Найти тему
Игорь Александров

ЗАСАДА. ВНЕЗАПНЫЙ УДАР

… Олег срезал душманского разведчика короткой очередью…

… Над головой раздавался рев вертолетов, самих машин видно не было, только иногда на фоне Луны мелькали тени...

… бросили последнюю гранату, боеприпасы к подствольнику закончились еще раньше…

(подробности ниже).

Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.

Окончание рассказа Засада.

Предыдущие части.

Часть первая. Дерзкий План

Часть вторая. Бег по горам

Часть третья. Вершина

Часть четвертая. Дневка

Часть пятая. Перевал

Это художественное произведение. Рассказ не связан с реальными событиями, все персонажи вымышленные. Однако такое вполне могло произойти в те далекие времена афганской войны. В случае обнаружения каких-либо неточностей или несогласием с сюжетом прошу написать об этом. Все замечания будут учтены автором.

***

ЗАСАДА

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ. ВНЕЗАПНЫЙ УДАР

Действительно, из ущелья иногда доносился подозрительный шорох. Никакого позвякивания не было. Шорох приближался. Олег стиснул в руках направленный на тропу автомат. И вдруг откуда-то снизу раздался гортанный голос. Невидимый человек что-то говорил, как будто сам с собой, но при этом делал паузы.

- Пуштун – машинально отметил Олег.

В этот момент говорящий человек вышел на тропу из темноты. Самый натуральный дух. Довольно рослый. В лифчике, с автоматом на ремне, на голове шапка - «душманка». Левой рукой он держал маленькую рацию и с кем-то переговаривался. При этом дух продолжал подниматься по тропе, приближаясь к перевалу.

- Вот какая оказалась разведка – догадался Олег – не с той стороны, откуда ждали. А душманы тут комитет по встрече с другой стороны выслали. Значит, караван где-то идет, скорее всего дух с ним и связывался, наверное, сообщил, что все мол в порядке. Что делать? Нужно, как решали раньше, разведку валить. Жаль, рядом ПБС только у Эдика, звать его опасно, точно духа спугнешь, придется пошуметь.

Тут как на зло пикнула 148-я, скорее всего Мамонов вызывал на связь, видно тоже увидел духа-разведчика. Дух этот пик явно услышал, остановился и насторожился. Замешкался буквально на мгновение. Это решило его судьбу. Олег срезал душманского разведчика короткой очередью. Тот упал на тропу, как подкошенный, и куда-то откатился вниз. Убит не убит, не понятно.

Почти одновременно раздались очереди из ущелья. Видно разведчик был не один. Били явно неприцельно, просто в сторону перевала. Но и этого хватало, чтобы вжиматься в землю и хорониться за каменными стенками. Не хотелось случайную пулю словить. В ответ раздалась длинная очередь со «Второй» вершины. Потом сверху крикнули «Граната» и через какое-то время в ущелье раздался взрыв. Задело духов или нет, непонятно, но очереди прекратились.

Олег пытался разобраться в обстановке.

- Где сейчас караван? В любом случае выстрелы и взрыв они слышали, сейчас пытаются уйти или наоборот, подкрадываются к нам, чтобы с двух сторон атаковать. Что так, что так, МОНки надо рвать сейчас, а то спрячут вьючных по всяким укрытиям, где их будет не достать.

- Сергей – позвал Олег снайпера – рви все МОНки.

Прозвучало четыре взрыва, почти слившиеся в один. В ответ раздались крики боли, рев верблюдов, ржанье лошадей.

- Кого-то зацепили – подумал Олег – караван здесь, хотя рановато, ждали к трем-четырем.

Он быстро перемахнул на свое место, а одного пулеметчика отправил к Марату - держать тыл. Затем включил 159-ю и связался с отрядом.

- 830-й, я 31-й, прием! Я 31-й, встретил караван. Духи с двух сторон. Высылайте воздух.

Вдруг со стороны горы перед перевалом, которую группа прошла по боковому склону, взлетела ракета. Все озарилось мертвенно белым светом. Стали видны, как на ладони, не только СПС на перевале, но даже верхушки стенок, построенных на высотах. И сразу же с этой горы заработал ДШК. Уж его-то Олег ни с чем спутать не мог. Били по «Второй», по перевалу, Олегу казалось, что огненные трассы летят прямо в него. На самом деле основную часть принимала на себя высота и второму отделению там приходилось тяжко.

