… караван, если он конечно будет и «Пресс-центру» не скормили дезу, пройдет не позже трех, максимум четырех часов …
… валить всех в упор, не пропустить духовскую разведку через перевал …
… так что продержаться тебе нужно будет два – три часа …
(подробности ниже).
Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.
Продолжение рассказа Засада. Предыдущие части.
Это художественное произведение. Рассказ не связан с реальными событиями, все персонажи вымышленные. Однако такое вполне могло произойти в те далекие времена афганской войны. В случае обнаружения каких-либо неточностей или несогласием с сюжетом прошу написать об этом. Все замечания будут учтены автором.
***
ЗАСАДА
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ВЕРШИНА
Склон горы забирал круто вверх. Никаких троп не было и в помине. Ротный сбавил темп, понимал, что в гору идти труднее. К тому же ему приходилось выбирать удобные участки для подъема. По прямой не пойдешь, постоянно встречались валуны, осыпи, крутые, почти отвесные скальные выходы. Приходилось обходить. Хорошо, луна освещала склон, тут не потеряешься. Но все равно разведчики старались быть поближе, помогали друг другу, подавали руку, поддерживали и подталкивали товарища, чтобы взобраться на очередной уровень.
Ротный еще два раза объявлял короткий привал. Видимо не столько для отдыха, сколько чтобы найти лучший маршрут.
Олег, согнувшись, монотонно поднимался, следя за спиной ротного радиста. Постепенно нарастала усталость. Он никогда не был альпинистом, хотя в училище горную подготовку проходил в течение аж двух недель в горном учебном центре. По окончании даже выдали значок «Альпинист СССР». Но одно дело вязать узлы и карабкаться вверх метров тридцать-сорок со страховкой, а совсем другое дело просто подниматься на гору несколько часов с тяжелым грузом. Тут никакой значок не поможет. Нужна обычная человеческая выносливость. Причем выносливость особая – именно при длительном подъеме в гору с грузом пару десятков килограммов, а то и больше. И приобретается она не на марш-бросках и кроссах на ровной местности, а на таких вот подъемах.
На привалах Олег сразу опускался на спину, привалившись спиной с РД к склону, и так вот полулежа отдыхал. Затем ротный или его радист махал рукой, Олег поднимался, за ним поднимались остальные разведчики и шли вверх дальше. Вершина горы все также нависала над ними, казалось, что она не приближается.
***
И вдруг все кончилось. Олег наткнулся на остановившегося ротного, распрямился, поднял голову вверх и вместо склона горы увидел звездное небо. До самой вершины оставалось несколько метров подъема.
- Дошли наконец – подумал Олег, машинально вскинул левую руку и посмотрел на командирские часы с мерцающим циферблатом – без двадцати трех три, уложились.
Поздняков, поручив Олегу собрать командиров и подняться за ним, быстро сделал несколько шагов по склону вверх и оказался на вершине.
Олег передал по цепи «сбор командиров», дождался Мельника и заместителя командира третьей группы сержанта Приходько и поднялся с ними вслед за ротным наверх.
Вершина представляла собой почти плоскую овальную площадку с неровными краями. Посередине, как кривой зуб, торчал валун, вросший в землю. Росли какие-то небольшие кустики. Ротный ходил по краям вершины и внимательно осматривал подступы. Увидев поднявшихся командиров, подозвал их к себе.
- Так мужики, слушайте внимательно. Здесь остается группа Олега. Остальная рота со мной с рассветом на вертолетах возвращается домой. Оставляем им всю воду, сухпайки, гранаты, ракеты, дымы, огни, сигналки и все четыре МОН-50 с машинкой и кабелем. Пока ничего с этим не делать, куда все сгружать скажу позже. Это понятно? Ротный продолжил.
- Приходько, выставляешь в охранение шесть разведчиков на склоне вокруг вершины. С оставшимися людьми подкапываешь под кривым валуном и оборудуешь склад для воды и сухпая, мы туда потом все уложим, чтобы солнце не попадало. Поэтому копайте как можно глубже. С тобой все, работай.
- Командир, а не проще раздать бойцам все фляги и сухпай сразу – спросил Олег.
- Нет, не проще. Тебе здесь сидеть долго, нужно жестко контролировать питьевой режим, расход воды, расход пайка. В округе источников воды нет, пополнить негде. Всякое бывает, некоторые молодые непривычные ребята могут перебрать, выпить все запасы и остаться без воды. А кого-то на жор пробьет от нервной обстановки. И сухпай незаметно для себя схрумкает. Поэтому выдавать воду и сухпай будешь лично каждому перед рассветом.
Ротный продолжил.
- На вершине по периметру оборудуем окопы – укрытия. Располагать их попарно с одинаковым сектором наблюдения, чтобы один наблюдал, а другой мог отдохнуть, поесть, расслабиться. Места я сейчас покажу.
Ротный обратился к Олегу.
- Берешь Р-159, комплект батарей, мой радист все принесет прямо тебе в окоп. Оборудуешь его здесь – ротный топнул ногой, рядом – окоп Подоляке, чтобы могли друг друга подменять на связи. Батареи экономить, связь с отрядом каждый час, потом станцию выключаешь. Доклады очень кратко, строго по переговорной таблице. Через двадцать минут подойдешь ко мне. Все.
