае обнаружения каких-либо ошибок либо неточностей или несогласия с сюжетом прошу написать об этом. Все замечания будут учтены автором.
***
ЗАСАДА
Первая часть. Дерзкий план
Четвертые сутки пылают аулы
Горит под ногами чужая земля
Раздайте патроны, старшины, по ротам
А мы перед рейдом еще выпьем вина
Песню Олег слышал давно, еще в Союзе. Явно перефразирована на мотив «Поручика Голицына». Ее во время застолий пел под гитару командир второй роты капитан Алексеенко, заменившийся из Афгана в прошлом году.
Чем-то именно этот первый куплет запал Олегу, он часто его напевал и вслух и про себя. Дальше песня никак не запоминалась, поэтому после первого куплета приходилось просто напевать или насвистывать мотив.
Прошло полгода и вот Олег, в миру старший лейтенант Митин, командир первой группы третьей роты отдельного отряда специального назначения, уже сам в Афгане. И куплет с мотивом все также с ним, никак не отвязываются.
По прибытию Олега в Афган очень быстро выяснилось, что действительность сильно от песни отличается. Аулов не было, были кишлаки. И не пылали они, пылать там было нечему – одна глина, а дымились. И земля совсем не горела у нас под ногами, очень твердо и уверенно стояли наши войска на афганской земле. И старшины не раздавали патроны перед рейдом, патроны были у бойцов постоянно – в магазинах в «лифчиках», россыпью в РДшках, да еще в броне дополнительный запас в цинках. Да и рейдовыми действия отряда специального назначения, куда попал служить Олег, назвать было трудно. Отряд боролся с караванами, доставляющими душманам оружие и боеприпасы из Пакистана. Сначала действительно ходили в приграничные районы рейдовыми отрядами, но духи на раз вычисляли и на время прекращали всякое движение, ждали, когда Шурави уйдут. Поэтому перешли к засадам на возможных маршрутах. Вот от скрытности заброски засадных групп и зависел успех.
А с вином вообще фантастика.
Вина в Афгане даже теоретически не было, разве кто привезет из отпуска. Местные продавали «Шароп», что в переводе с фарси означало «Вино». Только это было не вино, а слабый, градусов 20 – 25, самогон. Гнали его из винограда. Наши еще называли его «кишмишовкой», вроде «кишмиш» сорт такой винограда. В качестве тары были запаянные полиэтиленовые пакеты. Мрачный был напиток. Бил в голову. Говорили, что афганцы для «дури» каким-то образом настаивают «продукт» на анаше.
Так вот Олег ни разу не припомнит случая, чтобы перед боевым выходом кто-то мог додуматься употребить алкоголь.
В общем, песня эта вдали от Афгана слушалась красиво, романтично, а в самом Афгане, видно из-за несоответствия действительности, особой популярностью не пользовалась. Но к Олегу вот привязалась. И никак не избавиться.
***
Вчера после утреннего развода командира роты Сергея Позднякова вызвали в штаб отряда. Не иначе получать боевую задачу, подумал Олег. Не экстренную. В противном случае уже бежали бы мы на вертолетную площадку, что оборудовали недалеко за палатками. По расписанию занятий была тактика. На всякий случай Олег решил группу далеко не уводить, заниматься в пересохшем русле небольшой речки. Отрабатывать скрытное передвижение с использованием складок местности, благо русло проходило по небольшому извилистому овражку глубиной полтора – два метра. И одновременно ждать команды на окончание занятия и возвращение в расположение – ведь недаром же ротный в штаб пошел.
Команды долго ждать не пришлось. Сначала выставленный наблюдатель доложил, что командир роты из штаба вернулся. Через некоторое время по радиостанции ожидаемо передали: всем прибыть в роту.
Олег поручил замкомгруппы Эдику Подоляке привести личный состав в палатку и ждать его, а сам поспешил в палатку ротного.
У ротного уже собрались: зам по вооружению, по старинке зампотех Тимур Гулбаев, командир второй группы тоже Олег по фамилии Мельник и старшина роты Алексей Максимович, очень взрослый прапорщик, которого из-за возраста часто звали просто Максимыч. Замполит и третий комгруппы были в отпусках, причем оба по реабилитации после желтухи. Как-то разом у них получилось. Дождавшись, когда Олег задернет полог палатки, ротный начал ставить задачу.