Пикнула 148-я. Вышел на связь Мамонов, доложил, что их обстреливают из ДШК с соседней горы, они пока прячутся за стенками СПС, но пули тяжелые, стенки разваливаются. Олег принял доклад, приказал пока не высовываться, ждать команды, время от времени катить по склону гранату.

Все понимали, что обстановка оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось. Вместо ожидаемого каравана с одной стороны группа было практически зажата с трех сторон. На горе был стационарный пост, иначе как туда так быстро могли поднять ДШК. Видно, просто проспали и не заметили проход группы, а сейчас вот проснулись и не дают головы поднять. Через некоторое время духи начнут обходить группу, замкнут кольцо окружения.

Все эти мысли вихрем пронеслись в голове Олега. Что делать?

Тут за рукав дернул Эдик, привлекая внимание.

- Валить отсюда надо на ту гору – Эдик показал в сторону «Первой» высоты, очевидно имея в виду горку, возвышающуюся в 200-х метрах дальше «Первой». Здесь нас из ДШК будут держать, голову не поднимем, а эти снизу подползут и гранатами закидают. Пока они сами ту горку не заняли, нам надо туда.

- Точно, подумал Митин. Эдик светлая голова, быстро сообразил. Нужно ставить задачу на отход.

- Второй, я 31, собирайся, бросай гранату, бегом ко мне.

- Марат, Эдик – по одной гранате.

- Пулеметчикам, после разрыва гранат огонь по ущельям короткими очередями, патроны беречь.

- Сергей – хватай станцию, все свои причиндалы, по моей команде отходим.

- Группа. всем собраться, приготовиться к отходу, идем на «Первую высоту».

- Первый, я 31-й, идем к тебе.

Прогремели два взрыва гранат, затем раздались пулеметные очереди, еще один взрыв, со «Второй» буквально скатился, тяжело дыша, Мамонов с напарником.

- Мы пришли.

- Вижу – сказал Олег – сейчас скоренько бежим на «Первую». Пулеметчики на прикрытие, уходите за нами чуть позже. Группа, за мной.

Олег резко вскочил и пригибаясь, пошел вверх. В этот момент на счастье туча закрыла Луну, стало совсем темно. Пулеметчики исправно обстреливали оба ущелья. Духи не заметили маневра группы. Наконец Олег дошел до вершины, благо высота была совсем небольшой и дождался группы. Все. Пока просто сумасшедше везет.

Огонь из ДШК прекратился, только изредка постреливали из ущелий.

- Скорее всего духи пошли в обход и боятся зацепить своих – догадался Митин.

В этот момент сработала сигналка со стороны «Второй» - Так и есть, обходят, да только нас там уже нет.

- Виталик, ты с напарником остаешься на прикрытии, пару раз бросаешь гранаты и ждешь команды. Так парни, отдышались, сейчас бросок на горку.

Олег поднялся и также пригибаясь быстро пошел по склону вверх, разведчики за ним.

- Только бы успеть, только бы дальше не было высоких горок – билась у Олега тревожная мысль. Но бежать нельзя, груз опять же, сорвем дыхалку, вообще хана. Поэтому он пошел вверх помедленнее, стараясь сохранять дыхание. Вдруг сработала сигналка у «Первой» высоты, поставленная со стороны северного ущелья, откуда пришел первый дух

- Видно, духовская разведка пытается нас зажать. Вовремя мы ушли.

Вслед за сигналкой послышался взрывы двух гранат, автоматные очереди, крики боли.

- Виталик молодец – оценил Митин первое отделение - обход пока не удался.

Наконец поднялись на горку. Группа сразу же залегла по периметру вершины. Олег осмотрелся. Ничего выше поблизости не наблюдалось. Хоть это хорошо. Нужно поднимать первое отделение, а здесь строить СПС, особенно со стороны ДШК.

- Первый, я 31-й, бросай гранаты в оба ущелья и ко мне. Поднимайся по теневой стороне.

Прогремели два взрыва. По команде Олега пулеметчики начали обстрел ущелий, прикрывая Мягкова с напарником. Олег машинально посмотрел на часы –три, начало четвертого. Прошло всего минут тридцать, а кажется, как будто все ночь они ведут бой.