Далее Поздняков сказал, обращаясь уже к обоим офицерам:
- Порядок действий такой. Сейчас покажу места окопов, распределим людей. Закончить все к половине пятого. По команде собираем воду и сухпай под зубом – так ротный «окрестил» кривой валун в центре площадки, все остальное раздаем первой группе. Затем первая группа ложится в укрытия, накрывается плащ-палатками, закрепляет их колышками, чтобы не слетели от ветра. Получается круговая оборона и наблюдение. Никто в течении светлого времени не встает, ждут до темноты. Поэтому все «дела» сделать до рассвета. Иначе все будет бесполезно. Остальные с рассветом встают, начинают ходить по вершине, всячески демаскируют себя. Я вызываю вертолеты, и мы улетаем. Да, и еще - Олег, когда пойдем на посадку, я оставлю тебе «Ромашку». Вот вроде и все. Вопросы? Вопросов не оказалось.
- Тогда пошли смотреть, где копать - сказал ротный.
***
Олег собрал группу на склоне чуть ниже вершины и в общих чертах рассказал задачу. Видно было, что разведчики поражены и в успехе сомневаются. Ведь такого никогда не было. Да и вдесятером против целого каравана. Олег понимал, что такое известие нужно ребятам переварить, а для переваривания лучше сейчас загрузить их работой. Поэтому, дополнив сказанное заверением, что они будут не одни, на аэродроме дежурит целое звено «крокодилов», первая рота сразу же пойдет на выручку на броне, а их рота прилетит с рассветом, Олег повел своих на вершину.
Вместе с Мельником они распределили разведчиков, кому какой окоп копать, посмотрел на часы и увидел, что прошло уже девятнадцать минут и пора подойти к ротному. Но Поздняков сам появился рядом, присел на землю, знаком показал Олегу присаживаться рядом и, когда Олег опустился на землю, сразу же задал вопрос.
- Как приняли бойцы задачу?
- Не очень радостно, хоть и виду старались не показывать, все-таки разведка.
- Понятно, но думаю, что получится. Теперь конкретика. Сейчас ночь 16 апреля. Сидишь здесь день сегодня, день завтра, с темнотой начнешь движение к месту засады. Примерный маршрут у тебя есть. Туда идти где-то часа три. На месте быть не позже двадцати трех, лучше раньше. Там закрепиться, выложить камнями брустверы, будет возможность, подкопать, но все очень тихо, не дай Бог лопатка о камень звякнет. Поставишь МОНки. Две разверни в тыл и во фланги, две перед собой. Подрыв по проводам. Дальше МОНок поставь на флангах и в тылу сигналки. Будут тебя обходить, сигналки сработают. Можно будет МОНку рвануть. Сразу говорю, что это не классическая засада со всякими группами и подгруппами, как в уставе. Для этого людей маловато. Это скорее всего оборона перевала. Исходя из этого сам по обстановке расставишь позиции. Не забудь про фланги и тыл.
Думаю, что караван, если он конечно будет и «Пресс-центру» не скормили дезу, пройдет не позже трех, максимум четырех часов. Ведь ему нужно будет преодолеть по темноте открытое пространство в предгорье, потом пройти по горной тропе километров десять. Здесь уже темнота для них значения не имеет, дальше «нашего» каньона идут примерно такие-же ущелья, где караван сможет идти и днем.
Теперь сам бой. Обычно впереди идет разведка и мы ее типа должны пропустить вперед. Но сейчас это не тот случай. Валить всех в упор, не пропустить духовскую разведку через перевал. Ни один дух не должен оказаться у тебя в тылу. Потом сам караван. Запускаешь ракеты, светишь и бьешь по вьючным животным. Рвешь передние МОНки. Гранатами вниз, бьешь со всех стволов. Тут главное не увлечься, после первого шквального огня экономь боеприпасы. С началом боя включай 159-ю, выходи на связь и вызывай вертолеты.
Конечно же, сами пешие духи смогут уйти по склонам ущелья, помешать ты им особо не сможешь, но лошади и верблюды с грузом оружия и боеприпасов уйдут вряд ли. А это самое главное. Развернуть караван на узкой тропе можно, но это трудно и нужно время. Через 20-30 минут прилетят вертушки, ты с ними свяжись еще на подлете и обозначь себя огнями. Дальше дело техники, остается подъехать и собрать трофеи. Это лучший вариант для тебя.
Хуже будет, если духи не разбегутся, а примут бой и попробуют прорваться через перевал. Наверняка в караване будут ДШК, и не один. Они постараются вертушки отогнать, а сами попрут на тебя. Или будут отвлекать с фронта и попытаются обойти с флангов – вот для этого пригодятся сигналки и МОНки на флангах. Тут придется держаться до рассвета.
Мы прилетим не раньше шести – шести тридцати. А первая рота подойдет гораздо позже. Они только минимум через час-полтора с начала боя подойдут к предгорью, а еще по горам идти, Правда, они, в отличие от нас, пойдут напрямую по тропе, но все равно часа два – два с половиной им понадобится. Так что продержаться тебе нужно будет два – три часа, правда, при поддержке с воздуха. Вот такие дела, Олег. Какие вопросы ко мне, задавай любой вопрос, любую неясность сейчас разберем.
- Вроде все понятно, командир. Дальше война план покажет.
- Тогда ладно, заканчиваем рытье и по плану.
Ротный легко поднялся и пошел к «зубу» посмотреть, что наваял Приходько, а Олег направился к своему окопу, где с трудился Эдик Подоляка с двумя разведчиками.
Наконец все работы были окончены, вода, сухой паек уложены под «зуб», гранаты, мины, ракеты, сигналки, дымы и огни распределены между разведчиками первой группы. Олег, спросив разрешение ротного, дал команду своим занимать окопы-укрытия и накрываться плащ-палатками.
Конец третьей части
Продолжение можно прочитать здесь.
Сюжет из личного боевого опыта автора.