- Завтра в сумерках выходим всей ротой на броне. По темноте скрытно десантируемся. Ночь идем, перед рассветом садимся в засаду. Броня с Гулбаевым продолжает движение и выходит в район. Район засады и район для бронегруппы нам доведут завтра к пятнадцати часам. Это пока предварительно, все понятно?
Все промолчали. Ротный продолжил.
- Сейчас проверить, при необходимости пополнить, боеприпасы. Гафур, со своими технарями - мехводами и наводчиками - готовишь машины. Максимыч - сухпайки на четверо суток. Сам остаешься в расположении. Вопросы?
Вопросов не было.
Олег весь оставшийся вчерашний день и половину сегодняшнего готовил группу к выходу. На выход из группы шли 10 человек вместе с Олегом. Это не считая технарей. Процесс подготовки не очень героический, но необходимый. В принципе, боеприпасы, ракеты, дымы были уже заложены в РД. Снаряжение тоже всегда в готовности. Но всякое бывает. Может у хозяина глаз замылился, сам не замечает. Лучше еще раз посмотреть свежим глазом. И обязательно радиостанции Р-148 и запасные батареи. И аптечки, и жгуты, и ИПП. И промедол у санитара-стрелка. И много всяких мелочей, которые на выходе мелочами не бывают.
С утра Олег со своим замом Эдиком пошли в парк и проверили работу радиостанций и ТПУ. По установленному ротным разделению труда зампотех с механиками и наводчиками отвечал собственно за шасси и вооружение. Может это было не по уставу, но для разведки правильно, так как разведчики в основном действовали пешими или на вертолетах, а механики и наводчики зачастую оставались под командой зампотеха.
А вот связь была на командирах групп. Зампотех со своими ребятами так усиленно трудились на машинах, что отвлекать их Олег не стал. Решив свои вопросы они с Эдиком вернулись в палаточный городок.
В расположении роты Олег окончательно проверил готовность разведчиков. Убедился, что боеприпасы, сухпайки уложены в РД, а теплые вещи и плащ-палатки подвязаны. Хоть и была уже середина весны и днем уже сильно припекало, но ночи были еще прохладными, поэтому теплые вещи лишними не были. Затем разведчики нацепили все на себя, попрыгали, убедились, что ничего не гремит и не мешает движению. Оставалось только залить фляги, но это было запланировано на после обеда, когда будет готов отвар колючки.
Олег дал команду готовиться к приему пищу, а сам присел под навес и развернул на дощатом столе девятилистовую склейку. И вот он, всматриваясь в карту и пытаясь угадать район предстоящей засады, опять напевает куплет и насвистывает незатейливый мотивчик: «Четвертые сутки …».
***
После обеда ротный неожиданно позвал Тимура и Олега с собой в штаб. Зампотех понятно, он будет командовать броней. Зачем там Олег, ротный не знал сам. Пока шли, обсуждали и пришли к выводу, что скорее всего Олегу будет поставлена самостоятельная задача. Так оно и вышло.
Офицеры подошли к штабному модулю и направились прямо к командиру отряда. Постучав в дверь, сразу же вошли в кабинет.
- Разрешите, товарищ подполковник! Капитан Поздняков с офицерами по Вашему приказу прибыли! – доложил ротный.
- Здравствуйте, товарищи, проходите поближе, прямо к карте – пригласил командир отряда подполковник Грязнов.
В кабинете еще присутствовали начальник штаба капитан Дегтярев и начальник разведки капитан Сакенов. Все стояли возле длинного стола, на котором была расстелена карта. Командир отряда сразу же начал ставить задачу.
- Сергей, ты в 19 часов проходишь через КПП. Люди под броней. Наверху только командиры. Через километр, сразу после развалин уходишь с дороги вправо и дальше идешь степью до предгорий. Так безопасней от мин, всю степь точно не заминируют. Огни не включать. Примерно в этой точке, смотри сам по обстановке где конкретно – командир карандашом показал маленький красный кружок на карте – остановишься. К этому моменту уже стемнеет. Здесь рота скрытно десантируется и уходит в горы. Пока все ясно?