Тем временем сработала еще одна сигналка возле «Второй» высоты. Похоже, духи их потеряли и хотят окружить пустое место.

Все-таки им нужен перевал – догадался Митин – видно, далеко не всех в ущелье побило, попытаются все-таки караван провести, ведь до рассвета еще почти три часа. А мы огнем отсюда по перевалу вполне сможем их остановить. Ведь если ущелья тонут в темноте, то сам перевал просматривается неплохо.

Вот тогда духи возьмутся за нас всерьез. Наверняка уже сейчас сюда спешат подкрепления. Скоро станет жарко. Дальняя гора, где пост с ДШК все-таки выше, чем мы. Туда по прямой явно больше полутора километров, ногами шли, да и по карте так выходит. Для ДШК не расстояние, а вот нам ответить нечем. И тогда они просто прижмут нас к земле, не дадут поднять головы, а сами подойдут снизу и все, нам конец. И караван проведут.

Через край вершины тяжело перевалил Мягков, за ним другой разведчик. Вся группа в сборе, потерь нет.

Олег взял у Сергея переговорник 159-й, связался с отрядом, доложил обстановку и где он примерно находится сейчас. В ответ узнал, что вертолеты еще не вылетели, но скоро будут. Броня первой роты готовится к ним выйти и тоже скоро выйдет. Когда скоро, дежурный не знал. Олег подавил чувство раздражения. Понятно, что там сидит молодой офицер из какого-то подразделения обеспечения, прошло максимум полчаса, подойдет начальник штаба и все доведет подробно. Главное, все команды прошли. Остается только дождаться. Олег распорядился без его личной команды не стрелять и строить защитные стенки со стороны поста с ДШК.

***

Прошло еще минут десять. Вдруг у «Первой» высоты сработала сигналка, на этот раз со стороны, откуда шел караван. Группа молчала, приказа открывать огонь Олег не отдал. Пусть духи расслабятся, решат, что мы ушли. Займут «Первую» высоту убедятся, что нас нет и начнут проводить караван. Вот тут мы и ударим сверху.

Внизу началось какое-то шевеление. Олег посмотрел в ночной бинокль и увидел, что на «Первую» высоту поднялось несколько человек. Они сразу же залегли, слились с местностью и стали невидимыми для ночной оптики.

Высоты у перевала духи заняли, скоро поведут караван, сейчас половина четвертого – машинально отметил Митин. Ожила рация. На связи был начальник штаба. Олег доложил обстановку, сказал, что предположительно скоро пойдет караван и он попытается его задержать. Повторил, что на соседней горе стационарный пост с ДШК. Начштаба довел, что броня вышла, будет у предгорий через час-полтора, звено вертолетов вылетело пять минут назад, их надо будет сориентировать на цели и обозначить себя. Под конец приказал держаться и пожелал успеха.

Тем временем наблюдатели доложили, что на перевале какое-то движение. Олег глянул в ночник, точно – целого верблюда вытащили. Заранее предупрежденный Подоляка выстрелил в ту сторону из подствольника, следом открыли огонь пулеметчики. Верблюд рванул вперед и исчез в ущелье. Больше никого на перевале не было. Очень скоро по позициям разведчиков открыл огонь ДШК. Видно духи как-то определили направление, откуда стреляли пулеметы и теперь пытаются их уничтожить.

Отвечать ДШК было бесполезно, поэтому вся группа залегла в укрытиях. Пули били по камням, откалывали от них целые куски, выбивали крошку. Ощущения были неприятные. Но Олег больше опасался обхода. Поэтому время от времени по его команде вниз бросали очередную гранату, чтобы отбить у духов охоту лезть к нему наверх.

Издали, сквозь грохот очередей и взрывов гранат, пробился гул вертолетов. Олег тут же связался с ними по Ромашке.

- Воздух, я 31-й. Вас слышу. Обозначаю себя огнем.

- Серега, зажигай огонь, следующий наготове – приказал он снайперу.

- 31-й, я Воздух, огонь вижу. Как обстановка?

- Воздух, я 31-й. На юг от меня ущелье, там караван с охраной. На север тоже ущелье, и там духи. Полтора-два километра дальше на вершине горы ДШК, стационар. Показываю направление красной ракетой.

- Эдик, красную в сторону ДШК.

- 31-й, я Воздух, ракету вижу. Продолжай светить огнем, пока мы работаем. Будем зачищать ущелья.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Над головой раздавался рев вертолетов, самих машин видно не было, только иногда на фоне Луны мелькали тени. Слышно было, как они ударили НУРСами, в глубине ущелья послушались разрывы. Тут же с духовского поста куда-то в небо потянулись огненные трассы ДШКа. Из глубины ущелья, где притаилась духовская разведка, тоже начал работать ДШК. Успели притащить – подумал Олег.

Олег понял, что духам временно стало не до него. Помочь вертолетам против ДШК он ничем не мог, оставалось держать перевал. Но жизнь опять внесла коррективы. На связь вышел командир звена и сообщил, что по нему работают ДШК, одна машина получила повреждение, они перемещаются к югу, пройдут вдоль ущелья, где спрятался караван, ударят, чем смогут и уйдут на дозаправку. Вернутся реально не раньше рассвета.

***

Рев вертолетов стал удаляться, пока совсем не стих. Духи также прекратили огонь. На часах была половина пятого. До рассвета оставалось немногим более часа.

И тут духи, поняв, что вертолеты ушли, предприняли попытку уничтожить группу. Провести караван они уже не пытались, видно выбило много вьючных, а стремились любой ценой уничтожить группу.

С двух сторон ударили трассы ДШК – с поста на горе и с северного ущелья. Из обоих ущелий на разведчиков обрушился огонь из автоматов и винтовок. Все вынужденно залегли за стенки, вжались в землю. Наблюдать за подступами не получалось. Все понимали, что пока они не могут поднять головы, духи попытаются подойти к ним снизу, единственное, что пока можно сделать – это время от времени бросать гранаты вниз на склон. Но гранат оставалось мало.

Наконец, бросили последнюю гранату, боеприпасы к подствольнику закончились еще раньше. Был ли толк от этих гранат, или нет, неизвестно.

Олег предполагал, что атака будет с юга, откуда шел караван. Там и ДШК нет и южный склон более пологий, забраться можно быстро. В какой-то момент Митин который залег на южной стороне вершины, понял, что пули перестали бить по каменной стенке его укрытия. А огонь ДШК и стрелковки с поста и из северного ущелья наоборот усилился.

- Наверное, подползли – подумал Олег, и гранаты кончились. Тут ему в голову пришла сумасшедшая мысль, но могло получиться.

- Группа, слушай мою команду. Не поднимайтесь. Взять по камню. По команде бросаем вниз, как будто гранату. Готовы. Гранатой, огонь.

Все бросили по камню, потом еще и еще. Снизу донесся сдавленный вскрик, за ним другой. И вдруг в вершину ударил первый луч солнца. Рассвет. Дотянули. И тут же разведчики услышали далекий гул вертолетов.

Огонь ДШК прекратился. Духи днем стараются не воевать. Наверное, сейчас все, кто может, разбегаются по всяким горным схронам и пещерам, где их вовек не найдешь. Вот только караван они с собой взять не смогут.

На Олега по 159-й вышел командир роты. Узнав обстановку, ротный сообщил что они высадятся, не долетев до Олега километра полтора, на подходящей площадке, пусть ждет их примерно через час.

Быстро светало. Олег дал команду обозначить себя дымами и вошел в связь с вертолетами. Оставалось дождаться своих и собрать трофеи, которые духи не смогли унести. И уже в вертолете на пути домой Олег опять напевал про себя "Четвертые сутки ....."

***

Так счастливо закончилась дерзкая засада десятка разведчиков в самом тылу врага. Когда ждали один караван, а нарвались со всех сторон на превосходящие силы, чуть было не попали в окружение и не пали смертью героев.

Потом Олег узнал, каким образом караван пришел быстрее. Все было очень просто. У духов тоже был дерзкий план. Уже нагруженных вьючных животных просто погрузили в бурубухайки - скотовозы и быстро перебросили по открытой местности к предгорьям. Все бы получилось, если бы не наш дерзкий план и наши разведчики.

Конец

Сюжет из личного боевого опыта автора.