- Так точно – ответил за всех ротный. Командир продолжил.
- Тимур, дальше берешь влево и ведешь броню по степи на юг и к четырем часам выходишь в этот район. Карандаш ткнулся в середину овала на карте. Там стоишь до рассвета, потом опять же по степи возвращаешься домой. Ни в коем случае не выходи на какую-нибудь колею-дорогу, только попробуй мне подорваться – шутливо погрозил пальцем Грязной. Тебе все понятно?
- Все ясно – ответил Гулбаев.
- Вот и хорошо. Пока на своей карте помечай маршрут и уясняй задачу. А мы продолжим. Сергей, ты по горам уходишь в этот вот район и не позже трех часов забираешься вот на эту горушку. Карандашом Грязнов показал очередной кружок на карте. Горушка самая высокая в округе, с соседних высот ее вершина не просматривается. Пока все понято?
Ротный кивнул – так точно, хотя был заинтригован – что ему делать на вершине, через которую никогда ни один караван не пройдет?
- А вот здесь самое интересное. Олег, сколько у тебя человек, обратился командир отряда к Митину?
- Десять со мной, товарищ подполковник.
- Нормально. Так вот, слушайте дальше. Рота до рассвета копает и маскирует десять окопов-укрытий. С рассветом группа Олега залегает в эти укрытия и не подает признаков жизни. Под себя ходите, если что. Остальная рота, оставив воду и сухпай, спускается вниз, находит подходящую площадку, вызывает вертолеты и возвращается домой. Таким образом мы попытаемся духов обмануть и незаметно забазировать у них тылу одну группу. Одновременно к югу мы отправим в рейд вторую роту, пусть пошумит, отвлечет внимание. Такой вот замысел.
- Замысел понятен, товарищ подполковник – сказал Поздняков – а если духи группу все-таки обнаружат? А даже и не обнаружат, что десять человек могут сделать в духовском районе?
Командир отряда внимательно посмотрел на ротного и на Олега и ответил.
- Вопросы правильные, но эти варианты мы продумали. Первое. Если группу все-же обнаружат. Духам сложно будет атаковать командную высоту, да еще с оборудованными окопами. Не думаю, что они задействуют крупные силы. И действовать они смогут только в темное время. Но в любом случае хоть днем, хоть ночью, прилетят вертолеты и устроят духам концерт по заявкам. Нашим нужно будет только обозначить себя, чтобы от вертушек не досталось.
Грязнов сделал паузу. Офицеры молчали.
- Тогда продолжим. Самое главное сейчас – по данным разведки через два дня, то есть в ночь с 17 на 18 апреля через это ущелье– карандаш провел извилистую линию по карте – должен пройти крупный караван. Задача Олега: 17-го с наступлением темноты максимально скрытно выдвинуться и занять небольшой перевал в конце ущелья – острие карандаша указало на карте знак засады. Караван втянется в ущелье полностью, подходит к перевалу и попадает в засаду. Ущелье узкое, стены отвесные. Больше похоже на каньон. Развернуться и выйти из ущелья под огнем каравану будет сложно. С перевала все простреливается. Подобраться к перевалу скрытно духи тоже не смогут. В это время высылаем вертолеты, которые будут работать по вашим целеуказаниям трассерами и ракетами. Себя обозначите огнями. Сразу же начинает движение на броне первая рота, которая блокирует караван с начала ущелья. С рассветом ваша третья рота десантируется с вертолетов в районе перевала. И все. Караван заблокирован. Дальше завершаем уничтожение и собираем трофеи. Какие вопросы?
План был дерзким. Никогда раньше отряд так не действовал. Был реальный риск потери группы в случае ее обнаружения. Но была высокая вероятность успеха. Еще офицеров третьей роты смущало то, что информация о караване могла быть дезой, которую духи подкинули нашему «пресс центру».
После непродолжительного молчания ротный сказал, что вопросов у них не имеется. Олег и Тимур промолчали.
- Вот и хорошо, товарищи. Уверен, нас ждет успех. Сейчас переносите задачу на свои карты. Начальник штаба и начальник разведки помогут. Удачи! – командир отряда вышел из кабинета.
Конец первой части
Продолжение можно прочитать здесь.
Сюжет из личного боевого опыта автора.